Анна Толстова об Игоре Грабаре в Корпусе Бенуа

WeekendКультура

Портрет художника на фоне другого художника

Анна Толстова об Игоре Грабаре в Корпусе Бенуа

Игорь Грабарь. «Автопортрет», 1942. Фото: Русский Музей

В Русском музее открылась выставка к 150-летию Игоря Грабаря. Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник РСФСР, народный художник СССР, академик АН СССР и АХ СССР, лауреат Сталинской премии первой степени, кавалер двух орденов Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени предстает на ней как художник, живописец.

Игорь Грабарь. «На озере», 1926. Фото: Русский Музей

Вычтем ранний, серо-бурый, ученический, домюнхенский период; вычтем галерею портретов родных, друзей, советских мастеров культуры, ученых и общественных деятелей; вычтем несуразного «Ленина у прямого провода» 1933 года. И в сухом остатке будет то, что можно назвать «русским импрессионизмом», с акцентом на первом слове, даром что усвоен он отнюдь не в России, а в Мюнхене, в легендарной школе Ашбе. С одной стороны, это такой вторичный импрессионизм, что получен с большим запозданием, сразу в комплекте с Сезанном и набидами, где и голубые тени на мартовском солнечном снегу, и энергичная пуантель в букетах, и простая арифметика яблок и груш на узорчатых скатертях — все смешалось в одном винегрете. А с другой стороны, это импрессионизм дачника, потому что если импрессионизм — искусство праздника, то какой же праздник может быть в городе, настоящий праздник — на природе, где и февральские лазури, и чаепития в саду, и березы с рябинами, и самовары, и плетеные кресла, и дородная хозяйка у стола, и дельфиниумы с хризантемами, и васильки вырвиглаз ядреной синевы, и яблоки-яблоки-яблоки, бесконечное счастье урожая. И не сразу заметишь момент перехода в этой счастливой дачной жизни, когда портики барских усадеб превращаются в веранды сталинских академических дач в Абрамцеве. Если же попытаться забыть имя автора, то можно подумать, что перед нами среднестатистический любимец Музея русского импрессионизма, скромный дореволюционный специалист, превосходно приспособившийся к обстоятельствам советской действительности.

 Игорь Грабарь. «Март», 1939. Фото: Русский Музей

Пандемия подложила юбиляру свинью: дело в том, что Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960) всего на год младше Александра Николаевича Бенуа (1870–1960), и сравнение двух столь разных и столь схожих фигур одного круга, совершенно невозможное в советское время и само собой напрашивающееся сегодня, стало неизбежным даже для далекой от специальных историко-искусствоведческих сюжетов публики, ведь юбилейные выставки Бенуа отложились почти что на год и еще свежи в памяти. Ясно, что оба, художественные критики, историки русского искусства и организаторы художественной жизни, предстали на выставках в своей первой и как будто бы не главной роли, роли художников. И конечно, Бенуа оказался в более выигрышном положении — его чествовали в Русском музее, Третьяковской галерее и Петербургском музее театрального и музыкального искусства, Грабаря же празднует, как ни странно, один Русский, хотя для Третьяковки это куда более важная персона.

 Игорь Грабарь. «В утренней росе», 1907. Фото: Русский Музей

Что касается Бенуа, то протокольно-скучная, сделанная на материале собственных фондов выставка в Русском музее лишь подтверждала распространенное мнение, что художник он весьма скромных дарований и что ценим мы его не за это, а за вынесенный за скобки «Мир искусства». На третьяковской выставке Бенуа как раз и явился главным дирижером объединения, и в составе большого оркестра исполнительское превосходство Добужинского, Бакста или даже Сомова не так бросалось в глаза. И только роскошная «Мания Петрушки» в Петербургском музее театрального и музыкального искусства совершенно реабилитировала Бенуа как художника, замечательного театрального художника, чья мирискусническая программа — с историко-культурной ученостью как категорическим императивом, с ретроспективизмом и стилизаторством — была просто создана для театра. Выставка Грабаря в Русском музее лучше и представительнее (в ней участвуют Третьяковка, множество региональных музеев и частные

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

W с книгой W с книгой

Предтеча магического реализма и главные европейские источники о монголо-татарах

Weekend
Самые дорогие разводы звезд: как Джоли, Мадонна и другие лишились миллионов Самые дорогие разводы звезд: как Джоли, Мадонна и другие лишились миллионов

История любви знаменитостей может закончиться огромной потерей финансов

Cosmopolitan
Святые разбойники Святые разбойники

Как религиозная атрибутика становится частью жизни криминальных структур

Правила жизни
5 вещей, которые не стоит терпеть в отношениях. Никогда 5 вещей, которые не стоит терпеть в отношениях. Никогда

Поступки в отношениях, которые не нужно спускать с рук

Psychologies
Боярские Боярские

Михаил Боярский стал лицом семьи, но все равно уверен — лучшие были до него

Караван историй
Темнокожий обитатель Арктики, жук-изумруд, птицы-фокусники: мастера оптических иллюзий в мире животных Темнокожий обитатель Арктики, жук-изумруд, птицы-фокусники: мастера оптических иллюзий в мире животных

Может ли черное оказаться белым, а коричневое — зеленым?

