«У нас не было времени долго раскачиваться — мы заходили в сформированный рынок»

Караван историйРепортаж

Альбина Мухаметзянова: «Моя жизнь трансформировалась благодаря «ЯРКО»!»

Беседовала Инна Фомина

Фото предоставлено компанией «ЯРКО»

«У нас не было времени долго раскачиваться — мы заходили в сформированный рынок, где уже были многоуважаемые, известные бренды. Молодой компании всегда сложно конкурировать с мэтрами, поэтому мы приняли решение не становиться студией одного бренда, как было со «Смешариками», «Машей и Медведем», «Фиксиками». Чтобы стать заметными на рынке, нам надо было делать сразу пул проектов, свой для каждой целевой аудитории», — рассказывает Альбина Мухаметзянова, генеральный директор, генеральный продюсер анимационной компании «ЯРКО» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг»).

— Альбина, возглавляемая вами компания «ЯРКО» — молодая, на днях ей исполнилось три года. Но ваши проекты уже хорошо знают миллионы детей, которые смотрят мультсериалы «Спорт Тоша», «Команда МАТЧ», «Дракошия», «Улетная доставка», «Тикабо», «Живой гараж», «Шушумагия». А как бы вы представили свою компанию взрослым — нашим читателям?

— «ЯРКО» — это 1275 минут анимации, 335 миллионов онлайн-просмотров, 15 проектов в портфеле компании, семь из которых уже вышли к зрителю. А еще это 120 сотрудников.

— Чем они все занимаются? Рисуют мультики на компьютере?

— Анимация — это специалисты разных профессий. Начну с производства: у нас есть сценаристы, режиссеры, редакторы, шоураннеры — самые главные на конкретном проекте люди «по творчеству», они связывают сценаристов, режиссеров, художников. Есть разные продюсеры — от креативного всей студии до исполнительного и линейного в каждом сериале. Художники тоже разные: одни разрабатывают персонажей, их одежду, другие отрисовывают фоны, третьи — спецэффекты. Благодаря риггерам у анимационного персонажа все суставы двигаются естественно, как в жизни. А аниматоры все это оживляют.

Но мультфильм мало создать, его надо продвинуть. Этим занимаются пиарщики, дизайнеры, бренд-менеджеры — они делают так, чтобы проект был узнаваемым. Есть технический отдел, коммерческий отдел, который осуществляет дистрибуцию нашего контента на онлайн-платформы и телевидение — в России и за ее пределами. А еще лицензионное агентство, юристы, следящие за соблюдением авторского права, бухгалтерия...

— Как все серьезно!

— Да уж, а кажется, мультик — это такой пустячок...

— Вы создали компанию «ЯРКО» с нуля. С детства мечтали работать в анимации?

— Нет, девочкой мечтала стать стюардессой, мне казалось это чем-то волшебным. А когда уже осознанно подходила к выбору профессии, то от родителей унаследовала убеждение, что образование должно быть техническим. В своем родном Санкт-Петербурге поступила учиться на инженера по автоматизации. Однако на третьем курсе поняла, что это не мое. И пошла получать второе высшее образование по специальности «Управление предприятием». Но все равно, получив диплом, не понимала, куда мне идти. На всех предприятиях, которые увидела, мне было... скучно. Я специализировалась на производстве бумаги, поэтому практику проходила на «Гознаке». Там очень красиво, чистенько, но все как-то медленно, скучно, не драйвово!

Тогда я отправилась «в свободное плавание» и устроилась в компанию, которая выпускала мультсериал «Смешарики» (тогда ей не было и трех лет, а в этом году уже исполнится 21 год). Мне глобально повезло: попала к гениальным людям, которые болели своим делом. Я, молодая девчонка, ощутила драйв, увидела горящие глаза коллег! Тогда мы не имели понятия, что «Смешарики» станут великим проектом, мы просто сидели в офисе 24 на 7 и работали, работали, работали. Вообще, когда попадаешь в «медийку», очень сложно из нее уйти. Потому что ты воочию видишь результат своего труда. Не факт, что я всю жизнь буду заниматься именно анимацией, но то, что у меня уже есть зависимость от визуального результата, — это точно.

— На какую должность вас взяли?

