Место творчества Булата Окуджавы в современной литературе и литературоведении

Знание – силаКультура

«Все, что было его, – нынче ваше»

Станислав Свиридов

На фотографии автограф стихотворения Булата Окуджавы «У поэта соперников нету…»

Сегодня, в год столетия Булата Окуджавы, его стихи входят в школьную программу, стоит памятник на старом Арбате, именем Окуджавы названы улица, самолет и астероид. А еще 30 лет назад приходилось доказывать, что стихи Булата Шалвовича – достойная тема для литературоведа. Гитарист, песенник? – ну это же эстрада, «самодеятельное» творчество! В брежневские времена бардам не полагался пропуск в большую литературу. Поэтому первые попытки осмыслить феномен Окуджавы были сделаны в зарубежной критике. Авторы «Нового русского слова», «Нового журнала», «Граней» внимательно следили за культурной жизнью СССР и, конечно, заметили неформальную славу неофициального поэта. Правда, в его популярности они видели явление скорее общественное, чем художественное. А если художественное, то «низкое», оправдываемое только тем, что исходит оно из гущи народной. Ох уж эта гитара! И «тут» и «там» она – «подозрительный инструмент». Проницательный рецензент Роман Гуль свидетельствовал в 1965 году: то, что Окуджава поет свои стихи под гитару, а не «бряцает на лире», воспринимается эстетами как вульгарность.

Это на Западе! А в Советском Союзе претензии к Окуджаве были более серьезными. Поэт слишком явно и успешно игнорировал канонические правила, созданные советской номенклатурой, тем самым доказывая их несостоятельность, а магнитофонные «тиражи» его стихов расходились без позволения Главлита. Критика замечала Окуджаву (и то больше как прозаика), но критика – область мнений и дискуссий. Другое дело – наука! В СССР она стояла на страже «правильной» картины мира, сам факт исследовательского внимания как бы увенчивал автора и официально вводил его в святилище литературы. Назвать Окуджаву поэтом значило бы узаконить вольную словесность. Известный литературовед, профессор МГУ Сергей Кормилов вспоминал, как в 1983 году ему удалось опубликовать в научно-популярном (не собственно научном!) журнале «Русская речь» первую литературоведческую статью о другом барде, Владимире Высоцком, ценой многочисленных компромиссов, оговорок и умолчаний, – со второй попытки. Хотя в том же году статья литературоведа З. Паперного об Окуджаве была опубликована в журнале «Вопросы литературы», эта первая ласточка не сделала бардам весны. По-прежнему удавалось только исподволь вводить произведения Окуджавы в сферу литературоведения, рассматривая его наряду с другими авторами, выбирая его легально опубликованные стихи в качестве примеров и иллюстраций, как это делали Михаил Гаспаров и Виктор Григорьев.

Тем временем уже в середине 1970‑х в печати русского зарубежья об Окуджаве говорили вполне серьезно, особенно после выхода в Париже четырехтомного собрания «Песни русских бардов» со звуковым приложением. Оксфордский славист, профессор Джеральд Смит в англоязычной рецензии на это издание называет Окуджаву «крупнейшим лирическим поэтом». Дж. Смит, вероятно, и был автором первых научных, а не критических исследований поэтического творчества Окуджавы.

Разумеется, с началом перестройки в СССР цензурное «сдерживание» полуофициального поэта прекратилось, и наше литературоведение «открыло» Окуджаву как неизученного большого поэта. В годы возвращения имен, «отмененных» советской цензурой, свое слово об Окуджаве сказали такие классики отечественной науки, как Георгий Кнабе, Юрий Карякин, Сигурд Шмидт, Галина Белая. Главным результатом этого «первого подхода» стала, как выражаются ученые, легитимация темы – безоговорочное признание Окуджавы литератором, поэтом, равным среди равных в своей эпохе и в русской литературе.

