О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни, Театрального музея

Знание – силаИстория

Наследие Алексея Бахрушина — история и современность

Анна Кречетова

31 января отмечалось 160 лет со дня рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865—1929) – крупнейшего московского фабриканта и купца, мануфактур-советника, организатора и директора Театрального музея, одного из создателей и руководителей Русского театрального общества, попечителя многочисленных комитетов содействия культуре и помощи нуждающимся. Семья Бахрушиных была хорошо известна как среди предпринимателей, так и среди благотворителей и меценатов. Путем жесткой экономии и с помощью создания почти безотходного производства Бахрушиным удалось сколотить огромное состояние на торговле кожевенными и суконными изделиями. Начинали они как прасолы, родом были из Зарайска, откуда в 1821 году и приехали в Москву. Что наиболее удивляет в истории их рода – Бахрушины всегда помнили, что сами происходили из простого звания и не только не презирали бедный люд, но, напротив, помогали ему, много расходуя на благотворительность. О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни – Театрального музея – наш сегодняшний разговор.

Начало

Алексей Александрович Бахрушин происходил из рода знаменитых промышленников и меценатов, который к началу XX века вошел в пятерку богатейших московских купеческих семей наряду с Третьяковыми, Морозовыми, Щукиными, Найденовыми.

Как отмечают исследователи, Бахрушины не только участвовали в московской благотворительности, но в большой мере закладывали эту традицию.

В 1882 году братья Петр, Александр и Василий Бахрушины передали более 400 тысяч рублей на учреждение больницы для страдающих неизлечимыми болезнями. Больница была построена в 1887 году на Сокольническом поле. Вскоре в Сокольниках вырос целый городок, где, в частности, были родильный приют, бесплатный детский приют, ремесленная школа и многое другое. Кроме того, Бахрушины строили так называемые «вдовьи дома» – на нынешней Площади Искусств, а также на Софийской набережной (дом 26). Здесь располагались однокомнатные отдельные квартиры, в рабочих комнатах находились в бесплатном пользовании швейные машинки, были две школы – начальная и ремесленная, детский сад, столовая.

Вместе с тем, как и многие богатые люди того времени, Бахрушины были увлеченными коллекционерами. Так, Алексей Петрович Бахрушин (1853— 1905) завещал в 1901 году Историческому музею 25 тысяч экземпляров уникальной коллекции книг, изделий из бронзы, миниатюр, картин.

С другой стороны, по воспоминаниям современников, семья в быту жила вполне скромно. Как пишет С. Т. Коненков, эти купцы и меценаты не просто обходились без излишеств, но более того – имея миллионы рублей дохода, продолжали экономить и считали каждую копейку. Так, рассказывает Коненков, в 1911 году Алексей Александрович на его глазах торговался из‑за 10 копеек с «ванькой» и пошел пешком по весенней слякоти, поскольку извозчик так и не сбавил цену.

Бахрушины отнюдь не походили на известные типажи А. Н. Островского – напротив, образованию, культуре в этой семье уделялось первостепенное значение. Сегодня в архивах сохраняются описи коллекций Алексея Бахрушина, в частности, письма литераторов, которые он бережно собирал. При просмотре этих документов нельзя не отметить понимание коллекционером важности и ценности художественного творчества. Достаточно сказать, что в его ценнейшем собрании хранились письма Я. К. Грота, В. Г. Короленко, К. Д. Кавелина, С. Я. Надсона, А. Н. Апухтина, П. Д. Боборыкина…

А. А. Бахрушин

Исследователи отмечают, что важным фактором, сформировавшим интерес А. А. Бахрушина к коллекционированию, было сближение его с двоюродным братом, Алексеем Петровичем. А. П. Бахрушин, в частности, дружил с И. Е. Забелиным, основателем Исторического музея. Дружил он и с В. В. Стасовым, который поощрял его коллекционирование, а также знакомил с литераторами и художниками, которым Алексей Петрович бескорыстно помогал, иногда в буквальном смысле возвращая их к жизни.

Дом А. А. Бахрушина, конец XIX – начало XX века

Театральный музей

С личностью и биографией Алексея Александровича нам помогает знакомиться Светлана Викторовна Семиколенова – заведующая одним из наиболее значимых филиалов Бахрушинского музейного комплекса – московским домом‑музеем А. Н. Островского.

Как рассказывает Светлана Викторовна, безусловно, «главным делом жизни А. А. Бахрушина» стало «создание Театрального музея»: «"Коллекция поражала своим количеством, своими размерами и своим разнообразием, – вспоминал А. И. Южин‑Сумбатов. – …все это уже было накоплено и под­готовлено многолетним ежедневным трудом Алексея Александровича задолго до открытия музея"1. Уже в 1892 году Бахрушин представил свою коллекцию в Вене на международной Музыкальной и театральной выставке. 29 октября 1894, – рассказывает Светлана Викторовна, – собиратель впервые показал свою уникальную театрально‑литературно‑музыкальную коллекцию друзьям, театральной общественности. Этот день считается официальной датой открытия музея».

1. «Воспоминания. Записки. Статьи. Письма» – М‑Л., «Искусство». 1941. С. 508

Сад дома на Лужнецкой улице. Фото 1900-х годов

Давайте обратимся к некоторым экспонатам Музея. Поскольку он сразу был задуман как учреждение просветительское, значительное место здесь занимают предметы, связанные с изучением истории театра.

