О мире, где человек вынужден конкурировать с нейросетями

РБКHi-Tech

Ольга Сварник: «Мозгу постоянно нужна новизна»

Сегодня мы оказались в мире, где человек вынужден конкурировать с искусственным интеллектом. Да, люди не могут накапливать и обрабатывать такой же объем информации, как ИИ. Но так ли это плохо? «РБК Тренды» обсудили эту тему с нейрофизиологом Ольгой Сварник

Беседовала Ирада Садраева

Ольга Сварник, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова Института психологии РАН. Декан факультета наук о жизни Московского института психоанализа. Окончила Southern Oregon University (США, 1996) со степенью бакалавра психологии и Республиканский центр гуманитарного образования (Россия, 1998). Член европейского и американского общества нейронаук и исследований мозга (FENS, IBRO, SfN). Автор книги «Мозг за минуту» и монографии «Активность мозга: дифференциация опыта и специализация нейронов». Фото: личный архив

Первый в мире пациент с мозговым имплантом Telepathy от компании Neuralink сыграл силой мысли в партию шахмат. Об этом сам Нолан Арбо сообщил в марте 2024 года в соцсети Twitter/X, написав пост с помощью нейрочипа. Он перенес имплантацию в конце января. Пациент добавил, что благодаря имплантату вновь насладился игрой Civilization VI, в которую не мог играть из-за паралича конечностей.

Илон Маск, основатель Neuralink, считает, что нейрочипы позволят человеку не только играть на компьютере, но и успешно конкурировать с ИИ, который, по мнению бизнесмена, сильно потеснит нас в ближайшие годы во всех сферах деятельности.

Без чипа в голове

РБК: В январе 2024 года ученые из Neuralink, компании Илона Маска, успешно вживили нейрочип Telepathy первому пациенту. Этот прорыв называют в прессе одной из главных научных сенсаций года. А насколько важно это событие для когнитивных наук?

О. С.: Люди научились с помощью мысли передвигать курсор по экрану еще много лет назад. Например, в 2015 году парализованная женщина смогла управлять реактивным самолетом в компьютерном симуляторе (в ходе проекта с участием DARPA, «технологичного» управления Минобороны США. — РБК).

Нейроимпланты уже много лет разрабатываются и тестируются ведущими научными лабораториями. Целому ряду компаний еще до Маска удавалось успешно вживлять электроды в человеческий мозг. Например, имплант BrainGate, спроектированный компанией Cyberkinetics. Также нейробиолог, профессор «Сколтеха» Михаил Лебедев занимался имплантацией электродов обезьянам. И таких исследовательских лабораторий много. Видимо, Маск просто обладает особым талантом доносить информацию до аудитории. Иначе я не могу объяснить этот ажиотаж вокруг Telepathy.

РБК: Будут ли востребованы такие чипы?

О. С.: Они уже и сейчас востребованы. Например, BrainGate в 2004 году имплантировали парализованным людям, пациентам на искусственной вентиляции легких.

Но есть нюанс: микроэлектроды, или по-народному чипы, должны фиксировать момент возбуждения в отдельных нейронах. А сегодня мы еще не умеем делать этого без операции на черепе. Имплантация должна проводиться строго по показаниям. Для человека, который способен взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно, это необоснованный риск. На него пойдут немногие, но такой пример есть.

В 2014 году американский нейробиолог Филипп Кеннеди вживил себе в мозг чип. Для этого ученому пришлось ехать в Центральную Америку — в США ему запретили делать операцию как раз из-за отсутствия показаний. Ученый хотел понять, как активность нейронов преобразуется в слова и как на эти процессы можно воздействовать внешне. Операция шла около 11 часов и стоила $30 тыс. В результате Кеннеди на какое-то время потерял способность говорить. И вопросы, которые он хотел задать себе, остались, по-видимому, неисследованными. Кстати, потом ему вытащили эти электроды.