Надо сказать, что мешал этому не только академический снобизм, но косвенно и… сам Окуджава. Его слово сдержанно, неярко, его герой – деликатный до застенчивости; он вдруг извиняется непонятно перед кем и за что («…потому что тот король был один, уж извините»), чувствует себя малым («московский муравей») и в трепете склоняется перед величием мира, Надежды, Любви (или «любови» – так чаще звучит у Окуджавы). Писал о воздушном шарике, кузнечиках, сверчках и называл свои стихи «песенками». Не случайно так прочно слились с его творчеством иллюстрации Г. Ваншенкиной, стилизованные под детский рисунок. Окуджава не создал себе «Памятника», он умалял себя, а поскольку истинный художник всегда убедителен, – ему поверили, забыв, что «я» в лирике – всегда вымысел, сотворенный образ, а не автопортрет и не исповедь.

Академическое недоверие к авторской песне когда-то сфокусировалось в недолговечной, но популярной теории, определяющей поэзию бардов как «фольклор интеллигенции». Эта концепция грешила заметным противоречием: фольклор не бывает «авторским», это творчество народа. Но ярлык прижился, ведь он так удачно легитимировал снобизм традиционалистов и ставил этих самоуверенных певцов, «байдарочников» (по выражению одного поэта), на место. На заурядное место вне литературы. Но, Богомолов, «входя в общение с произведением искусства, человек открывает для себя новый мир, рожденный автором. Входя в общение с произведением фольклорным, он приобщается миру уже известному, который надо не открывать, а повторять». Поэзия Окуджавы – это, конечно, открытие мира невиданного, а не повторение общих мест. В 1998 году критик и теоретик литературы Владимир И. Новиков сформулировал новое, актуальное до сих пор представление о поэтах-бардах: авторская песня – полноправное явление русской литературы, а центральное место в нем занимают Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич.

Сегодня окуджавоведение стало привычной областью науки о литературе и никого не удивляет и тем более не возмущает. Защищено 18 диссертаций об арбатском певце. На запрос «Окуджава» главная научная электронная библиотека России «Elibrary» отвечает списком из более чем 500 публикаций, еще столько же, предположу, можно найти за ее пределами. Окуджава занял прочное место и в литературе, и в науке о ней.

Но место писателя в науке – это, конечно, не только количество книг и статей о нем. Это, прежде всего, наличие ряда посвященных ему проектов и «институций» (учреждений) ученого и литературного сообщества, как-то: мемориальный музей, собрание сочинений, продолжающееся научное издание (например журнал, ежегодник, альманах), качественное жизнеописание, научные конференции. Все это сегодня есть и в активе окуджавоведения, и в списке его проблем и перспектив.

Начнем с научной печати. В конце 1990‑х годов из россыпи «малых» научных публикаций об Окуджаве (статей в научных, научно-популярных и «толстых» журналах, вузовских сборниках, в материалах конференций и проч.) стали вырастать первые издания, полностью посвященные арбатскому певцу. Это тематические и авторские сборники статей. Например, изданные в Магадане две книги Романа Чайковского (1999, 2006) или столичная книжка «Окуджава. Проблемы поэтики и текстологии» (2002). Разделы, посвященные Окуджаве, появляются в сборниках материалов об авторской песне, таких как книга Владислава Зайцева об Окуджаве, Высоцком и Галиче (2003).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Финикийцы Азиатского материка Финикийцы Азиатского материка

Как согдийцам суждено было сыграть блестящую роль в формировании письменностей

Знание – сила
Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа

Как с помощью перманентного макияжа можно преобразить ареолы груди

VOICE
По следам первопроходцев По следам первопроходцев

Следы эпохи Великих географических открытий – во всей нашей жизни

Вокруг света
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Кто так строит: как «Дом-2» стал самым известным долгостроем страны Кто так строит: как «Дом-2» стал самым известным долгостроем страны

Самые громкие скандалы, самые важные имена и самые значимые вехи телепроекта

Правила жизни
Выиграть жену Выиграть жену

Интеллектуальные игры сопровождали калмыков с детства

Вокруг света
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
Ай, меня ужалили! Ай, меня ужалили!

Встретить медуз можно на любом курорте – и ожоги некоторых очень неприятны

Лиза
Евгеника: хотели как лучше... Евгеника: хотели как лучше...

