История семьи Началовых

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Виктор Началов. Колыбельная для дочки

Павел Соседов, Светлана Корелова

Первую часть читайте в июльском номере "Коллекции Каравана историй" 2021 года.
Горько это сознавать, но героя своего романа Юля в жизни так и не успела повстречать. Когда-то я прочитал одно стихотворение моей сестры, очень трогательное, нежное, девичье по духу. Сразу понял, что из этого может получиться хорошая лирическая песня о любви для Юли. Так и родилась композиция "Герой не моего романа", ставшая хитом и визитной карточкой певицы Началовой.

С дочерью, даже в ее юные годы, мне всегда было очень интересно. А интерес у нас был один, общий — музыка. Я никогда не навязывал ей свое мнение, но всегда с ней советовался, потому что к тринадцати-четырнадцати годам Юля превратилась в настоящего мастера, профессионального артиста и музыканта высокого класса. Ведь музыка не нуждается в переводе — поэтому, наверное, певицу Юлию Началову одинаково горячо принимали в совершенно разных странах. Отрадно, что помнят ее за рубежом и сегодня. Например совсем недавно ее имя присвоили фестивалю русской песни в Испании.

В девяностые годы мы с Юлей много ездили по разным странам, ее часто приглашали участвовать в международных конкурсах и фестивалях. Мир открывал для себя новую Россию, и Юля достойно представляла нашу страну за рубежом. В 1995 году мы дважды побывали в Америке. Первый раз оба оказались там весной — прилетели по приглашению одного состоятельного поклонника творчества Юли. Принимал он нас достойно: места в самолете были в бизнес-классе, жили в удобных апартаментах стеклянного небоскреба в центре Манхэттена. Конечно, нас Нью-Йорк очень впечатлил. Мы гуляли, посещали разные интересные места. Например были в казино «Тадж-Махал», даже поиграли на автоматах. В «Радио-сити» посетили концерт Аниты Беккер. Получили огромное удовольствие. Юля была в диком восторге от всей этой красоты — от мастерства музыкантов, от режиссуры и зрелищности западного шоу. Дочь лишний раз убедилась в том, что хочет развиваться именно в этом направлении.

Мы с дочкой в домашней студии

Конечно, после хмурой Москвы девяностых с ее «Черкизоном» наши взгляды притягивали витрины магазинов одежды. Жили мы на Пятой авеню, где бутиков было очень много. В некоторые зашли и были поражены качеством и разнообразием одежды. Причем цены были вполне приемлемыми. Конечно, не удержались и накупили нарядов: и на сцену, и на каждый день. Счастливые и уставшие, вернулись в апартаменты. В это время к нам зашел товарищ, пригласивший нас, и мы перед ним похвастались своими покупками. Однако вместо восторгов услышали:

— Где вы все это набрали?

Отвечаю:

— Во французских бутиках на Пятой авеню.

Он снисходительно посмотрел на нас:

— Зачем вы туда пошли? Ни один уважающий себя артист в этих бутиках одеваться не будет! Вам надо идти в Saks!

Когда мы вняли его совету и оказались в этом шикарном магазине с дизайнерскими вещами и доступными ценами, сами поняли, что все французские бутики, в которых мы были до этого, по сравнению с ним — «шашлычная». Слава богу, у нас хватило денег еще на несколько концертных платьев.

В девяностые годы Юлю часто приглашали участвовать в международных конкурсах и фестивалях

В октябре 1995-го нас снова пригласили в Нью-Йорк, теперь уже на конкурс русскоязычных исполнителей со всего мира Big Applе. Юле было всего четырнадцать лет, и она стала самой молодой участницей. Все остальные, по-моему, были старше двадцати одного года. В жюри было много авторитетных известных музыкантов, в том числе и композитор Игорь Крутой. Юля исполняла песню The Shadow of Your Smile. Помню, после выступления к нам в гримерку заскочили какие-то приглашенные американские артисты, все такие разряженные, яркие — на стиле. Они смотрели на Юлечку как на какую-то диковинку. Не стесняясь, показывали на нее пальцами, широко улыбались, бурно что-то обсуждали и приговаривали: «The best! The best!» Юля растерянно сидела в уголке гримерки и не знала, как реагировать. По окончании всех конкурсных выступлений заходят организаторы: «Так, какую песню будете петь?» Мы с дочкой удивленно переглянулись — уже ведь выступили. Но вопрос повторили: «Что вы молчите? Какую песню объявлять? У вас Гран-при! А победителю полагается исполнить финальную песню». Это был настоящий триумф! Московские участники были в шоке, что победу присудили нам. В качестве награды предложили записать сольный альбом в Нью-Йорке, но у нас в то время были совсем другие планы. Выступления и гастроли в России, в том числе и с Ириной Понаровской, были расписаны.

