Екатерина Великая в Москве
Французский писатель и философ Дени Дидро однажды посоветовал Екатерине Великой переехать в Москву. Дидро сравнивал столицу, расположенную на окраине государства (Санкт-Петербург), с сердцем, расположенным в пальце; он считал, что если Екатерина намерена «переменить нравы» своего народа, то она должна поместиться «в средине церкви, а не в одном из углов ея»1. Екатерина не последовала совету своего корреспондента и осталась в Петербурге.
1 Дени Дидро. О Москве и Петербурге // Москва в истории и литературе / сост. М. Коваленский. М., 1916. С. 174.
Тем не менее Москва сыграла особую роль в жизни Екатерины Великой. Первый раз они встретились в феврале 1744 года, вскоре после приезда будущей императрицы в Россию. Именно в Москве будущая императрица приняла православие, превратившись из Софии Августы Фредерики в Екатерину Алексеевну. Именно в Москве императрица собрала депутатов Уложенной комиссии 1767—1768 годов – собрания, целью которого была подготовка нового свода законов Российской империи. Наконец, именно в Москве Екатерина отметила триумф победы над Турцией – торжества в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира 1774 года; мира, открывшего державе Черное море и Крым.
Материалы камер-фурьерских журналов XVIII века2, подкрепленные «Записками» Екатерины II, позволяют восстановить хронику пребывания Екатерины в Москве и окрестностях города. Приведем ее здесь:
2 Материалы камер-фурьерских журналов о времени пребывания Екатерины II приведены по: Екатерина Великая и Москва. Каталог выставки: июнь—сентябрь 1997 года / отв. ред. Иовлева Л.И. С. 16—18.
Первый визит: 9 февраля3 – 15 декабря 1744 года (за вычетом июля, августа и сентября, когда будущая императрица ездила в Киев).
3 Здесь и далее даты приведены по старому (юлианскому) стилю.
Второй визит: 20‑е числа декабря (до 25‑го) 1748 – 15 декабря 1749.
Третий визит: вторая половина декабря 1752 – 10/11 мая 1754.
Четвертый визит: 9 сентября 1762– 14 июня 1763 (за вычетом двух с половиной недель, с 12 мая по 1 июня 1763 года, когда Екатерина ездила в Ростов и Ярославль).
Пятый визит: 13 февраля 1767 – 19 января 1768 (за вычетом полутора месяцев, с 28 апреля по 14 июня 1767 года, когда Екатерина совершала путешествие по Волге).
Шестой визит: 22 января – 20 декабря 1775 года.
Седьмой визит: 2–6 июня 1785 года.
Восьмой визит: 23 июня – 4 июля 1787 года (по пути из Крыма в Петербург).
Мы видим, Екатерина подолгу живала в Москве; в первопрестольной и ее окрестностях она провела за всю свою жизнь около 4,5 лет. Любила ли императрица старую столицу своей страны? Обратимся к «Размышлениям» Екатерины II о Петербурге и Москве.
«Я вовсе не люблю Москвы, но не имею никакого предубеждения против Петербурга, я стану руководиться благом империи и откровенно выскажу свое чувство. Москва – столица безделья и ея чрезмерная величина всегда будет главной причиной этого. Я поставила себе за правило, когда бываю там, никогда ни за кем не посылать, потому что только на другой день получишь ответ, придет ли это лицо, или нет; для одного визита проводят в карете целый день, и вот, следовательно, день потерян. Дворянству, которое собралось в этом месте, там нравится: это неудивительно; но с самой ранней молодости оно принимает там тон и приемы праздности и роскоши; оно изнеживается, всегда разъезжая в карете шестерней, и видит только жалкия вещи, способный разслабить самый замечательный гений. Кроме того, никогда народ не имел перед глазами больше предметов фанатизма, как чудотворныя иконы на каждом шагу, церкви, попы, монастыри, богомольцы, нищие, воры, безполезные слуги в домах …»4 Кажется, вопрос снят – нет, не любила, и Екатерина сама признается в этом. Но так ли всё однозначно?
4 Екатерина II. Размышления о Москве и Петербурге // Екатерина II. Сочинения. Сост. и примеч. В. К. Былинина и М. П. Одесского. М.: Современник. [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/e/ekaterina_w/ text_0430.shtml (дата обращения: 9.02.2024).
Действительно, старая, допожарная Москва была очень непохожа на просвещенную Русскую Минерву. Это был город контрастов, город, где великолепные дворцы знати, украшенные по последнему вкусу европейской моды, уживались с дряхлыми деревянными оградами и избами. Это был город старины, с еще не разобранными стенами Китай-города и Скородома5, не заложенной в трубу Неглинной, не закопанным Алевизовым рвом на Красной площади. Это был город церквей и монастырей, которых в одном только Кремле было два – Чудов мужской и Вознесенский женский. Старый город напоминал толстовскую Марью Дмитриевну Ахросимову – такой же противоречивый, такой же независимый и такой же до глубины своей души русский.
5 Название Земляного города.
Как известно, Екатерина стремилась показать себя продолжательницей дел Петра Великого. Но вести себя с Москвой так же надменно, как Петр, Екатерина не могла. Одаренная острым чувством власти, она понимала: дорога из немецких принцесс в русские императрицы лежит через первопрестольную. Коронации и паломничества в Сергиеву Лавру здесь мало, нужно преобразовать Москву, превратить древний Вавилон в просвещенный метрополис6, завоевать симпатии дворян – от них зависит прочность трона императрицы. Давайте посмотрим, как это удалось сделать Екатерине и ее архитекторам.