Вокруг света
Стадионы в забвении: 5 городов с заброшенными олимпийскими объектами Стадионы в забвении: 5 городов с заброшенными олимпийскими объектами

Объекты олимпийских игр, превратившиеся в жутковатые арт-объекты

Вокруг света
Секреты похудения Волковой, Александровой, Ковальчук и других звезд сериалов Секреты похудения Волковой, Александровой, Ковальчук и других звезд сериалов

Российские актрисы демонстрируют стройные и подтянутые фигуры в кадре

Cosmopolitan
Как Коко Шанель заимствовала элементы мужского гардероба и как мужчины сейчас используют наследие Chanel Как Коко Шанель заимствовала элементы мужского гардероба и как мужчины сейчас используют наследие Chanel

Мужчины переосмысливают наследие Chanel по-своему

Esquire
Не верим! Звезды, которые отрицают, что делали пластику и «уколы красоты» Не верим! Звезды, которые отрицают, что делали пластику и «уколы красоты»

Эти звезды не хотят признавать, что обращались к косметологам

Cosmopolitan
Как работают энергетики, и почему после них чувствуется упадок сил Как работают энергетики, и почему после них чувствуется упадок сил

Энергетики действительно работают. Но опасно ли это?

Популярная механика
«Хамство со стороны компании»: почему увольнение 150 человек из пермской Xsolla было ошибкой «Хамство со стороны компании»: почему увольнение 150 человек из пермской Xsolla было ошибкой

Чем может обернуться для компании жесткое и экстравагантное поведение лидера

Forbes
Как сохранить свежесть вина после вскрытия пробки Как сохранить свежесть вина после вскрытия пробки

Советы, как спасти вино, от настоящих сомелье, рестораторов и ученых

Популярная механика
Айс айс бэйби Айс айс бэйби

В семье Евгения Плющенко и Яны Рудковской пополнение — сын Арсений

GQ
«Будь здорова, но несчастлива»: как Василий Шукшин разрушил жизнь первой жены «Будь здорова, но несчастлива»: как Василий Шукшин разрушил жизнь первой жены

Женщина, которая считала себя единственной женой Шукшина

Cosmopolitan
Почему стоит съесть инжир прямо сейчас Почему стоит съесть инжир прямо сейчас

Какими полезными свойствами обладает инжир?

РБК
Перемена на урок Перемена на урок

Как помочь людям с опытом сиротства получить образование

ПУСК
Не только нитрат аммония: где и отчего происходили мощнейшие неядерные взрывы в истории Не только нитрат аммония: где и отчего происходили мощнейшие неядерные взрывы в истории

Мощнейшие неядерные взрывы в истории

Вокруг света
Мастер мира Мастер мира

VR-концерт в соборе Нотр-Дам де Пари, восстановленном в виртуальной реальности

Популярная механика
Знаки зодиака, которые не умеют признаваться в любви, - кто они? Знаки зодиака, которые не умеют признаваться в любви, - кто они?

Знаки, которые скорее язык себе откусят, чем признаются в любви?

Cosmopolitan
Новый Hyundai Tucson. Немного больше и дороже Новый Hyundai Tucson. Немного больше и дороже

Новое поколение Hyundai Tucson окончательно всё запутывает

4x4 Club
«Эта тропинка казалась знакомой»: необъяснимая история от читательницы «Эта тропинка казалась знакомой»: необъяснимая история от читательницы

Иногда с нами случаются истории, которые невозможно объяснить логически

Psychologies
Подрывные инновации: как изменить мир, не разрушив компанию Подрывные инновации: как изменить мир, не разрушив компанию

Почему погоня за подрывными инновациями может привести к краху бизнеса

Inc.
ДТП вековой давности: история одного фото ДТП вековой давности: история одного фото

В ч/б и в цвете — можно рассмотреть все детали

Вокруг света
«Вернуть всё назад — не поменяла ничего бы» «Вернуть всё назад — не поменяла ничего бы»

В портфеле Елены Блиновской несколько авторских марафонов

OK!
Вопрос психологу: что такое пассивная агрессия и как на нее реагировать? Вопрос психологу: что такое пассивная агрессия и как на нее реагировать?

Как распознать пассивную агрессию и научиться правильно на нее реагировать?

Esquire
13 способов сделать каждый свой день лучше 13 способов сделать каждый свой день лучше

Предельно простые и банальные советы, которые помогут жить лучше

Psychologies
Триумф русофобии: как маргинальное понятие пополнило язык российской власти Триумф русофобии: как маргинальное понятие пополнило язык российской власти

Термин «русофобия» в последние годы переживает подлинный триумф

Forbes
Кто из актеров убил больше всего людей (на экране) Кто из актеров убил больше всего людей (на экране)

Массовые истребители Голливуда — Шварценеггер и Сталлоне — не так уж и круты

Maxim
Что с собой делает Меланья Трамп и сколько это стоит Что с собой делает Меланья Трамп и сколько это стоит

Сколько стоит красота бывшей первой леди США?

Cosmopolitan
Открыть в приложении