Ксения Рождественская о кинематографе Натаниэля Дорски

WeekendСобытия

Театр одной кинокопии

Ксения Рождественская о кинематографе Натаниэля Дорски

Фото: Nathaniel Dorsky

11 августа в Москве стартует Международный фестиваль экспериментального кино MIEFF, одним из главных событий которого станет программа фильмов классика американского киноавангарда Натаниэля Дорски. И это по-настоящему уникальное событие — фильмы Дорски не подлежат оцифровке, и посмотреть их можно только на пленке.

Для американского киноавангардиста Натаниэля Дорски киноэкран не сцена, где разыгрывается некая история, а живое существо, полное света и любопытства. Его фильмы — с первой трилогии, вышедшей в 1964 году, до недавних опытов, запечатлевших локдаун 2020-го,— можно увидеть лишь на спецпоказах: он последовательно выступает против оцифровки, так что фильмы, отобранные для ретроспективы в Москве, не видели даже кураторы программы. 16-миллиметровые пленки с работами Дорски хранятся в двух киноархивах мира — Canyon Cinema в Сан-Франциско и парижском Light Cone.

Дорски считает принципиально важным, что его работы существуют исключительно в аналоговой форме, как физический объект. По его мнению, оцифровка меняет не только ритм и цвет, но и саму суть фильма. Когда нью-йоркский Музей современного искусства попросил разрешения оцифровать для инсталляции его работу «17 причин», чтобы иметь возможность беспрерывно показывать ее в течение девяти месяцев, Дорски пришел в ужас: этот фильм работает лишь при скорости 16 кадров в секунду, и при оцифровке какие-то кадры пришлось бы дублировать. В случае «17 причин» оцифровка сработала, хотя Дорски специально проверил, как фильм смотрится в музейном пространстве, и, признав профессионализм техников, все же сказал, что в цифровой копии «меньше ощущения тела и света, деликатности цвета и нежности хрупкой красоты».

Его фильмы, преимущественно немые — коллажи о покое и восторге, о цветовых пятнах и бликах на воде, о временах года и жестах,— требуют особых условий просмотра: скорость проекции чаще всего 18 кадров в секунду, и такое мерцающее изображение вызывает почти религиозный трепет. Дорски интересует кино, свободное от нарратива, от единства времени—места—действия: только ритм и свет. Но при этом его фильмы — не поток сознания, а пример «поливалентного монтажа», сложно организованное, ритмически выверенное кинематографическое тело, в котором отдельные монтажные фразы связаны

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Москва дерется в перчатках Москва дерется в перчатках

Новый викторианский сериал Стивена Найта на ВВС One

Weekend
«Важно знать и понимать своего посетителя» «Важно знать и понимать своего посетителя»

Роман Валериевич Ковриков о том, зачем сегодня идут в музей

Санкт-Петербургский университет
Каждому, по факту, рядом нужен человек Каждому, по факту, рядом нужен человек

«Как пережить душевную боль, которую нам причиняют самые близкие люди?»

OK!
Кто такие «бежевые» мамы и чем опасен новый тренд? Кто такие «бежевые» мамы и чем опасен новый тренд?

Почему «бежевое материнство» стало популярным и в чем его опасность для ребенка?

VOICE
Вопрос/ответ Вопрос/ответ

Можно ли сбрасывать радиоактивные отходы в вулканы и другие интересные вопросы

Вокруг света
Если села батарейка Если села батарейка

20 способов восстановиться за 15 минут

Лиза
Прививка от аллергии АСИТ — как она работает? Прививка от аллергии АСИТ — как она работает?

Вместо того чтобы смягчать симптомы аллергии, можно устранить причину

СНОБ
Какими бывают виды отверток и бит для шуруповертов Какими бывают виды отверток и бит для шуруповертов

Какие бывают отвертки — виды и названия наконечников, а также их размеры

CHIP
«И жили они долго»: 5 наивных вопросов о долголетии «И жили они долго»: 5 наивных вопросов о долголетии

Продлевают ли жизнь брокколи? Счастливые люди живут дольше?

РБК
Жуткая история Крис Кремерс и Лизанны Фрун, которые исчезли во время похода в Панаме Жуткая история Крис Кремерс и Лизанны Фрун, которые исчезли во время похода в Панаме

Жуткая история туристок, от которых остались только кости

ТехИнсайдер
Разговоры о главном диапазоне Разговоры о главном диапазоне

Что такое золотой диапазон частот и кому Минцифры намереваются его отдать

Ведомости
3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь 3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь

Решение сменить работу связано с финансовым риском. Как его не допустить?

Inc.
Эпидемия цифрового слабоумия: почему нынешние поколения глупее предыдущих Эпидемия цифрового слабоумия: почему нынешние поколения глупее предыдущих

Почему из-за развития цифровых технологий снижаются когнитивные функции человека

Монокль
Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства

Кто самый сильный — Брюс Ли или Джеки Чан? Стивен Сигал или Чак Норрис?

Maxim
Лидеры немного замедлились Лидеры немного замедлились

Топ-25 игроков увеличили выпуск комбикормов на 2,8%

Агроинвестор
Чёрная дыра по соседству? Чёрная дыра по соседству?

Может ли рядом с нами находится еще одна сверхмассивная чёрная дыра?

Наука и жизнь
Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем» Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем»

Актриса Ирина Мирошниченко рассказывает о своей молодости и начале карьеры

Коллекция. Караван историй
Платеж за доверие Платеж за доверие

Рынок платежных агентов все больше консолидируется вокруг банков

Ведомости
Блеск и несчастья «Великого Гэтсби» Блеск и несчастья «Великого Гэтсби»

Краткая история главного американского произведения 1920‑х

Weekend
Жила-была золотая рыбка Жила-была золотая рыбка

Как золотые рыбки из аквариумов угрожают экологии

Наука и жизнь
Формула любви Александра Абдулова Формула любви Александра Абдулова

«Герой должен умереть молодым» — старая японская пословица. Он жил всего 54 года

Коллекция. Караван историй
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
Революция со счастливым концом Революция со счастливым концом

Рубеж XIX и XX веков отмечен бурными событиями в целом ряде наук

Знание – сила
Угольщикам недогрузили триллионы Угольщикам недогрузили триллионы

Минэнерго оценило потери российской угольной отрасли в 2 трлн руб

Ведомости
Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса

Почему существует Вселенная? Почему существует мир, почему в нем есть мы?

Знание – сила
Звезды манящие Звезды манящие

Ослепительная вспышка, которой уже некого слепить, миг неуловимый

Знание – сила
Липецкий Клондайк Липецкий Клондайк

В Липецкой области создают уникальный кластер для любителей экстрима

Отдых в России
Новости науки Новости науки

Обнаруженная в ранней Вселенной грандиозная галактика и другие новости науки

Знание – сила
Соль земли Соль земли

Зимнее путешествие по Пермскому краю: ледяная пещера, Чердынь и виды Колвы

Отдых в России
Островский – революция в русском театре Островский – революция в русском театре

Гончаров, известный трилогией на букву «О», был интересным и метким критиком

Знание – сила
Открыть в приложении