В Музее хранится, например, дворянская грамота, пожалованная братьям Волковым, портрет Ф. Г. Волкова – копия с оригинала А. П. Лосенко. Авторская (предположительно) копия с портрета И. П. Аргунова Прасковьи Ковалевой‑Жемчуговой. Портрет Е. С. Семеновой кисти Карла Брюллова, портрет В. А. Каратыгина работы В. А. Тропинина. Афиши с фотографиями Анны Павловой и Вацлава Нижинского. Здесь же – автограф Галины Улановой, где она рассказывает о работе над ролью Марии в «Бахчисарайском фонтане». В Музее хранится портрет С. И. Мамонтова кисти И. Е. Репина, эскизы оперных декораций кисти В. Д. Поленова, В. М. Васнецова и М. А. Врубеля. Фотографии Ф. И. Шаляпина и его костюм Мефистофеля в «Фаусте» на сцене Мариинского театра (художник А. Я. Головин), а также эскиз костюма Мефистофеля для Мамонтовской частной оперы работы В. Д. Поленова. Один из уникальных экспонатов Музея – Золотой диск, подаренный Шаляпину на 60‑летие английской фирмой «His Master's voice». В частично воссозданном рабочем кабинете Алексея Александровича – слепок с ноги Марии Тальони, афиши Введенского народного дома и русских балетных сезонов Дягилева (последние, в частности, с изображением Т.П. Карсавиной), портрет М. А. Ермоловой и траурная лента с венка, поднесенного от артистов со словами «Другу театра».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Ai-Da ИИ Ai-Da ИИ

Робот-вундеркинд или пустышка

Weekend
Детская непосредственность Детская непосредственность

Почему роспись нового храма в Морозовской больнице не доведена до конца

Forbes
Чудесная Чудесная

В созвездии Кит расположилась одна из самых удивительных звёзд нашего неба, Мира

Наука и жизнь
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Всё в норме Всё в норме

Как правильно применять психологические кодексы, чтобы изменить жизнь к лучшему

VOICE
Владимир Михайлов Владимир Михайлов

Камнерез из Боровичей возродил утраченную технику пластики древнего Новгорода

Собака.ru
«Главное — идея, которую ты воплощаешь» «Главное — идея, которую ты воплощаешь»

Винодел Павел Швец работает с вином с 19 лет. Что он может о нем сказать?

РБК
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
«Слон во Вселенной. 100 лет в поисках темной материи» «Слон во Вселенной. 100 лет в поисках темной материи»

Как дисковые галактики сохраняют устойчивость

N+1
Игра цвета Игра цвета

Гармоничный диалог жизни и искусства в проекте квартиры для молодого бизнесмена

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
Не только шипы и колючки: 7 механизмов, с помощью которых растения защищаются от внешних угроз Не только шипы и колючки: 7 механизмов, с помощью которых растения защищаются от внешних угроз

Какие механизмы защиты мать-природа предусмотрела у представителей флоры

ТехИнсайдер
Мультпарад Мультпарад

Что можно узнать о любви из популярных анимационных фильмов?

Лиза
«Сколько ты зарабатываешь?»: как перестать сравнивать себя с другими в эпоху «успешного успеха» «Сколько ты зарабатываешь?»: как перестать сравнивать себя с другими в эпоху «успешного успеха»

Откуда взялась идея суперпродуктивности и как она превратилась в настоящий культ

Psychologies
Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста

В память о Милане Кундере, без которого жизнь моя была б иной или ничтожной

Afternoon Seasons of life
На пути к цветочному суверенитету На пути к цветочному суверенитету

«Горкунов» взял на себя миссию импортозамещения на рынке выращивания цветов

Монокль
Вячеслав Дусмухаметов: За этот сериал мы попадем в рай Вячеслав Дусмухаметов: За этот сериал мы попадем в рай

Продюсер Вячеслав Дусмухаметов — о производстве полнометражных фильмов

Ведомости
Борьба с галочками Борьба с галочками

Сколько зарабатывают маркетплейсы и как ФАС борется с галочками

Ведомости
«Запрет абортов повышает риск суицидов»: почему так опасно лишать женщин права выбора «Запрет абортов повышает риск суицидов»: почему так опасно лишать женщин права выбора

Как запрет абортов вредит женщинам?

Psychologies
Квазивалютный долг Квазивалютный долг

Экспортеры предъявили спрос на квазивалютный долг

Ведомости
«Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься «Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься

Как обезопасить себя от сталкера и какими тактиками они пользуются

СНОБ
Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей

Способны ли обезьяны интуитивно «читать мысли» других существ?

ТехИнсайдер
Сопрано Сопрано

Главный сериал XXI века?

Men Today
5 способностей животных, которые недоступны людям 5 способностей животных, которые недоступны людям

Как было бы круто, если бы обладали этими способностями животных

Maxim
8 трендов в уходе за кожей, которые дерматологи никому не советуют пробовать 8 трендов в уходе за кожей, которые дерматологи никому не советуют пробовать

Вирусные бьюти-тренды, от которых следует держаться подальше

VOICE
Мода требует жертв? Мода требует жертв?

Какие элементы гардероба на самом деле очень вредны для здоровья?

Лиза
Еда, любовь и алкоголь: 6 книг о современных зависимостях Еда, любовь и алкоголь: 6 книг о современных зависимостях

Подборка книг, которая изучает зависимости с разных сторон

Psychologies
Зеленый древесный питон Зеленый древесный питон

Наш герой – зеленый, или древесный, питон – вид ромбических питонов

Знание – сила
Французский зонтик Французский зонтик

Зачем Франции разворачивать в ФРГ свое ядерное оружие?

Ведомости
Открыть в приложении