Если по телевизору показывали фильм с мамой или папой, все должны бросить дела

Караван историйЗнаменитости

Зоя Кайдановская: «Всегда был пунктик по поводу семейственности»

В семье царил закон: если по телевизору показывали фильм с мамой или папой, все должны бросить любые дела и сидеть перед экраном. Мама возмущалась: «Ну что вы смотрите это в сотый раз?!» — «Отстань, — отмахивалась бабушка, — уйди, если не нравится!»

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Маруся Гримм

Одной из самых необычных премьер этого года в Театре имени Маяковского стали «Новаторы» Никиты Кобелева, где вы играете сразу несколько ролей. Спектаклей о математиках и программистах у нас, пожалуй, еще не было!

— Да, в этом смысле мы тоже новаторы. На репетициях иногда возникало ощущение, что говорю на каком-то инопланетном языке — столько новых понятий и терминов. В «Новаторах» играю дочь Джорджа Байрона Аду Лавлейс, написавшую первую в истории компьютерную программу, и знаменитую американскую программистку Рут Лихтерман.

Фото: Денис Жулин/предоставлено пресс-службой Театра имени Маяковского

— В театре вы одна из самых востребованных актрис. Сколько спектаклей сейчас в вашем репертуаре?

— Двенадцать. Правда во многих есть второй состав. Одни сразу так выпускались, в других постепенно появились вторые исполнительницы моих ролей. Когда пять лет назад родила Соню, пришлось искать подмену.

В прошлом сезоне выпустила три премьеры: уже упомянутых «Новаторов», «Дикарку» по пьесе Островского и Соловьева и «Как важно быть серьезным» по Оскару Уайльду. Не скажу, что это легко, но я люблю примерять новые образы.

— Когда-то в телевизионной постановке «Как важно быть серьезным» блистали ваши родители — Евгения Симонова и Александр Кайдановский...

— И я в каком-то смысле принимала в ней участие! Мама играла Сесили будучи беременной. К моменту окончания съемок находилась уже на седьмом месяце, и группа была всерьез озабочена тем, как скрыть ее животик.

Эту пьесу знаю с детства практически наизусть. В школьном театре играла мисс Призм, как и сейчас.

В спектакле «Московский хор». Фото: Евгения Бабская/предоставлено пресс-службой Театра имени Маяковского

— Какой спектакль вам особенно дорог?

— Наверное «Московский хор» по пьесе Людмилы Петрушевской. Там трагическая тема сталинских репрессий, затронувших многие семьи, и постановка необычная — зрители на сцене, а актеры в зале. Постепенно он наполняется портретами наших родных, они — тоже действующие лица.

От нашей семьи — фотографии бабушки Ольги Вяземской и прадедушки Станислава Станкевича, репрессированного в 1937 году. Он был военным, служил в Ленинграде. Мало кто знает, что сын Станислава Венедиктовича — мой знаменитый дедушка Павел Васильевич Симонов, психофизиолог, академик РАН — большую часть жизни носил чужую фамилию.

— Как чужую?

— После ареста прадеда его жену вместе с детьми Павлом и Галиной выслали в Архангельскую область. Их скромное жилье — одиннадцатиметровую комнату в коммунальной квартире — конфисковали. Если бы не друг семьи и сосед по лестничной клетке известный скульптор Василий Львович Симонов, пустивший Станкевичей к себе, поселиться семье после возвращения в Ленинград было бы негде. Сам Симонов переехал в мастерскую. Павел с юности был увлечен наукой, но сын врага народа не мог рассчитывать на поступление в хороший вуз и карьеру ученого. Василий Львович усыновил его и дал свою фамилию. Родная сестра Павла осталась Галиной Станиславовной Станкевич.

— Бабушка Ольга Вяземская — жена Павла Васильевича?

— Да, мы все звали ее Лялей. Она сыграла огромную роль не только в моей жизни, но и в жизни моих двоюродных сестер Насти и Ксюши — дочерей маминого брата Юрия, телеведущего и писателя, которого все знают под фамилией Вяземский. Он взял ее в качестве псевдонима, когда занялся литературным творчеством.

— Кем вас видели взрослые в детстве?

— Маленькой я хорошо пела и очень чисто воспроизводила мелодию. Голос был не по-детски сильным. Взрослые решили, что подрастает певица, и повели к учительнице, у которой еще мама занималась на фортепиано. Та сыграла пьесу «Болезнь куклы» из «Детского альбома» Чайковского. Я зарыдала, чему женщина безумно обрадовалась: «Как тонко девочка чувствует музыку! Ей надо учиться!»

В музыкальной школе продержалась пять лет. Говорят, способности были, техники не хватало. А вообще, чем я только не занималась! И танцами, и теннисом, и английским. Ляля блестяще им владела и была замечательным преподавателем.

Например устраивала «британские» чаепития после урока. Ксюша, моя младшая двоюродная сестра, постоянно возмущалась: «Ну почему мы должны пить чай на английском, ведь живем в Советской стране!»

