Как сотворить мир
Почти все дети рождаются гениями, но, подрастая, в большинстве своём утрачивают способность нестандартно мыслить. Как не загубить в ребёнке креативность?
Торчащие гвозди заколачивают
Как-то NASA попросило группу психологов разработать тест на креативность – агентству был нужен инструмент, позволяющий находить таланты. Тест был разработан и опробован на группе дошкольников, однако NASA его забраковало. Очень уж сомнительными показались результаты – из 1600 детей в возрасте 4–5 лет 98% оказались гениальными креативщиками! Наверняка тест поднаврал! Однако через 5 лет эти же дети были снова протестированы. И что? Гениев среди них было уже только 30%. Тут NASA снова заинтересовалось проектом и потребовало продолжения. В возрасте 15 лет креативных стало ещё меньше – 12%. Завершающий штрих – тестирование внушительной группы взрослых, 200 тысяч человек! Вот тут было всё привычно – всего 2% людей, способных выдать нестандартное решение задачи и смотреть на мир под необычным углом.
Что происходит? Куда деваются все эти малолетние выдумщики, которые с ходу придумают сто новых способов использования кирпича? (Кстати, попробуйте – сколько получится у вас?) По мнению психолога Джорджа Ланда, который принимал участие в разработке и проведении тестов для NASA, гениев убивает традиционная система обучения, заколачивающая «торчащие гвозди».
Это вот знакомо каждому: Что за чудище ты нарисовал? Таких зверей в природе не бывает!.. Отступили три клеточки слева – три, Сидоров! – и пишем… Подчёркиваем двумя чертами, я сказала!..
Портрет бога
С Ландом насчёт изначальной одарённости детей вполне согласен Кен Робинсон, английский педагог и специалист по развитию креативности, чьё выступление «Убивают ли школы креативность» на конференции TED стало самым популярным за всё время её существования. Вот одна из его любимых историй. На задней парте в классе сидит шестилетняя девочка и увлечённо рисует. Учительница спрашивает: «Что ты рисуешь?» Девочка без тени сомнения:
– Портрет Бога.
– Но ведь никто не знает, как он выглядит.
– Вот сейчас все и узнают!
В школах слишком большое значение придают логике и часто забывают, что кроме конвергентного мышления существует ещё и дивергентное. И если первое – это поиск по заданным правилам единственно правильного результата, то второе – умение смотреть на проблему шире и видеть разные варианты решения задачи. Ценны оба типа мышления, в конце концов, далеко не всегда требуется изобретать колесо. Однако умение мыслить нестандартно начинает цениться всё выше, и компании тратят миллионы на поиск талантов, которые смогут родить свежую идею, до которой ещё не додумались конкуренты. Родителям, которые это понимают, наверняка