В 1997 году нас пригласили принять участие в конкурсе фестиваля «Золотой олень», который проходил в румынском курортном городе Брашов. Несмотря на общую бедность страны, фестиваль был организован на высшем уровне! Среди гостей — звезды мировой величины, такие как Дайана Росс, Шерил Кроу. На том фестивале мы познакомились с еще никому тогда не известной Кристиной Агилерой, представлявшей США. Скромная, миниатюрная, субтильная девушка на конкурс приехала в сопровождении мамы. Почти ровесницы, они с Юлей запросто нашли общий язык и с удовольствием проводили свободное время вместе. Каждый вечер после репетиций, выступлений и ужина мы, участники, собирались в зоне отдыха отеля и проводили сейшены — так принято у настоящих музыкантов. Я брал гитару, представитель Ирландии садился за рояль, и все пели в свое удовольствие. В этих импровизированных концертах Юле равных не было. Она же знала наизусть все мировые хиты — буквально купалась в этой музыке. И безо всякого стеснения распевала эти песни перед собравшимися иностранцами. Всем очень нравилось, ее просили: «Еще пой, еще!» Помню, я предложил Агилере, отсиживающейся в уголке:

— Давай спой что-нибудь.

На что она смущенно ответила:

— Ноу, ноу.

Стеснялась...

Несмотря на хорошую организацию, закончился конкурс скандалом. Все три призовых места румыны отдали своим конкурсантам. В знак протеста против такой несправедливости все остальные участники не пошли на вручение наград, а международная федерация фестивалей на три года отлучила Румынию от проведения конкурсов.

В 1998 году Юлю пригласили участвовать в конкурсе крупнейшего международного музыкального фестиваля в турецком городе Памуккале. Хозяйка конкурса госпожа Чак Мак лично дозвонилась в Москву на наш домашний телефон — чем немало смутила мою жену, снявшую трубку. Незадолго до этого на большие экраны вышел фильм «Титаник». И фильм, и музыка к нему произвели в мире эффект разорвавшейся бомбы. Конечно, зацепил «Титаник» и Юлю, и мы приняли решение подготовить для конкурса его саундтрек My Heart Will Go On. На студии Юля записала песню с первого дубля! Исключительный случай для композиции такого уровня сложности. Все присутствующие просто замерли — такого никто не ожидал. Я для порядка предложил записать еще один дубль, на что режиссер с удивлением выдохнул:

— А надо?

— На всякий случай, — ответил я.

В итоге в работу взяли все-таки первый вариант. Когда уже в Турции на репетиции Юля исполнила этот хит, к нам вдруг подошла госпожа Чак Мак и сказала:

— Юля поет эту песню лучше, чем Селин Дион, но я хочу вас попросить не участвовать в конкурсе.

— Как это? Почему? — расстроились мы.

— Я прошу вас выступить в качестве почетных гостей из России. Понимаете, с таким номером Юля заслуживает только Гран-при. А вдруг жюри ей его не присудит? Я такого казуса не хочу.

Я вопросительно посмотрел на дочь, а она радостно закричала:

— Да-да, я согласна!

Фестиваль запомнился еще одним ярким моментом. В день открытия все участники должны были пройти торжественной колонной по центру города в своих национальных нарядах. Нас заранее об этом предупредили, и в Москве в этнографическом театре мы взяли для Юли роскошный костюм Екатерининских времен — он весил килограммов десять. Во время этого торжественного парада почти все участники шли пешком, а Юлечке выделили отдельную колесницу, запряженную лошадьми. В соседней колеснице ехал представитель Египта — темнокожий красивый парень в костюме фараона. Смотрелись они рядом очень экзотично. Кстати, этот юноша был Юлей очарован, трогательно ухаживал за ней во время фестиваля, и потом они какое-то время переписывались.