Но бабуля как в воду глядела. Язык внучкам пригодился. И Настя, и Ксюша, и моя родная сестра Маруся вышли замуж за иностранцев.

Фото: Vostock Photo

— Вы понимали в детстве, что мама — известная актриса?

— Конечно, и очень ревниво относилась к ее партнерам-мужчинам. Не раздражал меня только Александр Леонидович Кайдановский, родной папа. Александр Абдулов в «Обыкновенном чуде» ужасно не нравился, как и Рустам Сагдуллаев в картине «В бой идут одни «старики». Сейчас смотрю эти картины и удивляюсь: почему?

Вообще, в семье царил закон: если по телевизору показывали фильм с мамой или папой, все должны бросить любые дела и сидеть перед экраном. Мама возмущалась:

— Ну что вы смотрите это в сотый раз?!

— Отстань, — отмахивалась бабушка, — уйди, если не нравится!

Когда кто-то отлынивал, устраивала скандал. Она собирала все статьи о дочери. Гордилась ею.

На съемках «Сталкера». Фото: из архива З. Кайдановской

— Евгения Павловна не рассказывала, почему рассталась с вашим папой?

— А что тут рассказывать? Мне кажется, он не был создан для семьи, быта. Что такое брак? Бесконечные компромиссы, желательно обоюдные. А родители — две сильные личности, которым наверняка было трудно ужиться. Не хочу сказать, что мой отчим Андрей Андреевич Эшпай слабее. Но он режиссер, а мама — актриса. Это идеальное сочетание. Актер и актриса — нет.

Вы спросите: какая может быть конкуренция между мужчиной и женщиной? А она есть, и очень высокая. В определенный период у мамы оказалось много работы, а у папы не было вообще. Для мужчины это немыслимо. Тем более если он актер такого масштаба, как Александр Кайдановский. Женщина еще может найти замену, отдушину. Мужчина — едва ли.

— Вы общались с отцом после развода родителей?

— Сначала довольно редко. Он навещал, приносил подарки, но не всегда вспоминал обо мне. Обычно накануне моего дня рождения папе звонила бабушка Ольга Сергеевна, чтобы не забыл поздравить. Рассказывают, что я этого ждала. Сама такого, честно говоря, не помню и не могу сказать, что мне не хватало отца.

Через три года у нас появился Андрей Андреевич Эшпай и все как-то сразу сложилось, появилась настоящая семья. После рождения Маруси это ощущение только упрочилось.

В двенадцать лет я сменила фамилию с Кайдановской на Симонову. Не из-за обиды на отца — чтобы быть частью семьи. Сначала хотела стать Зоей Андреевной Эшпай. Но мама сказала: «Зоенька, для этого нужно, чтобы папа отказался от родительских прав и Андрей Андреевич тебя удочерил. Папа на такое никогда не согласится». И я стала Симоновой. Кайдановская — псевдоним. Взяла его, когда начала работать с мамой, чтобы избежать путаницы и не быть Симоновой-младшей.

— Как познакомились Евгения Павловна и Андрей Андреевич?

— На съемках его короткометражки «Когда играли Баха». Из творческой истории возник роман. Помню, Андрей Андреевич приходил на мамины спектакли в Театр Маяковского — очень красивый, в белом костюме, с шикарным букетом. В такого мужчину невозможно не влюбиться!

Они были совсем молодыми. Маме тридцать, Андреичу двадцать девять. И то, как он принял меня, просто удивительно. Не могу об этом спокойно говорить! Слезы подступают. Нужно очень сильно любить женщину, чтобы так полюбить ее ребенка. И я Андреича сразу приняла.

У нас до сих пор невероятно теплые отношения. Он ни в чем не делает разницы между мной и Марусей. Переживает за нас одинаково, и ругает одинаково, и любит...

— Вы старше сестры почти на десять лет. При такой разнице в возрасте не всегда складывается дружба, зачастую возникает ревность.

— Я безумно мечтала о сестре и всю мамину беременность ждала ее так, что даже научилась пеленать куклу. Знакомые, приходившие в гости, поражались, как ловко это делала: подгузник марлевый, подгузник тканевый, распашонка простая, распашонка байковая и так далее.

Мама из роддома написала письмо крупными печатными буквами — что нужно собрать и принести. Приданое купили заранее, и нам с Настей и Ксюшей разрешили в него поиграть. После чего детские вещи постирали и прокипятили.

Увидев это чудо — сестру — я просто сошла с ума. Готова была сидеть над ней день и ночь. Очень люблю маленьких детей и всегда хотела быть мамой.