РБК: А что сложнее — вживить или изъять электроды?

О. С.: Конечно, разместить электроды сложно. Всегда есть опасность повредить важный сосуд, после чего случится кровоизлияние и человек умрет. Такие случаи науке уже известны. Прорыв случится, когда Илон Маск научится снимать сигналы с крошечных нейронов без того, чтобы делать дырки в черепе. А еще когда разберется, какая нейронная группа за что функционально отвечает в мозге. Это будет означать, что мы сможем разместить устройство на поверхности головы, но при этом будем иметь доступ к внутреннему, субъективному миру человека, считывая сигналы нейронов.

Это очень перспективно, на мой взгляд, но делать это пока никто не умеет. Сейчас сигналы снимаются, однако это зашумленные данные, взятые с огромного количества клеток.

Недостатки разума как преимущество

РБК: Насколько оправдано использование искусственного интеллекта (сильного и слабого) для улучшения когнитивных способностей человека? Взять хоть ту же нейросеть ChatGPT — еще одну недавнюю сенсацию...

О. С.: Человек не может охватить разумом такое количество данных, которым оперирует ИИ. ChatGPT просто помогает обрабатывать большие объемы информации за короткое время, но он не создает себе целей, так что мы не имеем дела с сильным ИИ.

Для создания чего-то похожего на наш интеллект надо договориться о том, что мы понимаем под этим термином. Человеческий ум заключается не только в том, что он может анализировать большие данные. Может быть совсем наоборот: какие-то недостатки нашего разума (например, невозможность удержать в голове множество задач и данных) определяют его природу. Искусственный интеллект идет по другому пути.

РБК: То есть вы считаете, что мы пока далеки от того, чтобы создать сильную версию ИИ, которая будет массово отнимать рабочие места?

О. С.: От сильной версии ИИ мы действительно очень далеки. А рабочие места может отобрать и слабый ИИ. В отличие от человека он в силах создать принципиально новые и очень интересные формы, например новый силуэт машины. Для человека это довольно сложная задача. А для нейросети, которая проанализирует все машины, которые есть на свете, нет. Люди, рисующие себе апокалиптические сюжеты вокруг ИИ, плохо понимают, что стоит за словами «искусственный» и «человеческий интеллект».

РБК: Возможно, настороженность подкрепляется опасностью расширения киберпреступности. Например, согласно отчету Национального центра кибербезопасности Великобритании (NCSC) The near-term impact of AI on the cyber threat, все типы киберпреступлений уже используют ИИ в разной степени.

О. С.: Это безусловно, но за этим стоят люди, а искусственный интеллект просто инструмент. Как, скажем, молоток — с его помощью можно разбивать головы, а еще забивать гвозди в стены и вешать на них красивые картины.

Фото: PARINYA WANGSIRILERT / Shutterstock / FOTODOM

Стресс и изумление на долгую память

РБК: Наши воспоминания со временем меняются. Почему мы не можем вспоминать одну и ту же ситуацию более-менее одинаково?

О. С.: В этом есть очень большой эволюционный смысл: плохая память — это, вообще-то, хорошо. Мы все переживаем и воспринимаем эпизодами. А потом от этого эпизода «отваливаются» детали и остается универсальная модель, которой мы можем воспользоваться в будущем. Вы заходите в комнату и понимаете, как там себя вести, основываясь на своем опыте.

Но если бы мы хранили в мозгу различные эпизоды из жизни ровно так, как они происходили, то не могли бы использовать этот опыт для всех других похожих ситуаций. Именно из-за этого он и неточен, и груб.

РБК: Как отсрочить ухудшение памяти?

О. С.: Нашему мозгу постоянно нужна какая-то новизна. Он предназначен для того, чтобы улавливать изменения и таким образом расширять или дифференцировать уже имеющийся опыт. Накопилось много данных о том, что, если люди живут в условиях постоянной новизны, учат новый язык, посещают разные новые места, они с гораздо меньшей вероятностью теряют память в старости. Есть исследования о том, что чем больше лет человек занимается образованием, тем меньше у него шансов заболеть болезнью Альцгеймера. Более высокий уровень образования помогает людям лучше справляться с изменениями в мозге, связанными с деменцией.