Примерно в то же время, в конце девяностых, нас пригласили на очень авторитетный и популярный конкурс «Братиславская лира» в Словакию, Юлю — участницей, а меня — членом жюри. Нам запрещали голосовать за представителя своей страны, что, конечно, было справедливо. Но здесь я воочию познакомился с «кухней» подобных фестивалей. И «кухня» эта оказалась отвратительной. В очередной раз убедился, что справедливости на таких конкурсах мало. С остальными членами международного жюри я, конечно, знаком не был. Наблюдал со стороны, как они важно прохаживаются перед началом конкурсной программы и время от времени, как бы нехотя, о чем-то перешептываются друг с другом. Вдруг и ко мне подошел профессор варшавской консерватории с вопросом:

— У вас пятерка свободна?

— Не понял? — переспросил я.

— Пятерка у тебя, спрашиваю, свободна? Давай ты моей участнице поставишь, а я твоей — независимо от того, как они выступят.

Юля с мамой

Теперь для меня стало очевидным, о чем переговаривались эти уважаемые господа... Расстроенный таким положением дел, иду к Юле: «Забудь про Гран-при...» Призового места, как я и предполагал, мы не заняли, хотя на репетиции Юле Началовой аплодировал оркестр — что огромная редкость и особая честь, а ведь Братиславский симфонический оркестр — один из лучших в Европе. Ко мне после конкурса подошел главный дирижер: «Вы нас извините, я не знаю, как бороться с этим жюри. У меня нет никакого влияния на них. Вы, главное, прессе не жалуйтесь на наш конкурс...» Но у нас и в мыслях не было жаловаться. Побывали в Братиславе — и на том спасибо, еще и в Прагу заехали на обратном пути...

Уже взрослой артисткой Юля, оказываясь в жюри различных конкурсов, всегда старалась быть объективной. Если видела талантливого участника, не только ставила высокие оценки, но и пыталась помочь начинающему артисту. Так было и с Юрой Шматовым из Луганска, которого дочка отметила на телевизионном конкурсе «Наш выход!» канала «Россия 1». В 2014 году Юлия Началова была наставницей этого шоу. Помню, рассказывала мне восторженно: «Папа, там такой замечательный парень участвует! Как он поет!» Юля не только стала приглашать Шматова в свои концерты и устраивать ему выступления, но и помогла перевезти из Луганска его семью. Чтобы Юре было легче устроиться в Москве, даже прописала у себя. Потом уже Иосиф Кобзон по моей просьбе помог получить Шматовым вид на жительство в России.

Юлю часто приглашали на телевидение в качестве участницы или члена жюри различных шоу и конкурсов, в паре с Николаем Басковым Началова несколько лет вела популярную программу «Субботний вечер». Причем на позицию ведущей был серьезный кастинг среди известных артистов и дочка его прошла. Особняком в биографии Юли стоит проект «Один в один», в одном сезоне которого она была участницей, а в другом — наставницей. Кого только Юля не сыграла в этом проекте: Понаровскую, Пугачеву, Зыкину, Варум, Брегвадзе, Агузарову... Иногда пластический грим был настолько сложным, что на участников было больно смотреть.

Забавный случай произошел, когда мы с женой и внучкой приехали поддержать Юлю на одну из программ, зашли в общую артистическую комнату и... не смогли ее узнать, а Юля в образе Юрия Шатунова сидела в сторонке и молча наблюдала за нашей реакцией. Только по смеющимся глазам я и узнал дочку спустя время. Какое же удовольствие получили зрители в студии и телезрители у экранов от ее номера на песню «Белые розы»! Как же радовалась в зале, глядя на маму, маленькая Верочка... Как ребенок радовался и Филипп Киркоров, которого пригласили в жюри, когда Юля делала пародию на Ларису Долину с песней «Льдинка». Дочь так точно копировала артикуляцию Ларисы, так сочно исполняла все ее фирменные фишечки, что Киркоров, заходясь от смеха, разве что под стол не падал. Просил Юлю: «Ну сделай, сделай еще разочек как Лариса!»

