Как развиваются аэропортовая сеть и региональные авиаперевозки

ФедералПрессБизнес

Гражданская авиация России: задачи, технологии, тенденции

Александр Веселов

В области авиации коллективным Западом с 2022 года были предприняты беспрецедентные и откровенно враждебные шаги не только против авиаотрасли России как таковой, но и в целях деструктивного воздействия на экономику и общество нашей страны в целом. Впрочем, многие проблемы обозначили себя гораздо раньше. О том, что именно планировал Запад в отношении российской авиации, когда мы будем летать на отечественных самолетах, как развиваются аэропортовая сеть, региональные авиаперевозки и беспилотная авиация, рассказал генеральный директор Центра стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ) Антон Корень.

Российская авиация пережила два года в условиях ограничений по поставкам парка самолетов, изменений в международной географии полетов. Какова была цель санкций и каково сейчас положение дел?

Беспрецедентные условия блокирования поставки основных средств производства — самолетов, вертолетов, комплектующих гражданская авиация нашей страны пережила в стрессовом состоянии, но уже к началу прошлого года удалось стабилизировать цепочки поставок необходимых запчастей, решить задачи по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов.

Запад рассчитывал сначала на легкий блицкриг, на то, что ему удастся лишить нашу страну самолетов, что они будут возвращены лизингодателям и тем самым будет нарушена связность территорий России. Этого не произошло, большинство самолетов осталось в России. Потом, когда стало ясно, что цель не достигнута, рассчитывали, что, перекрыв поставки техники и всех видов комплектующих, запчастей, удастся остановить полеты. Однако противник столкнулся с высоким уровнем инженерных и технологических возможностей нашей страны, с высоким уровнем подготовки кадров, с наличием дружественных стран, поддержавших Россию поставками необходимых комплектующих. Уже в прошлом году наша гражданская авиация перешла к росту. По итогам года было перевезено более 105,4 млн пассажиров, что на 10,7% больше предыдущего года. В этом году рост продолжается.

В целом уже в прошлом году отрасль перешла от стабилизации к развитию.

Рост положительно влияет на финансовое состояние большинства, хотя и не всех, авиаперевозчиков. С учетом дефицита парка авиакомпании, позволяя себе прибыльные тарифы, обеспечивают высокую устойчивость практически в условиях плановой экономики: гарантированы высокая загрузка, высокий налет.

Понимая, что ввоз зарубежных самолетов пока не прогнозируется и в долгосрочной перспективе для нашей страны в зарубежных самолетах нет стратегической пользы, а провозные емкости небезграничны, вся отрасль рассчитывает на ускорение работы отечественного авиапрома.

Программа развития авиаотрасли предполагала импортозамещение авиапарка на 80% до 2030 года. Насколько осуществимы эти планы?

Данная программа после принятия в 2022 году уже дважды пересматривалась. Пересмотр учитывает в том числе сдвиг вправо планов производства отечественных импортозамещенных самолетов МС-21, SJ-100, Ту-214 и недавно принятые решения по национальным целям. Наш президент в национальных целях Российской Федерации до 2030 года установил, что авиационная подвижность страны должна вырасти на 50% по сравнению с 2023 годом при доле отечественных самолетов в парке российских авиаперевозчиков не менее 50%.

Понимаем, что это как магистральные, так и региональные типы самолетов. Прежде всего на количество повлияет наиболее ожидаемый региональный самолет ЛМС-901 «Байкал». Важно, что идут разработки самолетов в сегментах в диапазоне 44 – 68 кресел: ТВРС-44 «Ладога», Ил-114-300. Эти типы крайне востребованы уже сейчас с учетом критического состояния парка самолетов Ан-24 и Ан-26. Своевременные решения по самолетам предыдущих поколений позволят продлевать ресурс некоторое время. Учитывая ограниченные возможности ремонтных заводов, больших инвестиций в них не ожидается. Поэтому именно по новым разработкам и выводу их в серию, в массовое производство, определенно необходимо ускорение авиапрома.

Российская гражданская авиация, равно как и авиационная промышленность, показали себя как четко управляемые сверху целевыми ориентирами отрасли, несмотря на рыночные условия работы. Поставленные цели по количеству отечественных самолетов и авиационной подвижности могут быть достигнуты, так же как и уже достигнутая цель снижения доли перевозок через Москву в суммарных объемах перевозок, поставленная ранее президентом, как и целевые ориентиры по пассажиропотоку на 2022, 2023 годы. Повторю: сейчас вся гражданская авиация зависит от авиационной промышленности — от скорости разработок и вывода в серию самолетов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

АИРР представила новый индекс востребованности кадров в российских регионах АИРР представила новый индекс востребованности кадров в российских регионах

Новый квартальный индекс востребованности кадров для инновационной экономики

ФедералПресс
Как вернуть себе контроль над эмоциями: 2 простые техники Как вернуть себе контроль над эмоциями: 2 простые техники

Почему важно уметь определять свои эмоции и что помогает ими управлять

Psychologies
Газ, вода и стальные трубы Газ, вода и стальные трубы

Как российский рынок выпуска ТБД исчерпал текущий потенциал

Монокль
Бемби против Годзиллы Бемби против Годзиллы

«Олененок»: триумф травмы

Weekend
«И бысть брань крѣпка зѣло и сѣча зла» «И бысть брань крѣпка зѣло и сѣча зла»

Куликовская битва — одно из самых знаменитых сражений в российской истории

Дилетант
Путь алхимика: как попасть в престижный американский стартап-акселератор Alchemist Путь алхимика: как попасть в престижный американский стартап-акселератор Alchemist

Как пройти в Alchemist, один из топовых американских стартап-акселераторов?

