Василий Степанов об альманахе «Homemade» как диагнозе авторского кино эпохи

WeekendСобытия

Самолечение автора

Netflix выпустил альманах короткометражных фильмов, снятых режиссерами в период самоизоляции. Паоло Соррентино, Себастьян Лелио, Наоми Кавасэ, Пабло Ларраин и другие звезды фестивальной режиссуры всеми силами пытаются доказать, что обстоятельства и инструменты производства могут меняться, но авторское кино остается авторским

Для начала — трудности перевода: что означает слово «homemade», объединившее 17 короткометражных фильмов в один гигантский омнибус, размещенный на стриминге Netflix? Во-первых, конечно, смысл буквальный — все эти фильмы сделаны дома, в период самоизоляции, подчас в четырех стенах без выхода за пределы домашней территории. Во-вторых, слово «homemade» несет в себе оттенок «кустарничества» — но тут согласиться трудно: к изготовлению короткометражек для своего изоляционного альманаха Netflix привлек важнейших героев фестивального кино — режиссеров, актеров, операторов. Небольшие фильмы снимают: Паоло Соррентино, Себастьян Лелио, Антонио Кампос, Кристен Стюарт, Наоми Кавасэ, Мэгги Джилленхол, Пабло Ларраин, Гуриндер Чадха, Ана Лили Амирпур и многие другие. Конечно, тщательно соблюден гендерный баланс. И конечно, у большинства из этих авторов есть свои фильмы в библиотеке Netflix (если и не снятые на деньги стримингового гиганта, то купленные им для онлайн-проката). То есть можно считать, что Netflix дает своим авторам домашнее задание, «домашку». Проверить которую должен зритель, попутно узнав, чем живет мир кино в момент общемирового замешательства.

Карантин оказался временем активного кинематографического поиска, несмотря на общие ограничения и острое желание киноиндустрии затянуть пояса — приберечь самое лучшее на счастливое безковидное будущее. Все важные премьеры весны и лета были отменены или перенесены, однако постиндустриальное человечество устроилось у экранов своих компьютеров и телевизоров, и в этих обстоятельствах кино просто обязано было придумать какие-то — в меру возможного — развлечения. В России это желание индустрии во что бы то ни стало — даже сидя у себя на даче или в квартире — работать вылилось в поток Zoom-контента. Практически каждый стриминг выступил с итоговым произведением (а Premier успел выпустить аж целых два — «#СидЯдома» и «Окаянные дни»), где осмыслялась новая пандемическая реальность. Актеры учились ставить свет и осваивали операторское мастерство перед камерой смартфона, сценаристы приспосабливались к Zoom-драматургии. Тимур Бекмамбетов на фоне пандемии симптоматично заключил с Universal сделку на пять фильмов в формате screenlife (кино, действие которого разворачивается на экранах компьютерных интерфейсов, снятое с помощью технологии захвата экрана).

Netflix достаточно убедительно доказывает, что для кино, снятого на карантине, рамка видеозвонка — далеко не единственно возможная. Фильмов, играющих с программными интерфейсами, в альманахе всего два: известный своей визуальной изощренностью Пабло Ларраин («Клуб», «Джеки», «Эма») снял очень простую новеллу о том, как созваниваются два пенсионера, а каннская дебютантка Рунгано Ниони выступила с мамблкор-чатом о разругавшейся паре, которую мирит пропавшая соседская собака. Между прочим, титры этого скромного фильма выглядят внушительно: в создании десятиминутки дистанционно участвовали актеры-соавторы из Замбии, Португалии, Великобритании, Германии, США, Испании. У большинства участников «Домашки» съемочные группы скромнее. Даже внушительная и самая, пожалуй, конвенциональная с кинематографической точки зрения новелла «Вермонт» Мэгги Джилленхол обходится семейным подрядом: на площадке (в вермонтском домике семьи) работал муж Джилленхол Питер Сарсгаард и две их дочери. Другое дело, что за пределами локации сложнопостановочная апокалиптическая фантастика потребовала с десяток специалистов постпродакшена.

Большинству режиссеров альманаха логистика столь высокого уровня была явно не по силам, однако это не делает их фильмы беднее. Скажем, Паоло Соррентино, известный своей любовью к сединам сильных мира сего, на славу посмеялся над самим собой, сняв среди бутылок мини-бара и в кущах комнатных цветов встречу папы Франциска и Елизаветы II. Роли в фильме исполнили сувенирные куколки этих государственных деятелей, бог весть каким образом оказавшиеся у Соррентино дома (для тех, кто не верит, что автор «Молодости» и «Молодого папы» способен на самоиронию, на встречу в верхах прибывает не выдержавший пафоса мероприятия Большой Лебовски).