Лариса Долина — близкий друг нашей семьи

Особым счастьем для Юли было готовить пародии на западных артистов: Томаса Андерса, Адель, Кристину Агилеру. Апофеозом сезона и одним из самых сложных номеров за всю историю проекта стал номер, в котором она одновременно исполнила роли двух своих кумиров в музыке: Уитни Хьюстон и Мэрайи Кэри. Для этого Юлю в образе Хьюстон сняли заранее. В день эфира на сцене был установлен стеклянный прозрачный, в человеческий рост куб, в котором как по волшебству в виде объемной голограммы возникла Уитни Хьюстон (точнее — загримированная под нее Юля). Рядом же на сцене находилась «настоящая» — осязаемая Юля, но в образе Мэрайи Кэри. В конце номера «Кэри» входила в куб к «Хьюстон», певицы соприкасались руками и пели дуэтом. Зрители видели в одном кадре Юлю сразу в двух разных образах, а вот сама Юля «Хьюстон» не видела. Представляете, насколько точно надо было все отрепетировать, чтобы попасть рукой в руку невидимого призрака? На всех зрителей и членов жюри номер произвел неизгладимое впечатление. Не стоит забывать и о вокале — ведь Юле удалось скопировать голоса двух сильнейших певиц мира.

Несмотря на то что дочка была поклонницей западной музыки, представители советской песенно-композиторской школы относились к певице Началовой с большим уважением и даже восхищением. Ни один юбилейный концерт наших мэтров не обходился без участия Юли. Прославленные композиторы и поэты просили ее исполнить их песни, и дочка с радостью соглашалась, а я делал оригинальные аранжировки, соответствующие Юлиному стилю. Таким образом мы давали этим песням новое звучание — новую жизнь. Все были довольны: и авторы, и зрители, и дочка. Александра Пахмутова, Давид Тухманов, Максим Дунаевский, Никита Богословский, Евгений Крылатов, Михаил Танич — многие из них стали нашими друзьями. Например Евгений Крылатов, когда звонил нам и к телефону подходил я, всегда уточнял: «Я говорю со знаменитым композитором Виктором Началовым? Вас беспокоит начинающий композитор Евгений Крылатов...» И мы вместе начинали хохотать. Евгений Павлович всегда приговаривал: «Ох, Юля, Юля, слишком рано я родился. Был бы помоложе...» Михаил Танич не раз в интервью признавал, что именно Началова стала лучшей исполнительницей многих его песен. Он выделял ее среди самых популярных певиц своего времени. Плодотворным стало сотрудничество и с Максимом Дунаевским. Песни на его музыку Юля исполняла и в мини-сериале «Бомба для невесты», где у нее была главная роль, и в телевизионном новогоднем мюзикле «Три мушкетера», где сыграла Констанцию, и в многочисленных концертах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Вдовиченков: Владимир Вдовиченков:

"Хочу быть богатым и знаменитым и ничего для этого не делать"

Караван историй
Археологи нашли в погребении медно-каменного века под Петрозаводском 140 янтарных украшений Археологи нашли в погребении медно-каменного века под Петрозаводском 140 янтарных украшений

Могила мужчины высокого социального статуса найдена в окрестностях Петрозаводска

N+1
Александр Збруев: Александр Збруев:

Я вел двойную жизнь

Коллекция. Караван историй
Кофе со сливками Кофе со сливками

Двадцать лет назад в Москве открылась первая «Кофемания»

Tatler
Надежда Микулич. Молодость моя, Надежда Микулич. Молодость моя,

Надежда Микулич. Творческий путь в ансамбле "Верасы"

Коллекция. Караван историй
6 признаков, что ваш партнер не готов к серьезным отношениям 6 признаков, что ваш партнер не готов к серьезным отношениям

Как вовремя понять, что человек рядом не видит с вами совместного будущего?