Forbes
Вертолет, который смог Вертолет, который смог

Как Ingenuity собирает данные на Марсе

ТехИнсайдер
Насколько обоснована защита авторских прав и как быть с компьютерным кодом Насколько обоснована защита авторских прав и как быть с компьютерным кодом

Что сейчас на переднем крае «битвы копирайтов»?

Forbes
Зеркальце, перышко и пучок льна: как на Руси без врачей определяли наступление смерти Зеркальце, перышко и пучок льна: как на Руси без врачей определяли наступление смерти

Как и кто на Руси констатировал смерть в момент её наступления?

ТехИнсайдер
«Конкистадоры: Новая история открытия и завоевания Америки» «Конкистадоры: Новая история открытия и завоевания Америки»

Как испанцы покоряли Кубу

N+1
Родиной баобабов назвали Мадагаскар Родиной баобабов назвали Мадагаскар

Общий предок баобабов появился на Мадагаскаре 41,1 миллиона лет назад

N+1
Почему желтеет маникюр и как избежать изменения цвета лака для ногтей Почему желтеет маникюр и как избежать изменения цвета лака для ногтей

Как предотвратить желтизну маникюра со стойким покрытием

VOICE
Расчлененка, порнография и мрачный взгляд на любовь: каким получился новый фильм Йоргоса Лантимоса? Расчлененка, порнография и мрачный взгляд на любовь: каким получился новый фильм Йоргоса Лантимоса?

«Виды доброты»: отрубленные пальцы, порнография, танцующие собаки, бассейны слез

Правила жизни
Александр Ширвиндт: «Главное — не допустить, чтобы тебя жалели» Александр Ширвиндт: «Главное — не допустить, чтобы тебя жалели»

«Мы играли что-то необыкновенно острое. Дико бичевали пороки!»

Караван историй
Мария Михалкова-Кончаловская: «Каждый проходит через отречение, чтобы потом понять, насколько это ценный дар — семья» Мария Михалкова-Кончаловская: «Каждый проходит через отречение, чтобы потом понять, насколько это ценный дар — семья»

Неважно, кто твои предки. Параллели прослеживаются ведь в любой семье

Коллекция. Караван историй
Что добавить в воду, чтобы быстро отмыть окна до полной прозрачности: секреты клинеров Что добавить в воду, чтобы быстро отмыть окна до полной прозрачности: секреты клинеров

Что добавить в воду для мойки окон, чтобы сэкономить деньги на моющих средствах?

VOICE
Первая атомная катастрофа СССР: авария на химкомбинате «Маяк» Первая атомная катастрофа СССР: авария на химкомбинате «Маяк»

Почему произошла первая атомная катастрофа СССР и как ликвидировали это ЧП

ТехИнсайдер
«Дух соревнования вреден для торгового счета» «Дух соревнования вреден для торгового счета»

RuMS о своей победе, допущенных ошибках и трейдерском пути

Монокль
50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы 50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы

Кто развивает традиционные промыслы и как пытается на этом заработать

Forbes
В каком виски нет красителей? В каком виски нет красителей?

Зачем в виски добавляют красители и другие добавки?

Maxim
Астрономы впервые нашли массивные магнитные звезды за пределами Млечного Пути Астрономы впервые нашли массивные магнитные звезды за пределами Млечного Пути

Впервые обнаружены магнитные массивные звезды за пределами нашей галактики

N+1
Анна Большова: «Сейчас я думаю: «Сколько упущено! Сколько надо было сказать Николаю Петровичу...» Анна Большова: «Сейчас я думаю: «Сколько упущено! Сколько надо было сказать Николаю Петровичу...»

Караченцов был невероятно демократичным, как бы свой парень, душа нараспашку

Коллекция. Караван историй
Каким был один из предков позвоночных. Отрывок из книги палеонтолога Каким был один из предков позвоночных. Отрывок из книги палеонтолога

Глава из книги «Как живые» об исчезнувших живых организмах

СНОБ
Планета на песке Планета на песке

Попробуем разобраться в климатической истории планеты Дюна и химии меланжа

ТехИнсайдер
Альбина Мухаметзянова: «Моя жизнь трансформировалась благодаря «ЯРКО»!» Альбина Мухаметзянова: «Моя жизнь трансформировалась благодаря «ЯРКО»!»

«У нас не было времени долго раскачиваться — мы заходили в сформированный рынок»

Караван историй
Стена недоверия: почему интернет скоро перестанет быть глобальным Стена недоверия: почему интернет скоро перестанет быть глобальным

Почему всемирная сеть начала трансформироваться в геополитические кластеры

Forbes
Загадка ночного неба: почему мы всегда видим только одну сторону Луны Загадка ночного неба: почему мы всегда видим только одну сторону Луны

Почему мы видим только один рисунок поверхности нашего спутника?

ТехИнсайдер
Оценка проекта «Центры местного сообщества» с использованием глобального стандарта B4SI Оценка проекта «Центры местного сообщества» с использованием глобального стандарта B4SI

Магазины являются центром пересечения повседневных маршрутов самых разных людей

Позитивные изменения
Выпрямленный ум… Выпрямленный ум…

Михаил Сперанский — лицо бесплодной надежды России на либеральный путь развития

Дилетант
Сказка о гендерном равенстве: почему женщины в России зарабатывают меньше мужчин Сказка о гендерном равенстве: почему женщины в России зарабатывают меньше мужчин

Откуда берется гендерное неравенство в зарплате?

Forbes
Открыть в приложении