Вдова и самозванка: как две королевы соперничали за английский престол
В 1587 году английская королева Елизавета I подписала смертный приговор своей сопернице — Марии Стюарт. Их связывали родственные узы и давняя вражда. С разрешения издательства «Бомбора» Forbes Woman публикует отрывок из книги Ирины Беловой «Без права на престол. Как расцвели и погибли пять великих династий» — о том, как начинались сложные отношения двух правительниц.
Марии Стюарт на свадьбу сшили необычное платье. Чаще всего королевы и принцессы на свадьбу надевали красные платья, но Мария предпочла появиться в белом. Прежде белые платья чаще носили вдовы, поэтому в будущем выбор королевы будут трактовать как мрачное предзнаменование, но в тот момент двор был очарован. Девушка выглядела чистым, невинным ангелом. Брантом пишет: «Она предстала перед нами во сто крат прекраснее, чем небесная богиня». С тех пор под ее влиянием знатные невесты стали выбирать белый цвет.
Любила ли мужа Мария так сильно, как это показывают в сериалах о ее жизни? Счастливое детство они провели рядом, их готовили к браку с момента знакомства, если даже это была не любовь, то подростковая влюбленность. Стюарт писала стихи о любви и посвящала их дофину Франциску.
В тот самый счастливый для Марии год в Англии происходит событие, определившее ее судьбу. У короля Испании Филиппа II умирает жена — Мария Тюдор, королева Англии и дочь Генриха VIII. Она была старше супруга и не чувствовала себя любимой. Перед смертью королева отрешила равнодушного к ней мужа от короны, и на престол взошла младшая сестра Марии Тюдор — 25-летняя Елизавета.
Но если Мария Тюдор и ее покойный брат, король Эдуард, были законными детьми Генриха VIII, то Елизавета — нет. Ее мать, Анну Болейн, Генрих VIII страстно любил, но потом приказал казнить и особым указом объявил свой брак с ней недействительным, а Елизавету, свою дочь от Анны, парламентским указом объявил незаконнорожденной. Для папы римского, французов и всего католического мира девочка не имела права на престол. Для католиков она стала бастардом.
Оба ребенка короля Англии уже в могиле, а Елизавета — незаконнорожденная, значит, единственный законный наследник английской короны — Мария Стюарт, ведь она не только королева Шотландии, но и правнучка короля Англии Генриха VII.
После восхождения на престол Елизаветы перед 16-летней Марией встал выбор: признать ее законной королевой Англии или обвинить в захвате власти и короны, которая по праву принадлежит только Стюарт.
Дочь фрейлины не отдает корону
Весь католический мир и особенно король Франции Генрих II считали Елизавету самозванкой, еретичкой, дочкой фрейлины.
Мать Генриха была дочерью короля Франции Людовика XII, и у нее служила мать будущей королевы Елизаветы I — Анна Болейн. Что же могли думать о такой правительнице при французском дворе? Она для всех была самозванкой. Как же поступила 16-летняя Мария Стюарт, когда Елизавета I, как считали в католическом мире, узурпировала власть?
Шотландская королева не призвала к восстанию против самозванки в Лондоне, но по совету Генриха II вместе с мужем Франциском внесла герб Англии в свой фамильный герб. Более того, официальный титул Марии Стюарт в документах на латыни звучал так: «Regina Scotiae, Angliae et Hiberniae», то есть «Королева шотландская, английская и ирландская». Мария Стюарт встала тенью над троном Елизаветы I, как бы напоминая своим существованием и титулом, что ее власть — это фарс. Королева Шотландии не признала Елизавету.