РБК: Можно ли ускорить процесс запоминания?

О. С.: Для этого надо вывести мозг и нейронные группы в состояние «изумления». Когда мы запоминаем что-то, в мозге происходит маркировка обучающихся нейронов. И есть эксперименты, которые показывают, что, если мы заранее будем выводить нейроны в состояние «я готов принять на себя информацию», это помогает быстрее и лучше запомнить новую информацию. В частности, даже небольшой стресс способствует лучшему запоминанию.

Сны о будущем

РБК: Есть ли научное объяснение феномена вещих снов?

О. С.: Когда я училась в Университете Южного Орегона, один профессор любил повторять: кто поймет природу сна, разгадает тайну мозга. Так вот, для мозга, судя по всему, нет различий между прошлым и будущим. Кто-то говорит, что мозг — хранилище прошлых событий. На самом деле это прибор для предсказаний. Та же болезнь Альцгеймера, связанная с ухудшением работы памяти, характеризуется еще и тем, что люди не способны воображать себе будущее, например завтрашний день. Так же, как и пациенты с амнезией, у которых есть какие-то повреждения мозга.

Когда мы реконструируем прошлое, восстановление события происходит не в той форме, в которой изначально совершалось действие. И в этом смысле случайная компиляция из фрагментов опыта может создавать сценарии того, что может случиться с нами в будущем.

В вещие сны я не верю: нам снится множество историй за одну ночь, при этом из тысячи снов ничего не сбывается. А совпадения, по закону больших чисел, рано или поздно произойдут. В этом нет ничего странного.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Настоящее и будущее веб-технологий в цифрах и фактах Настоящее и будущее веб-технологий в цифрах и фактах

Какие цифры описывают Всемирную паутину?

РБК
Малыш и море Малыш и море

Чек-лист и полезные советы, чтобы отпуск с ребенком на море был только в радость

Лиза
Почему взаимная любовь превращается во взаимные претензии Почему взаимная любовь превращается во взаимные претензии

Почему со временем мы начинаем ценить лишь практические выгоды в отношениях?

Psychologies
Город в поисках культурной идентичности Город в поисках культурной идентичности

Улан-Удэ: русская провинциальная архитектура и монгольская героика

Weekend
Арбатский романс Арбатский романс

Тишина — имя этому дому

Seasons of life
Найти преступника по фрагментам дерева: как природа помогает криминалистам расследовать преступления Найти преступника по фрагментам дерева: как природа помогает криминалистам расследовать преступления

Как по биологическим следам восстановить картину преступления?

ТехИнсайдер
«Чувства гораздо богаче и тоньше, чем считалось раньше»: сколько эмоций мы испытываем на самом деле «Чувства гораздо богаче и тоньше, чем считалось раньше»: сколько эмоций мы испытываем на самом деле

Сколько эмоций на самом деле испытывают люди?

Psychologies
Ледовая жизнь Арктики Ледовая жизнь Арктики

Мало кто знает, какая разнообразная жизнь скрывается во льдах Арктики

Наука и жизнь
Замуж за футболиста — не приговор: три бизнес-истории жен игроков сборной России Замуж за футболиста — не приговор: три бизнес-истории жен игроков сборной России

Как оставаться независимой и самодостаточной, даже выйдя замуж за футболиста

Forbes
«Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков «Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков

Как научиться быть счастливой, несмотря на негатив, исходящий от близких?

Psychologies
Путь алхимика: как попасть в престижный американский стартап-акселератор Alchemist Путь алхимика: как попасть в престижный американский стартап-акселератор Alchemist

Как пройти в Alchemist, один из топовых американских стартап-акселераторов?

