Открытый просмотр
Эти фильмы проложили свой путь на голубой экран через красные дорожки лучших фестивалей мира, но при этом часто остаются в тени более массового кино. Пора дать им зеленый свет. МТ выбрал 12 картин, которые подарят вам всю палитру эмоций.
Фестивальным кино многие зрители с ходу брезгуют, опасаясь нарваться на что-то заумное, хмурое, тоскливое и непонятное. Но именно на фестивалях (как крупнейших — Венецианском, Каннском и Берлинском, так и на десятках второстепенных) происходит самое интересное в мировом кино. Свежие идеи, новые ходы и та самая оригинальность, в отсутствии которой упрекают создателей “мейнстримных” фильмов, как голливудских, так и российских, — все это можно найти именно там. Мы решили рассказать про несколько фестивальных хитов, которые недавно вышли или вот-вот выйдут в российский прокат.
01“Я — капитан”
В прокате с 28 марта
Венецианский фестиваль (“Серебряный лев” за режиссуру)
Один из главных венецианских хитов, который понравился подавляющему большинству критиков (а потом был номинирован на “Золотой глобус” и “Оскар” в категории “Лучший международный фильм”). Герои — двоюродные братья, подростки, которые живут в сенегальской столице Дакаре и мечтают перебраться в Европу (а там, конечно же, сразу стать звездами хип-хопа). Тайком от родителей они копят деньги и отправляются в долгое путешествие через половину Африки до Триполи (чтобы там переплыть Средиземное море и оказаться на вожделенной Сицилии). Путешествие окажется мучительным и чрезвычайно опасным. Но режиссер Маттео Гарроне снимает вовсе не трагедию о судьбе беженцев: “Я — капитан” — в первую очередь увлекательное приключенческое кино о невероятной одиссее, предпринятой мальчишками. Отчасти это даже сказка, и некоторые вспомнили предыдущий фильм Гарроне, “Пиноккио” — о деревянном мальчике, который мечтал стать настоящим ребенком и добился-таки исполнения мечты. Добьются ли ее герои “Капитана”?
02“(Не)бывшие”
В прокате с 28 марта
Венецианский фестиваль
Медленная, но обаятельная французская мелодрама. Пустынный берег бретонского полуострова Киброн, зима, дорогой санаторий. Туда приезжает 50-летний актер Матье, находящийся одновременно на пике славы и психологического кризиса. Он только что сорвал постановку, в которой должен был дебютировать на парижской сцене, — сорвал просто из страха, что не справится, и теперь пытается зализать душевные раны, страдая от собственной трусости и неуверенности в будущем. В этот-то момент он и встречает Алис, свою бывшую подружку, которую когда-то резко и подло бросил. Она вроде бы уже не в обиде — в конце концов, она замужем, у нее растет дочь, и прошлое, кажется, поросло быльем. Матье и Алис пьют кофе в пустом кафе, потом прогуливаются по ветреному пляжу, смеются, смотрят на скалы и волны — и все, что между ними было, оживает снова. Изумительный актерский дуэт Гийома Кане и Альбы Рорвахер, наверное, главное достоинство фильма Стефана Бризе; обидно, что ни Гийому, ни Альбе не достались в Венеции призы за их работы.
03“Сказки Гофмана”
В прокате с 28 марта
Фестиваль “Короче”, Калининград (конкурс полнометражных дебютов)
Дебютная работа режиссера Тины Баркалая открывала первый конкурс полнометражных дебютов на калининградском фестивале “Короче” и оставила очень приятное впечатление, несмотря на небольшое количество почти неизбежных для дебютанта огрехов. Это история Нади Страховой (говорящая фамилия), 35-летней библиотекарши и по совместительству театральной гардеробщицы из провинциального города, которая с детства поставила на себе крест. Она не верит в себя, не любит реальную жизнь, глубоко уверена, что ничего и никогда в ней не достигнет. Муженек, толстый и волосатый парниша, только поддерживает в ней это ощущение, убеждая, что никто, кроме него, никогда не взял бы ее в жены. Но однажды Надю замечает ассистент кинорежиссера. Точнее, даже не ее, а кисти ее рук — удивительно тонкие и изящные. Они нужны на крупных планах, и так у Нади начинается артистическая карьера. Чуть ли не самое симпатичное в “Сказках Гофмана” — актерские работы Екатерины Вилковой, Евгения Цыганова и Максима Стоянова: они играют своих персонажей удивительно расслабленно и легко, и при этом безупречно точны в нюансах.