Как развиваются аэропортовая сеть и региональные авиаперевозки

ФедералПрессБизнес

Гражданская авиация России: задачи, технологии, тенденции

Александр Веселов

В области авиации коллективным Западом с 2022 года были предприняты беспрецедентные и откровенно враждебные шаги не только против авиаотрасли России как таковой, но и в целях деструктивного воздействия на экономику и общество нашей страны в целом. Впрочем, многие проблемы обозначили себя гораздо раньше. О том, что именно планировал Запад в отношении российской авиации, когда мы будем летать на отечественных самолетах, как развиваются аэропортовая сеть, региональные авиаперевозки и беспилотная авиация, рассказал генеральный директор Центра стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ) Антон Корень.

Российская авиация пережила два года в условиях ограничений по поставкам парка самолетов, изменений в международной географии полетов. Какова была цель санкций и каково сейчас положение дел?

Беспрецедентные условия блокирования поставки основных средств производства — самолетов, вертолетов, комплектующих гражданская авиация нашей страны пережила в стрессовом состоянии, но уже к началу прошлого года удалось стабилизировать цепочки поставок необходимых запчастей, решить задачи по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов.

Запад рассчитывал сначала на легкий блицкриг, на то, что ему удастся лишить нашу страну самолетов, что они будут возвращены лизингодателям и тем самым будет нарушена связность территорий России. Этого не произошло, большинство самолетов осталось в России. Потом, когда стало ясно, что цель не достигнута, рассчитывали, что, перекрыв поставки техники и всех видов комплектующих, запчастей, удастся остановить полеты. Однако противник столкнулся с высоким уровнем инженерных и технологических возможностей нашей страны, с высоким уровнем подготовки кадров, с наличием дружественных стран, поддержавших Россию поставками необходимых комплектующих. Уже в прошлом году наша гражданская авиация перешла к росту. По итогам года было перевезено более 105,4 млн пассажиров, что на 10,7% больше предыдущего года. В этом году рост продолжается.

В целом уже в прошлом году отрасль перешла от стабилизации к развитию.

Рост положительно влияет на финансовое состояние большинства, хотя и не всех, авиаперевозчиков. С учетом дефицита парка авиакомпании, позволяя себе прибыльные тарифы, обеспечивают высокую устойчивость практически в условиях плановой экономики: гарантированы высокая загрузка, высокий налет.

Понимая, что ввоз зарубежных самолетов пока не прогнозируется и в долгосрочной перспективе для нашей страны в зарубежных самолетах нет стратегической пользы, а провозные емкости небезграничны, вся отрасль рассчитывает на ускорение работы отечественного авиапрома.

Программа развития авиаотрасли предполагала импортозамещение авиапарка на 80% до 2030 года. Насколько осуществимы эти планы?

Данная программа после принятия в 2022 году уже дважды пересматривалась. Пересмотр учитывает в том числе сдвиг вправо планов производства отечественных импортозамещенных самолетов МС-21, SJ-100, Ту-214 и недавно принятые решения по национальным целям. Наш президент в национальных целях Российской Федерации до 2030 года установил, что авиационная подвижность страны должна вырасти на 50% по сравнению с 2023 годом при доле отечественных самолетов в парке российских авиаперевозчиков не менее 50%.

Понимаем, что это как магистральные, так и региональные типы самолетов. Прежде всего на количество повлияет наиболее ожидаемый региональный самолет ЛМС-901 «Байкал». Важно, что идут разработки самолетов в сегментах в диапазоне 44 – 68 кресел: ТВРС-44 «Ладога», Ил-114-300. Эти типы крайне востребованы уже сейчас с учетом критического состояния парка самолетов Ан-24 и Ан-26. Своевременные решения по самолетам предыдущих поколений позволят продлевать ресурс некоторое время. Учитывая ограниченные возможности ремонтных заводов, больших инвестиций в них не ожидается. Поэтому именно по новым разработкам и выводу их в серию, в массовое производство, определенно необходимо ускорение авиапрома.

Российская гражданская авиация, равно как и авиационная промышленность, показали себя как четко управляемые сверху целевыми ориентирами отрасли, несмотря на рыночные условия работы. Поставленные цели по количеству отечественных самолетов и авиационной подвижности могут быть достигнуты, так же как и уже достигнутая цель снижения доли перевозок через Москву в суммарных объемах перевозок, поставленная ранее президентом, как и целевые ориентиры по пассажиропотоку на 2022, 2023 годы. Повторю: сейчас вся гражданская авиация зависит от авиационной промышленности — от скорости разработок и вывода в серию самолетов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алексей Райкевич: «ЭРА-ГЛОНАСС» поможет развитию беспилотной авиации Алексей Райкевич: «ЭРА-ГЛОНАСС» поможет развитию беспилотной авиации

Как технология «ЭРА-ГЛОНАСС» может помочь владельцам лодок и небольших самолетов

ФедералПресс
Как справиться с завистью к подруге: советует психолог Как справиться с завистью к подруге: советует психолог

Почему возникает зависть к подруге, как с ней эффективно справиться?

VOICE
Маркетплейс для избранных Маркетплейс для избранных

За несколько лет предпочтения клиентов Private Banking значительно изменились

Деньги
«Наша задача — не кости с места на место перенести, а достойно похоронить в братской могиле». Как в Московской области ищут останки пропавших без вести солдат «Наша задача — не кости с места на место перенести, а достойно похоронить в братской могиле». Как в Московской области ищут останки пропавших без вести солдат

Как поиск солдат из мальчишеского увлечения превратился в серьезную миссию

СНОБ
Ограбление по… Ограбление по…

Чем обернется присвоение США и ЕС российских активов

Деньги
Древние ДНК раскрывают тайны исчезнувшего Аварского каганата Древние ДНК раскрывают тайны исчезнувшего Аварского каганата

Что древние ДНК могут рассказать о жизни и обычаях аваров?

