Большая ретроспектива Вячеслава Пакулина

WeekendКультура

Школа Дионисия

Анна Толстова о большой ретроспективе Вячеслава Пакулина

«Отдыхающие у водопада. Гатчинский парк», 1940

Русский музей устроил первую в своей истории выставку Вячеслава Пакулина (1900–1951), председателя ленинградского объединения «Круг художников» (1926–1932). Русский хранит самую большую коллекцию пакулинских работ, и она выставлена почти что целиком, дополненная вещами из других петербургских музеев и частных собраний. Тут-то и становится понятно, кто в ленинградской межвоенной живописи был первой, разумеется, не по официальной табели о рангах, кистью.

Вячеслав Пакулин — художник, известный практически всем, но не по картинам, а по блокадной хронике зимы 1942-го: он — тот самый человек с этюдником на Невском, запечатленный в фильме Ефима Учителя «Ленинград в борьбе» и на снимке Бориса Лосина. На лосинской фотографии лучше видна и картина на этюднике, которую пишет живописец,— вид Невского с Домом Зингера (пейзаж этот хранится в Музее истории Петербурга), и сам он — в ушанке, в жениной шубе и жениных ботах, а все равно элегантный, вдохновенный персонаж, слегка позер, слегка актер — артист, да и только. И верно, театр сыграл важную роль в его жизни. В юности Пакулин, сирота, сильно нуждался — это заметно по тому, на какой дряни, например на обоях в цветочек, он рисует, артистично обыгрывая цветочную фактуру бумаги в рисунке. Нуждался, искал приработка и, поучившись на Курсах мастерства сценических постановок у Всеволода Мейерхольда, начал с оформления массовых празднеств, а потом все 1920-е подвизался в ленинградских театрах — впрочем, гротескная эксцентрика театральной графики выдает в нем ученика не только и не столько Мейерхольда, сколько Владимира Лебедева. Но театр как будто бы врос в его, разнообразно (он, например, и сам актерствовал, а также писал стихи и водился с непролетарскими поэтами вроде Сергея Нельдихена и Константина Вагинова) одаренного человека, жизнь, он всегда был как бы немного в роли, в образе художника; непонятно, как ему это удавалось — одновременно быть и играть. Пейзажи блокадного Ленинграда — то, чем более всего и известен сегодня Пакулин,— собраны в самом конце выставки, и это последний взлет его колоссального живописного таланта. Из истории отечественной словесности мы знаем, что блокада Ленинграда открывает портал в литературу экзистенциализма — не в одной только поэзии и художественной прозе, но в эпистолярных, дневниковых, мемуарных текстах. В живописи Пакулина мы не найдем никаких иллюстраций к этому экзистенциально-литературному корпусу, не увидим ничего жуткого — вмерзших в снег трупов, хлебных очередей, обезумевших от голода людей, а руины разбомбленных зданий выглядят органической частью ландшафта. Напротив, это царство красоты, бесконечной, не боящейся идеологического окрика красоты, изумительных белесых колоритов, напоминающих о «фресковых» опытах его молодости, чаще безлюдного — а в тридцатые ему все же приходилось впускать в парковые пейзажи стаффажные массы культурно отдыхающих — и наполненного воздухом пространства. В некотором смысле блокада тоже стала для него экзистенциальным порталом — провалом в самого себя, когда он, боявшийся артобстрелов так, что перебрался из своей коммунальной комнатушки жить в подвал, на улице за работой словно бы переставал чувствовать опасность, уйдя в живопись и не реагируя на сигналы воздушной тревоги.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Сладостное припоминание — это ключевое понятие» «Сладостное припоминание — это ключевое понятие»

Леонид Парфенов о русских грузинах, евреях и ностальгии по СССР

Weekend
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
Биг Бен Биг Бен

Бенедикт Камбербэтч — о перевоплощении, удовольствиях и трудностях профессии

Esquire
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
Кто есть хтонь Кто есть хтонь

Алексей Сальников, автор первоисточкиа фильма Серебренникова «Петровы в гриппе»

Glamour
«Подписали — и попали». 3 главные автомобильные аферы последних лет «Подписали — и попали». 3 главные автомобильные аферы последних лет

Когда на кону миллионы и авто, фантазия у аферистов работает без ограничений

РБК
Прекрасное в ущербном: как японский принцип кинцуги улучшит вашу жизнь Прекрасное в ущербном: как японский принцип кинцуги улучшит вашу жизнь

Отрывок из книги «Японизм» Ниими Лонгхёрст о японском мировоззрении

Forbes
Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета

Как почистить увлажнитель воздуха от накипи, чтобы он радовал вас чистым паром

CHIP
«Писатель бывает чрезвычайно туп, но все же не настолько, как думают о нем иные критики» «Писатель бывает чрезвычайно туп, но все же не настолько, как думают о нем иные критики»

Уистен Хью Оден о том, зачем люди пишут книги и как их читают

Weekend
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Hовые имена в моде Hовые имена в моде

Сверкающее вау: новейшие супергерои модной индустрии!

Собака.ru
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе

Как Баттерфилд работала с Маском и какой путь она выбрала, когда ушла из SpaceX

Forbes
Художницы с рюкзаками Художницы с рюкзаками

Как в поездках рождаются иллюстрации к детским книгам

Новый очаг
Раннее взросление Раннее взросление

История одной семьи, переданная в письмах

Знание – сила
О наследии Стефана Пермского О наследии Стефана Пермского

Кто может считаться первым исследователем истории и культуры коми народа?

Знание – сила
Антон Рудзат Антон Рудзат

Антон Рудзат режиссирует, фотографирует и придумывает стратегии

Собака.ru
Сага мужества и стойкости Сага мужества и стойкости

Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

Монокль
Видел, пробовал Видел, пробовал

Фудблогер Макс Брандт — о гастропримечательностях в городах России

Новый очаг
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные

Могут ли наши имена влиять на наш внешний вид? Вероятно, да

ТехИнсайдер
Исторические сведения о сказочных берендеях Исторические сведения о сказочных берендеях

Легендами о лесном царстве берендеев вдохновлялись и Жуковский, и Островский

Знание – сила
Дачное преображение Дачное преображение

Как можно преобразить дачное пространство своими руками

Здоровье
Заменили отцов на заводах Заменили отцов на заводах

Юные герои тыла: как дети работали на заводах во время Великой Отечественной

Ведомости
Семь секретов красивого голоса Семь секретов красивого голоса

Простые хитрости, которые помогут сохранить звучание голоса в любом возрасте

Здоровье
Вселенная распадется через 10^78 лет, это гораздо быстрее предыдущих оценок Вселенная распадется через 10^78 лет, это гораздо быстрее предыдущих оценок

Вселенная распадается гораздо быстрее, чем считалось ранее

ТехИнсайдер
Во II тысячелетии до нашей эры британское олово попало на Ближний Восток Во II тысячелетии до нашей эры британское олово попало на Ближний Восток

Во II тысячелетии до н. э олово поступало из Британии на Ближний Восток

N+1
Наш Май Наш Май

Книги с иллюстрациями Мая Петровича Митурича, не сомневаюсь, есть в каждом доме

Наука и жизнь
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру

Как зумерам справиться с пятью страхами, связанными с трудоустройством

Forbes
Открыть в приложении