Как евгеника стала синтезом теории вырождения, теории Дарвина и научного расизма

Знание – сила
«Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их «Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их

Как режиссер Мишель Франко говорит о проживании трагедии в фильме «Память»

Forbes
Мировая дюжина. 12 часовых марок от Глазго до Сингапура, в обход Швейцарии Мировая дюжина. 12 часовых марок от Глазго до Сингапура, в обход Швейцарии

12 интересных часовых марок откуда угодно, но не из Швейцарии

СНОБ
Два лучших упражнения для снижения артериального давления: попробуйте догадаться Два лучших упражнения для снижения артериального давления: попробуйте догадаться

Какие упражнения лучше всего подойдут для снижения кровяного давления

ТехИнсайдер
11 продуктов, срок годности которых можно игнорировать 11 продуктов, срок годности которых можно игнорировать

Какие продукты можно использовать даже после истекшего срока годности?

VOICE
«Все хорошее заканчивается»: 3 неожиданных плюса этой мысли «Все хорошее заканчивается»: 3 неожиданных плюса этой мысли

Зачем думать о том, что хорошее рано или поздно закончится

Psychologies
Почему манга читается справа налево и какой в этом смысл Почему манга читается справа налево и какой в этом смысл

Что такое манга и как её читать?

Maxim
6 фраз, которые взрослые дети мечтают услышать от своих родителей 6 фраз, которые взрослые дети мечтают услышать от своих родителей

Шесть важных фраз, которые родители могут (и должны) сказать повзрослевшим детям

Psychologies
История первого героя СССР: за что Анатолий Ляпидевский удостоился высшей награды История первого героя СССР: за что Анатолий Ляпидевский удостоился высшей награды

Медаль «Золотая Звезда» с порядковым номером 1 в СССР была только одна

ТехИнсайдер
Неизвестный флот Неизвестный флот

Избранные главы документальной книги Алексея Иванова «Речфлот»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
6 книг, которые помогут «прокачать» мозг 6 книг, которые помогут «прокачать» мозг

Книги, которые помогут расширить представление о природе сознания

Psychologies
Вредно ли сидеть, положив ногу на ногу Вредно ли сидеть, положив ногу на ногу

Как вы обычно сидите в офисе? А за обеденным столом? В автобусе?

ТехИнсайдер
7 способов поддержать друга в кризисной ситуации 7 способов поддержать друга в кризисной ситуации

Как помочь близкому человеку пережить трудный период?

Psychologies
«Страх, любовь и пропаганда» — из истории секты: отрывок из книги социального психолога «Страх, любовь и пропаганда» — из истории секты: отрывок из книги социального психолога

Как лидеры сект управляют массами и почему их влиянию так сложно сопротивляться

СНОБ
Ольга Сварник: «Мозгу постоянно нужна новизна» Ольга Сварник: «Мозгу постоянно нужна новизна»

О мире, где человек вынужден конкурировать с нейросетями

РБК
Генетики пересчитали время смешения предков современных людей и неандертальцев Генетики пересчитали время смешения предков современных людей и неандертальцев

Когда произошло смешение предков современных людей с неандертальцами?

N+1
Вдова и самозванка: как две королевы соперничали за английский престол Вдова и самозванка: как две королевы соперничали за английский престол

Глава из книги «Без права на престол» — как расцвели и погибли пять династий

Forbes
«Виды доброты» в Каннах: как Йоргос Лантимос рассказывает о власти и любви «Виды доброты» в Каннах: как Йоргос Лантимос рассказывает о власти и любви

Что представляют из себя три новеллы в фильме Йоргоса Лантимоса «Виды доброты»

Forbes
Бум внутри периметра: можно ли удвоить долю фондового рынка в российской экономике Бум внутри периметра: можно ли удвоить долю фондового рынка в российской экономике

Быстрый рост фондового рынка возможен, считает главный экономист «Эксперта РА»

Forbes
И/ИЛИ И/ИЛИ

Отношения народа со своим голосом в рассказе Кафки «Жозефина, или Народ мышей»

Weekend
60% считают, что повседневные хлопоты могут помочь поддерживать себя в форме 60% считают, что повседневные хлопоты могут помочь поддерживать себя в форме

Можно ли выполнять норму физических упражнений, не ходя в зал?

ТехИнсайдер
Психологические травмы: чем они могут быть полезны — беседа с психотерапевтом Психологические травмы: чем они могут быть полезны — беседа с психотерапевтом

Что такое травма? Чем она опасна как для нас, так и для окружающих?

Psychologies
Открыть в приложении