Так что ревность — не наш случай. Не было такого, чтобы младшую все любили, опекали, а старшая — изгой. И мы с Марусей всегда дружили и дружим.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мария Куликова: «Никто никогда не узнает обо мне всей правды» Мария Куликова: «Никто никогда не узнает обо мне всей правды»

Мы постоянно меняемся: то открыты для внешнего мира, то, наоборот, закрываемся

Караван историй
Маленький воришка Маленький воришка

Причины того, что дети, у которых вроде бы все есть, берут чужое

Лиза
Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова: Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова:

Екатерина Климова — о своих отношениях с детьми

Караван историй
Проблемы роста. 7 уроков, которые мы усвоили при расширении команды Проблемы роста. 7 уроков, которые мы усвоили при расширении команды

Пандемия вынудила Educate Online сменить бизнес-модель

Inc.
Кейт, которая гуляет сама по себе Кейт, которая гуляет сама по себе

Ее саму понимать уже давно перестали

Караван историй
Как увлечение вязанием привело глянцевого редактора в мир высокой моды Как увлечение вязанием привело глянцевого редактора в мир высокой моды

Вязание сумело покорить гардеробы самых продвинутых знатоков современной моды

GQ
Владимир Иванов: «Все ученики становятся для меня родными» Владимир Иванов: «Все ученики становятся для меня родными»

Педагог заявила: «Не надо вам в артисты!» И вот тут взыграла моя гордыня

Караван историй
«Хрустально-ясное творчество» «Хрустально-ясное творчество»

Какая удочка была для Сергея Тимофеевича Аксакова особенно дорога?

Наука и жизнь
Опасный градус Опасный градус

По оценкам экспертов ВОЗ, из бытовых травм мы чаще всего сталкиваемся с ожогами

Здоровье
Канарские палеопочвы «записали» пылевые бури Сахары и Сахеля Канарские палеопочвы «записали» пылевые бури Сахары и Сахеля

Бури бушуют в регионе Сахары и Сахеля уже больше 400 тысяч лет

N+1
«Важно оставаться самим собой даже под слоем грима» «Важно оставаться самим собой даже под слоем грима»

Митя Фомин: о помощи от Робби Уильямса и квартире у моря

OK!
4 правила безопасности в лесу: рекомендации бывалой туристки 4 правила безопасности в лесу: рекомендации бывалой туристки

Что делать, чтобы прогулка за грибами или ягодами не обернулась неприятностями?

Psychologies
Мариэтта Цигаль-Полищук: «Раньше мне иногда говорили: «Ты прямо Раневская...» Но когда появилось это предложение, я испугалась» Мариэтта Цигаль-Полищук: «Раньше мне иногда говорили: «Ты прямо Раневская...» Но когда появилось это предложение, я испугалась»

Первое время было и страшно, и тяжело. Очень сложно переступить: кто она и кто я

Коллекция. Караван историй
Подкованная гора: посмотрите на водный рукав, которому 17 миллионов лет Подкованная гора: посмотрите на водный рукав, которому 17 миллионов лет

Буквальное воплощение поговорки «Вода камень точит»

Вокруг света
JAC T6. Теневой игрок JAC T6. Теневой игрок

JAC T6 произвёл на удивление хорошее впечатление

4x4 Club
Ричард Осман: Клуб убийств по четвергам Ричард Осман: Клуб убийств по четвергам

Каждый четверг они собираются вместе и обсуждают убийства

СНОБ
Электромобили: полтора века истории Электромобили: полтора века истории

Машины с электрической тягой сегодня не кажутся чем-то диковинным

Вокруг света
Пробуждение жизни Пробуждение жизни

Как Валерия Володина стала героиней настоящего триллера

Vogue
И вечный бой И вечный бой

Оттираем тяжелые пятна – быстро, легко и без следа

Лиза
Деньги на НИИ-ЧАВО Деньги на НИИ-ЧАВО

Почему наука и бизнес в России так далеки друг от друга

РБК
Как завершить разговор, не обидев собеседника: 4 верные стратегии Как завершить разговор, не обидев собеседника: 4 верные стратегии

Как окончить беседу. Четыре эффективные стратегии

Playboy
Узкое место Узкое место

От состояния шейки матки во многом зависит женское здоровье и даже жизнь

Здоровье
Программа Макс Программа Макс

Основатель Fashion to Max Максим Сапожников

Harper's Bazaar
Кощей: разбор по косточкам Кощей: разбор по косточкам

Две возможные модели существования Кощея Бессмертного

Вокруг света
Что такое американский стиль: 20 главных направлений по мнению местных Что такое американский стиль: 20 главных направлений по мнению местных

Что же из себя представляет американский стиль на самом деле

Cosmopolitan
Сергей Шойгу: Неприлично не знать собственную страну Сергей Шойгу: Неприлично не знать собственную страну

Сергей Шойгу — об особенностях сибирской охоты и России

Вокруг света
Грецкий орех: 8 научных фактов о пользе Грецкий орех: 8 научных фактов о пользе

Чем полезны грецкие орехи, сколько и кому их можно съесть

РБК
Из домохозяйки в бизнес-леди Из домохозяйки в бизнес-леди

Для тех, кто засиделся дома и мечтает начать свое дело

Лиза
Монолог русской жены: Монолог русской жены:

Монолог русской жены. Публикуем как есть — от первого до последнего слова

Cosmopolitan
История рекламы в России История рекламы в России

Как появилась реклама в России

Культура.РФ
Открыть в приложении