«Домашка» дает современному зрителю и современному кино как минимум два урока. Первый: высокая технологичность кинематографа парадоксальным образом ведет не только к блокбастерам и CGI-фильмам, но и к распространению дневникового кино. И второй (следует из первого): кинематограф давно уже превратился в ту самую «камеру-перо», о которой грезили авторы французской новой волны.

У каждого короткометражного фильма «Домашки» — даже при пересекающихся сюжетах и героях (примерно треть фильмов демонстрирует детей, с разной степенью покладистости переносящих карантин) — свой собственный стиль, почерк, который не спутать ни с чем. Каждый в меру способностей эксплуатирует свое собственное, только ему доступное волшебство. Кристен Стюарт, скажем, демонстрирует на крупном плане свое изможденное бессонницей (надоел сверчок!) лицо, а снимавшая ее в «Опасной роли Джин Сиберг» оператор Рейчел Моррисон красиво показывает своего сына под слащавый, но полный любви закадровый текст. Ладж Ли, как и в «Отверженных», хватается за квадрокоптер, а мастер современного триллера Антонио Кампос в три локации складывает жутковатую историю о двух женщинах, в семейную жизнь которых вторгается темноволосый незнакомец. Это, может, и не великие фильмы, но каждый из них уникален. Каждое кино — как и было обещано в титрах — персонально. Пожалуй, это и есть главная оптимистическая новость, подаренная нам могущественным стримингом, который регулярно обвиняют в унификации контента и фансервисе, основанном на тщательном изучении зрительских данных.

Фото: Netflix

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Аристократка и кастрат Аристократка и кастрат

Биография жившего в Москве XVIII века итальянского эмигранта Пьетро Мускьетти

Weekend
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
Все не так, однозначно Все не так, однозначно

Как 1970-е стали десятилетием конспирологии и паранойи

Weekend
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Самый энергичный свет Самый энергичный свет

История открытия и некоторые факты о гамма-лучах

Наука и жизнь
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится

В чем секрет успеха игры, у которой нет главного – конечной цели?

Цифровой океан
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Символы статуса: 5 вещей, которые почти невозможно получить, даже если вы баснословно богаты Символы статуса: 5 вещей, которые почти невозможно получить, даже если вы баснословно богаты

Кое-что в этой жизни так просто не покупается (и речь тут не о сантиментах)

Maxim
«Все, что было его, – нынче ваше» «Все, что было его, – нынче ваше»

Место творчества Булата Окуджавы в современной литературе и литературоведении

Знание – сила
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Зональная диета: что это за система питания и как она работает?

Лиза
Восемь простых способов улучшить сон Восемь простых способов улучшить сон

Эти несложные действия помогут справиться с бессонницей и начать высыпаться

РБК
Страдает самооценка? Повысить ее может отказ от соцсетей! Интересные результаты исследования Страдает самооценка? Повысить ее может отказ от соцсетей! Интересные результаты исследования

Как социальные сети влияют на нашу самооценку?

ТехИнсайдер
Прощай, молодость: что такое кризис среднего возраста и как с ним справиться Прощай, молодость: что такое кризис среднего возраста и как с ним справиться

Как проявляется кризис среднего возраста и что поможет его пережить

Forbes
Осмелиться быть собой: 5 упражнений Осмелиться быть собой: 5 упражнений

Как вновь обрести свою идентичность и начать собственный путь

Psychologies
Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров

В чем феномен популярности передачи «Следствие вели…»?

Правила жизни
Чем опасны лидеры с уязвимым эго: 7 негативных особенностей Чем опасны лидеры с уязвимым эго: 7 негативных особенностей

Как даже хорошо скрываемая уязвимость мешает принимать верные решения

Psychologies
Зерно раскладывают на фракции Зерно раскладывают на фракции

Компании увеличивают производство и экспорт продуктов глубокой переработки зерна

Агроинвестор
Женская манипуляция. Всегда ли это нужно и как не увлечься психологическими играми Женская манипуляция. Всегда ли это нужно и как не увлечься психологическими играми

Где та тонкая грань между неэкологичными манипуляциями и женской мудростью?

Лиза
«Следствие насилия»: 4 шага, чтобы справиться с угодливостью «Следствие насилия»: 4 шага, чтобы справиться с угодливостью

Как перестать угождать всем?

Psychologies
Сомнительные пошлины Сомнительные пошлины

К чему могут привести ограничения на ввоз российской сельхозпродукции в ЕС

Агроинвестор
8 мужских ролей, доставшихся актрисам 8 мужских ролей, доставшихся актрисам

Боевики, фантастика и триллеры — мужская вотчина, в которую ворвались женщины

Maxim
Открыть в приложении