Forbes
Наполеон ненастоящий Наполеон ненастоящий

Новый «Наполеон»: богато снятая сказка, имеющая мало общего с реальностью

Дилетант
«Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их «Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их

Как режиссер Мишель Франко говорит о проживании трагедии в фильме «Память»

Forbes
Бум внутри периметра: можно ли удвоить долю фондового рынка в российской экономике Бум внутри периметра: можно ли удвоить долю фондового рынка в российской экономике

Быстрый рост фондового рынка возможен, считает главный экономист «Эксперта РА»

Forbes
У Карлсона — нарциссизм, у Иа — депрессия: что не так с любимыми героями советских мультфильмов У Карлсона — нарциссизм, у Иа — депрессия: что не так с любимыми героями советских мультфильмов

Нет здоровых персонажей, есть недообследованные

Psychologies
Что вас ждет, если вы влюбились в пассивно-агрессивного человека Что вас ждет, если вы влюбились в пассивно-агрессивного человека

Что движет пассивным агрессором?

Psychologies
Скоро потеплеет: 10-минутный лайфхак, как почистить вентилятор и подготовить его к работе Скоро потеплеет: 10-минутный лайфхак, как почистить вентилятор и подготовить его к работе

Как быстро и качественно почистить внтилятор, не разбирая его

ТехИнсайдер
«Бизнес крупнейших маркетплейсов каждый год растет в два раза, но это стоит все дороже» «Бизнес крупнейших маркетплейсов каждый год растет в два раза, но это стоит все дороже»

Стоит ли продавцам развивать интернет-магазины на фоне количества маркетплейсов?

Деньги
«Почему мне не рассказали это в 13 лет?»: чему важно научить девочек сегодня «Почему мне не рассказали это в 13 лет?»: чему важно научить девочек сегодня

Какие знания нужны девочкам сегодня?

Forbes
Какие популярные игры были запрещены в разных странах Какие популярные игры были запрещены в разных странах

Собрали 8 известных игр, которые были запрещены в ряде стран

Maxim
Дизайнер Никита Калмыков: Мне давно кажется, что любая одежда — вне гендера Дизайнер Никита Калмыков: Мне давно кажется, что любая одежда — вне гендера

Дизайнер Никита Калмыков — о Каннах, мемных образах и гендерной флюидности

СНОБ
45 лет апартеида 45 лет апартеида

Что такое апартеид? Как он работал в Южно-Африканском Союзе?

Дилетант
Старость не радость? Старость не радость?

Человечество стареет. Тенденция отмечается практически во всех странах мира

Наука и техника
10 городов с самым большим количеством миллиардеров — 2024 10 городов с самым большим количеством миллиардеров — 2024

Какие мегаполисы стали центрами притяжения для самых богатых людей мира

Forbes
«Фанатизм стал нашей страстью»: почему немцы поверили в нацистскую пропаганду «Фанатизм стал нашей страстью»: почему немцы поверили в нацистскую пропаганду

Как Мелита Машманн работала в нацистской газете?

Forbes
Странная новая мода: зачем пилоты выключают двигатели перед приземлением Странная новая мода: зачем пилоты выключают двигатели перед приземлением

Как заходили на посадку раньше и почему мода включать двигатели появилась сейчас

ТехИнсайдер
Порочная прибыль Порочная прибыль

Как экономика Макао стала самой быстрорастущей в мире

Деньги
Успешные правила Успешные правила

Андрей Малахов и психолог Нигина Абаева – о побочке соцсетей и чувстве стыда

Psychologies
Как ускорить свой метаболизм: 5 простых способов запустить жиросжигание Как ускорить свой метаболизм: 5 простых способов запустить жиросжигание

Как ускорить процесс сжигания калорий в организме?

ТехИнсайдер
Спортивный уголок Спортивный уголок

5 способов организовать место для тренировок в квартире

Лиза
Открыть в приложении