— Секретаря, а потом личного помощника руководителя — и это тоже везение. Потому что мне удалось узнать все ветви развития этого бизнеса. И в конце концов я нашла то, что мне нравилось больше всего: продюсирование (я стала одним из первых продюсеров в современной российской анимации). В «Смешариках» совместно с коллегами запустила несколько проектов — «Монсики», «ДиноСити», «Тима и Тома». Одним словом, прошла отличную школу. Когда решила создать собственную компанию, такие процессы, как запуск проекта, выстраивание графика производства, бюджета мне были хорошо понятны.

— Судя по всему, вы многому научились в «Смешариках». А чего вам не хватало?

— В «Смешариках» творческие, административные отделы и «продажники» работали отдельно. Создавая «ЯРКО», я сразу решила, что люди должны постоянно взаимодействовать. У нас в компании есть традиция смотреть новые серии, которые еще не вышли к зрителю. На просмотр приходят сотрудники разных направлений. Мы вместе обсуждаем, что можно улучшить. Это так здорово, когда разные специалисты видят, что делается в других командах, обмениваются идеями. И когда готова пилотная серия (а делается она долго), мы устраиваем мини-праздник с тортиками в виде персонажей сериала: собираем всю команду, чтобы сотрудники общались друг с другом, видели развитие проекта и знали историю его создания. Чтобы мы работали не проектно, а студийно.

Мастер-класс по созданию сериала «Дракошия» в рамках международной  выставки-форума «Россия» на ВДНХ. 2024 год. Фото предоставлено компанией «ЯРКО»

— Альбина, ваша компания создает новую, российскую анимацию. И в советское время выпускалось немало прекрасных мультфильмов. Чем принципиально отличаются российская и советская анимация?

— «Союзмультфильм», который через пару лет отметит свое 90-летие, выпускал потрясающие мультики. Но это была государственная компания, которая полностью дотировалась из бюджета. Поэтому прекрасные художники могли творить, меньше думая о бизнесе. Что тоже классно, но сейчас совсем другое время.

В современных мультиках с их возрастными ограничениями нельзя показать то, что ребенок может повторить себе во вред. Если мальчик или девочка что-то готовят на кухне, рядом должны быть взрослые. А если ребенок на кухне один, то он не должен брать в руки нож, а кашу должен разогреть не на газовой плите, а в СВЧ. И на дерево мультяшный ребенок не должен залезать, он же может упасть и травмироваться. Если для сюжета эти «опасные» действия все-таки необходимы, мы четко показываем, что это все фантазии героя.

— То есть теперь и через высокий забор мультперсонажу нельзя перелезть?!

— Можно, если это не ребенок, а, к примеру, собака, змея или робот. Такие ограничения в детских мультсериалах везде: если ребенок плавает, рядом с ним должны находиться родители, если он едет на велосипеде, на нем должна быть надета каска. Если эти условия не соблюдаются, телеканал или онлайн-платформа не купят такой сериал для показа. Не дай бог, если после просмотра мультика с каким-нибудь ребенком что-нибудь случится, виноваты будем мы, создатели «вредного» контента. Вот и пытаешься маневрировать, чтобы и аудиторию интересной историей привлечь, и контент сделать безопасным...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Добавляем свежести интерьеру: топ-7 советов для летнего настроения Добавляем свежести интерьеру: топ-7 советов для летнего настроения

Как преобразить пространство, сделать его светлее и ярче?

Караван историй
Почему Сеул стал столицей Южной Кореи: отрывок из книги Андрея Ланькова Почему Сеул стал столицей Южной Кореи: отрывок из книги Андрея Ланькова

Отрывок из сборника очерков об истории, культуре и бытовой жизни Южной Кореи

СНОБ
«Гоголя почитайте, камон,— все то же самое» «Гоголя почитайте, камон,— все то же самое»

Куда смотрит Ленин спустя 100 лет после своей смерти

Weekend
Дьявол в деталях Дьявол в деталях

Языком моды Михаил Булгаков владел не менее виртуозно, чем литературным

Men Today
Жизнь как путешествие со своим домом Жизнь как путешествие со своим домом

Как предприниматель перепридумал, что такое коттедж

Монокль
Как понять, заслуживает ли человек доверия? Как понять, заслуживает ли человек доверия?

На что стоит обратить внимание при общении с малознакомыми людьми?

Psychologies
«Любуйтесь, мамаша, вот он, ребенок ваш»: как женщины переживают акушерское насилие «Любуйтесь, мамаша, вот он, ребенок ваш»: как женщины переживают акушерское насилие

Книга казахской писательницы Алтынай Султан об опыте беременности

Forbes
Источники энергии Источники энергии

Почему кетодиета подходит не всем?