ТехИнсайдер
Лодка для моряков Лодка для моряков

Откуда такой большой интерес к траулерной яхте Grand Banks 54?

Y Magazine
Гидроэлектростанции и азартные игры: как Лас-Вегас стал столицей казино Гидроэлектростанции и азартные игры: как Лас-Вегас стал столицей казино

Как связаны плотина Гувера и Лас-Вегас?

ТехИнсайдер
Третья форма денег Третья форма денег

Что такое цифровые валюты центробанков и каково их место в России и мире

РБК
Как болельщики императора свергали Как болельщики императора свергали

Спортивные игры – идеальная среда для социального взрыва

Вокруг света
«Как я встретил ее маму»: психологический разбор героев нового фильма «Как я встретил ее маму»: психологический разбор героев нового фильма

«Как я встретил ее маму»: характеры и мотивы главных героев

Psychologies
10 цитат Бруно Беттельхейма, которые помогут стать человечнее 10 цитат Бруно Беттельхейма, которые помогут стать человечнее

Чему Бруно Беттельхейма научил опыт пребывания в концлагерях?

Psychologies
Не меньше 30% в парламенте: почему участие женщин в политике должно стать рутиной Не меньше 30% в парламенте: почему участие женщин в политике должно стать рутиной

Почему женщины в политике должны перестать быть исключениями из правил

Forbes
10 цитат Алеси Кафельниковой о важности психотерапии и умении принимать себя 10 цитат Алеси Кафельниковой о важности психотерапии и умении принимать себя

Цитаты Алеси Кафельниковой — символа российского гламура нового поколения

Psychologies
Народ и роли Народ и роли

Как советское кино изображало народ

Weekend
Это база: 5 повседневных вещей, которые заслуживают места в вашем гардеробе Это база: 5 повседневных вещей, которые заслуживают места в вашем гардеробе

Универсальные предметы одежды, которые подойдут на любой жизненный случай

ТехИнсайдер
Вредно ли сидеть, положив ногу на ногу Вредно ли сидеть, положив ногу на ногу

Как вы обычно сидите в офисе? А за обеденным столом? В автобусе?

ТехИнсайдер
Все фильмы ужасов «Пила» от худшего до самого убойного Все фильмы ужасов «Пила» от худшего до самого убойного

Почему некоторые ленты о Пиле прекрасны, а другие хочется распилить и сжечь

Maxim
Гаджетомания: как проектируют внешний вид современных устройств Гаджетомания: как проектируют внешний вид современных устройств

Как выглядели первые телефоны, почему дизайн влияет на психологию потребителя?

Правила жизни
Драконы армянской демократии Драконы армянской демократии

Кризис образования, элиты и идентичности — вот слагаемые армянской катастрофы

Монокль
«Мониторинг цифровой трансформации бизнеса» «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса»

Направления и тенденции цифровизации деловой среды

РБК
Посмотрите на реконструкцию лица мумии! Она таинственным образом появилась в школе в 1915 году Посмотрите на реконструкцию лица мумии! Она таинственным образом появилась в школе в 1915 году

«В процессе реконструкции есть момент, когда внезапно появляется лицо»

ТехИнсайдер
50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы 50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы

Кто развивает традиционные промыслы и как пытается на этом заработать

Forbes
Лонг-лист Международной Букеровской премии: роман Родриго Бланко Кальдерона «Симпатия» Лонг-лист Международной Букеровской премии: роман Родриго Бланко Кальдерона «Симпатия»

Отрывок из романа «Симпатия» об обретении человечности в эпоху перемен

СНОБ
Танцы и панические атаки: как звучит новый альбом Билли Айлиш Hit Me Hard And Soft Танцы и панические атаки: как звучит новый альбом Билли Айлиш Hit Me Hard And Soft

Как Билли Айлиш удалось собрать в одно целое поп, баллады и песни-триллеры

Forbes
4 типа детского темперамента 4 типа детского темперамента

Четыре типа детского темперамента и четыре подхода к общению с детьми

Psychologies
Акварелист-виртуоз и фаворит президента. Что нужно знать про художника Сергея Андрияку Акварелист-виртуоз и фаворит президента. Что нужно знать про художника Сергея Андрияку

Как художник Сергей Андрияку относился к искусству и почему стал известным?

СНОБ
Пилот Boeing 777 Светлана Слегтина: «Россия вышла на путь технологического суверенитета» Пилот Boeing 777 Светлана Слегтина: «Россия вышла на путь технологического суверенитета»

Пилот Boeing 777 — о перспективах воздушного флота

ФедералПресс
Дубовые веточки вместо щеток и смола вместо паст: чем чистили зубы наши предки Дубовые веточки вместо щеток и смола вместо паст: чем чистили зубы наши предки

Благодаря кому и как человечество смогло получить электрические щетки?

Psychologies
Ирина Млодик объяснила, как относиться к жизни ребенка в виртуальном мире Ирина Млодик объяснила, как относиться к жизни ребенка в виртуальном мире

Почему не нужно воевать с виртуальным миром детей

Psychologies
Открыть в приложении