Коллекция. Караван историйРепортаж
Анна Котова: «Моя роль от меня не уйдет»
Анну Котову зритель запомнил и полюбил после роли в «Оттепели» Валерия Тодоровского. Потом были «Аритмия», «Полицейский с Рублевки» и еще десятки узнаваемых работ. Если сначала у Анны была опасность превратиться в «королеву эпизода», то позже пришли и большие роли. В июне, например, у нее премьера сериала «Бэби-тур», где она играет главную роль. «Вода камень точит, — уверена актриса, — важно не сдаваться!»
— Анна, ваш развод с Иваном Дерябиным для многих оказался неожиданным. Вы были замужем десять лет и во всех интервью с большой любовью и уважением говорили о муже...
— У нас действительно было полное взаимопонимание. Иван меня во всем поддерживал. Он никогда не ставил мне палки в колеса, наоборот, всегда говорил: «Давай! Давай!» Его заслуга в моем становлении в профессии, безусловно, есть. Просто в какой-то момент мы пошли разными путями. Такое бывает. Мы взрослые люди, наши взгляды на мир поменялись, мы перестали смотреть в одном направлении.
Решение о разводе было обоюдным, но катализатором была я. Мы сели, поговорили и разошлись. Видимо, пришло время, потому что даже не было никаких попыток сойтись обратно. Последние несколько лет мы просто жили вместе, можно сказать, по инерции. А потом в какой-то момент я поняла, что жить так больше не хочу. Наше расставание, считаю, было правильным решением: не нужно сидеть там, где тебе нерадостно.
— И вы поменяли фамилию....
— Да, я вернула себе девичью фамилию Котова. Я рано потеряла отца: он погиб, когда мне был годик, — на стройке на него упала стена. И мне было важно сохранить его фамилию. Однако я не могла отказаться от фамилии мужа, поскольку придерживаюсь консервативных взглядов. Две мужские фигуры во мне пытались совместиться. Выйдя замуж, я была зарегистрирована как Дерябина, в творческой сфере использовала двойную фамилию Котова-Дерябина. А сейчас, после развода, я везде Анна Котова.
— Каким был этот год?
— Непростым. Я впервые оказалась одна, потому что сначала жила в родительском доме, потом — десять лет в браке. Мне потребовалось время, чтобы перестроить свою жизнь. Но вместе с трудностями пришло и новое понимание жизни. И это был удивительный опыт. Раньше отвлекали бытовые моменты, а теперь я по-новому посмотрела на многие вещи. У меня появилось время обратить внимание на себя, посмотреть, что мне интересно, чего мне хочется. Я полюбила себя еще больше.
Признаюсь, в самом начале был страх остаться одной. Но удивительно, что как только мы с Иваном развелись, я почувствовала облегчение и все страхи куда-то ушли. Для меня наше расставание стало своего рода глотком свежего воздуха. Я поняла, что именно этого мне не хватало в последние годы. Вокруг меня столько прекрасных и интересных вещей, так много замечательных людей, которых я раньше не замечала. У меня стали появляться новые идеи, которые я начала уже воплощать.
В этом году я впервые решила взять трехмесячный творческий отпуск, чтобы восстановиться после долгих съемок. Последние несколько лет я много работала. Здорово, когда тебя зовут в самые разные проекты. Но когда ты уже и двух слов от усталости связать не можешь и чувствуешь себя замотанной, нужно прекращать. В этом случае лучше подумать о своем здоровье — психологическом, моральном и физическом. Работать нужно столько, сколько ты можешь выдержать. Я сознательно отказывалась от проб. Это, конечно, было настоящим испытанием: только хочешь отдохнуть, тебе сразу же поступают интересные проекты. Но я это проходила много раз и знаю, что работа может засосать, и вынырнуть из съемок будет потом невозможно. Я ушла отдыхать в момент самых интересных предложений. Впереди правда, маячило два классных проекта, которых я ждала, но поняла, что у меня просто на них нет сил. И я ушла в творческий мини-отпуск и побыла наедине с собой, со своими мыслями. Впервые меня не отвлекали ни бытовые вопросы, ни работа. И стали всплывать интересные моменты.
Я стала замечать, что многие ситуации разрешаю быстрее, чем раньше, мне не требуется много времени, чтобы в чем-то разобраться, я быстро все анализирую и всегда нахожу правильный выход в любой ситуации. Ко мне стали обращаться друзья и знакомые за советами, которые впоследствии помогали. Я за этим наблюдала какое-то время и стала анализировать, почему так происходит. И поняла, что все эти годы мне помогают профессиональные актерские навыки и техники из психологии.
— А как психология появилась в вашей жизни?
— В свое время я обратилась к психологу, чтобы решить свои внутренние вопросы. У меня всегда было ощущение, что есть что-то масштабнее, чем то, как я живу. Я пыталась понять, что же меня не устраивает, и чувствовала, что внутри меня есть потенциал, который нужно раскрыть. И начала искать, разбираться в себе.
— Увидели изменения?
— Конечно. Мне стали предлагать интересные главные роли. Более того, я заметила, что мое настроение и душевное состояние влияют на предложения в кино. Был момент, когда у меня были сложности в жизни, я грустила, плакала. И в этот период меня утверждали исключительно на роли жертв, которых похищали и мучили в подвале. А когда у меня был душевный подъем, предлагали играть сильных и независимых женщин. Я свою жизнь могу проследить по своим героиням: вот тут я грустила, тут мне было хорошо. Это реально так работает. Я всегда говорю молодым, начинающим актерам: «Не нужно жаловаться на жизнь и сидеть грустить, нужно развиваться, расти, становиться героями своей жизни, чтобы в кино вас на этих героев утверждали». Актерская профессия абсолютно связана с личностным ростом.
— Судя по тому, что сериалы с вашим участием выходят друг за другом, вы все делаете правильно...
— Я действительно много снимаюсь, у меня нет дефицита работы. Был период, когда сериалы действительно выходили друг за другом, более того, шли одновременно на разных каналах. Но тут просто так совпало. В проектах я снимаюсь в разное время, а выйти они могут все разом. Например, сериалы «Учителя» и «Шторм» с моим участием вышли практически одновременно, а снимали их в разное время: один — пять лет назад, другой — четыре года.