Лиза
Андрей Журавлев: Динозавры — это ведь нечто среднее между медициной и паровозами Андрей Журавлев: Динозавры — это ведь нечто среднее между медициной и паровозами

Андрей Журавлев: чем питались мегалодоны и возможно ли сегодня оживить мамонта

СНОБ
Жизнь продолжается Жизнь продолжается

Azimut Fly 72 — авангардная моторная яхта от итальянского бренда

Y Magazine
Изобрел напиток на века, но не получил ни копейки: как химик Джозеф Пристли случайно создал газированную воду Изобрел напиток на века, но не получил ни копейки: как химик Джозеф Пристли случайно создал газированную воду

Как появилась газировка — напиток, без которого многие не представляют жизнь

ТехИнсайдер
Знать себе цену Знать себе цену

Как выбирать наилучшую стратегию прохождения карьерного пути?

Psychologies
Москва по-собянински: азиатский город с архитектурными доминантами и фасадами Москва по-собянински: азиатский город с архитектурными доминантами и фасадами

Какую Москву хочет построить Сергей Собянин?

Монокль
Что значат названия и обозначения гражданских самолетов Что значат названия и обозначения гражданских самолетов

Как называют самолеты? Совсем не так, как поезда!

Maxim
Кошмар владельца: самые сложные автомобили всех времен и народов Кошмар владельца: самые сложные автомобили всех времен и народов

Приобретя эти машины, вы можете очень сильно пожалеть

Maxim
Вышедшая после убийства матери Джипси Роуз Бланшар призналась, что мечтает о работе в Макдоналдсе Вышедшая после убийства матери Джипси Роуз Бланшар призналась, что мечтает о работе в Макдоналдсе

Почему преступникам сложно интегрироваться в общество и могут ли они это сделать

Psychologies
10 цитат Альфрида Лэнгле, которые вернут вашей жизни смысл 10 цитат Альфрида Лэнгле, которые вернут вашей жизни смысл

Несколько цитат известного психолога, которые помогут вернуть смысл жизни

Psychologies
Фильмы — огонь! Фильмы — огонь!

Один из самых интересных смотров работ начинающих режиссеров со всего мира

Men Today
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
Мадс Миккельсен. Великий и ужасный Мадс Миккельсен. Великий и ужасный

Он никогда не мечтал сниматься в кино и вообще становиться  актером

Караван историй
Радикальная оптимистка: как Дуа Липа заставила весь мир танцевать под свой бит Радикальная оптимистка: как Дуа Липа заставила весь мир танцевать под свой бит

Кто такая Дуа Липа и чем примечателен её альбом Radical Optimism?

Правила жизни
Жители острова Алор отведали икру морских ежей примерно 43 тысячи лет назад Жители острова Алор отведали икру морских ежей примерно 43 тысячи лет назад

Древние люди начали собирать морских ежей еще примерно 43 тысячи лет назад

N+1
«Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon «Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon

«Тишина на площадке»: самая показательная история о цене подростковой славы

Forbes
Барон умер, да здравствует барон! Барон умер, да здравствует барон!

Чем известен современный британский клан Ротшильдов

Деньги
Бешеные скорости, безумные деньги и крутые копы: все, что вы хотели знать о немецких автобанах Бешеные скорости, безумные деньги и крутые копы: все, что вы хотели знать о немецких автобанах

Немецкие автобаны: может быть, не все правда, что о них толкуют?

ТехИнсайдер
Кто я, если не я Кто я, если не я

«Я не киллер»: Ричард Линклейтер о 1990-х и кризисе самоидентификации

Weekend
Будущее на кончике пера: писатели, которые знали, что нас ждет Будущее на кончике пера: писатели, которые знали, что нас ждет

Писатели, смелые фантазии которых сбылись на самом деле

Maxim
На наконечниках стрел эпохи неолита нашли остатки человеческого белка На наконечниках стрел эпохи неолита нашли остатки человеческого белка

Ученые исследовали каменные наконечники стрел возрастом около 8-9 тысяч лет

N+1
12 вещей, которые нельзя вытирать бумажными полотенцами: мнение профессиональных клинеров 12 вещей, которые нельзя вытирать бумажными полотенцами: мнение профессиональных клинеров

Стоят ли бумажные полотенца денег, которые мы за них платим?

VOICE
Виды и типы мотоциклов: какие бывают и как называются Виды и типы мотоциклов: какие бывают и как называются

Какие мотоциклы бывают и чем они отличаются между собой?

РБК
Открыть в приложении