Psychologies
Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы

В кино Абдулла содержал гарем, а в жизни Кахи Кавсадзе хранил верность жене

Коллекция. Караван историй
Немного мистики: тату, которые выглядят круто, но страшновато Немного мистики: тату, которые выглядят круто, но страшновато

«Татуировки пятницы, 13-го»: тату со скрытым смыслом

Cosmopolitan
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Винтовка Винтовка

Винтовка крупнокалиберная снайперская — ВКС, или СВ-1367

Популярная механика
Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо

Лариса и Лина Долины: мы выходили на замкнутый круг

Коллекция. Караван историй
Кости животных указали на круглогодичное заселение датского острова в эпоху мезолита Кости животных указали на круглогодичное заселение датского острова в эпоху мезолита

Археологи проанализировали фаунистические материалы со стоянки Редхалс

N+1
Бедный богатый жених Бедный богатый жених

Известный московский холостяк просит девушек прекратить на него охоту

Tatler
Отказ от сбора яиц помог увеличить численность редких сорных кур с Сулавеси Отказ от сбора яиц помог увеличить численность редких сорных кур с Сулавеси

Зоозащитники нашли эффективный способ защитить малео

N+1
Ксения Хаирова о Валентине Талызиной. Наша династия Ксения Хаирова о Валентине Талызиной. Наша династия

У нас дома было настоящее бабье царство. Три поколения в одной квартире

Коллекция. Караван историй
Интеллектуальная собственность в АПК Интеллектуальная собственность в АПК

Что следует знать аграриям при регистрации объектов патентного права

Агроинвестор
Андрей Соколов: «О женщинах надо... молчать. Вот самая правильная позиция» Андрей Соколов: «О женщинах надо... молчать. Вот самая правильная позиция»

«От любви глупеют. Наступает эйфория! Но это опасно»

Караван историй
Пиннинг краевой линии вызвал гистерезис формы морщин на полимерном геле Пиннинг краевой линии вызвал гистерезис формы морщин на полимерном геле

Ученые обнаружили гистерезис формы поверхности при сжатии и разжимании

N+1
Инфографика: сколько электроэнергии уходит на добычу биткойнов Инфографика: сколько электроэнергии уходит на добычу биткойнов

Сколько электричества в год человечество тратит на поддержание сети Bitcoin?

Вокруг света
Очищенный от примесей сульфид селена оказался эффективным термоэлектриком Очищенный от примесей сульфид селена оказался эффективным термоэлектриком

Новый эффективный термоэлектрик

N+1
Хроники азиатской столицы: как финский журналист уехал с семьей в Сибирь Хроники азиатской столицы: как финский журналист уехал с семьей в Сибирь

Отрывок из книги Юсси Конттинена «Сибирь научит»

Forbes
Дарья Уланова: Имя женское найти, чтобы помнили Дарья Уланова: Имя женское найти, чтобы помнили

Однажды Дарья Уланова поняла, что в её городе нет ни одного памятника женщине

Домашний Очаг
Надо ли космическим туристам заниматься спортом в полете Надо ли космическим туристам заниматься спортом в полете

Могут ли космические путешествия навредить здоровью туристов?

Популярная механика
В MIT разработали нейропротез, который воспроизводит тактильные ощущения В MIT разработали нейропротез, который воспроизводит тактильные ощущения

Протез, который может частично восстановить тактильные ощущения

Inc.
Сооснователь «Кооператива Черный» — о кофейной культуре и снобизме Сооснователь «Кооператива Черный» — о кофейной культуре и снобизме

Владелец кофейни «Кооператив Черный» Артем Темиров о кофейной культуре

РБК
Руки в боки: что о тебе рассказывают твои фотографии Руки в боки: что о тебе рассказывают твои фотографии

Как ты ведешь себя перед камерой? По фотографиям можно многое узнать о человеке

Cosmopolitan
Однажды в Америке Однажды в Америке

У Дмитрия Чеботарёва и Лизы Климовой необычная история любви

OK!
Смартфон на колесах: что такое и как работают Apple CarPlay и Android Auto Смартфон на колесах: что такое и как работают Apple CarPlay и Android Auto

Рассказываем о крайне полезных для автомобилиста функциях медиасистем

CHIP
Лучшие приложения для чтения манги: топ-5 Лучшие приложения для чтения манги: топ-5

Собрали в статье приложения для чтения манги на русском и английском языке

CHIP
В половине геномов жителей Турции нашли следы инбридинга В половине геномов жителей Турции нашли следы инбридинга

Турецкая популяция оказалась генетически родственной современным европейцам

N+1
Открыть в приложении