Что посеешь?
В России выросла доля использования контрафактных и фальсифицированных семян

Квотирование ввоза зарубежного семенного материала побуждает некоторых сельхозпроизводителей закупать его у недобросовестных поставщиков. Это могут быть как оригинальные семена, привезенные из-за рубежа без разрешения, так и откровенные подделки. В первую очередь приобретать фальсификат рискуют малые и средние предприятия в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Помочь исправить ситуацию может не столько жесткий контроль, сколько улучшение экономической ситуации. До тех пор какой-то результат даст только разъяснительная работа и убеждение, что, сэкономив на семенах, можно существенно проиграть в урожайности.
С начала 2010-х годов в российском АПК удалось существенно сократить долю семян неизвестного происхождения, отмечает ассоциация «Национальный семенной альянс» (НСА). Однако в последние два года вновь наметилась тенденция к росту их использования. Точно долю фальсификата и контрафакта на рынке оценить сложно, таких подсчетов не ведется, но по оценкам экспертов, до 2024 года она составляла около 8–10 %. Руководитель по продажам семян «Щелково Агрохим» Андрей Подлесный полагает, что сейчас подделками являются до 15 % поставляемых на отечественный рынок семян. Хотя официальный учет несертифицированной продукции никто не ведет, поэтому это приблизительная цифра, акцентирует внимание он. Управляющий партнер селекционно-семеноводческой компании Ruseed Марк Гехт оценивает долю фальсификата по подсолнечнику в 7–12 %, по кукурузе — в 10–15 %. Эксперты НСА и Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и масличных культур (НАПСКиМК) с ним соглашаются и добавляют, что в 2025 году объем использования фальсифицированного семенного материала увеличился примерно на 4 %.
В целях экономии
По мнению специалистов, сомнительной продукцией стоит считать ввезенные из-за рубежа без разрешения (вне квот) оригинальные семена (контрафакт), импортируемые и реализуемые под видом оригинальных неоригинальные (фальсификат), а также семенной материал неизвестного происхождения, предлагаемый под названиями известных брендов (тот же фальсификат).
«Фальсификат — это все, что не соответствует заявленным характеристикам продукции, — рассказывает заместитель гендиректора по производству УК «Август-Агро » Ильнар Харисов. — Обычно фальсифицируют названия сортов, производителей и репродукции и чаще всего подделывают те семена, которые пользуются массовым спросом, продукцию широко известных зарубежных брендов: зерновые, масличные, овощные культуры и т. д.».
Производитель фальсификата, как правило, неизвестен, дополняет менеджер по безопасности компании «Сингента» Екатерина Труфанова. Наиболее часто подделки встречаются по таким культурам, как подсолнечник и кукуруза, и, хотя фальсифицируются семена разных производителей, в первую очередь — пользующиеся большим спросом у потребителей, говорит она.
Обычно под фальсификацию попадают семена подсолнечника, так как более 80 % семенного материала данной агрокультуры используют гибриды F1 (первое поколение гибрида, полученное в результате контролируемого скрещивания между отобранными родительскими сортами), комментирует технолог по масличным культурам компании «Щелково Агрохим» Павел Нефедов. «В связи с введением квотирования ввоза семян подсолнечника из недружественных стран наиболее популярные гибриды у сельхозпроизводителей оказались большим дефицитом, их стали часто поставлять в страну без разрешения, а так как сельхозпроизводитель хочет приобрести проверенный гибрид, он нередко прибегает к закупкам такого вот контрафакта», — объясняет специалист.
В последнее время на российском рынке встречается фальсификация семян подсолнечника и кукурузы, а также гороха и сои, делится наблюдениями гендиректор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко. Такую тенденцию он тоже связывает с тем, что после введения квот на поставку семян указанных позиций на рынке появился определенный дефицит именно в зарубежном сегменте. «Злоумышленники пользуются ситуацией, и предложение фальсифицированных семян растет, — констатирует топ-менеджер. — В то же время фальсификат по низким ценам может негативно влиять на ценообразование на рынке в целом».
Сокращение количества ввозимых семян иностранной селекции в результате квотирования привело к увеличению импорта контрафактной продукции через третьи страны и якобы выращенных в России аналогов, подтверждает представитель Россельхозцентра по Ростовской области. «Под видом сортов/гибридов отечественной селекции могут выращиваться контрафактные иностранцы со схожей фенологией, — знает он. — Культуры под особо пристальным вниманием — кукуруза и подсолнечник».
После установления квот явление стало заметно распространяться, соглашается Харисов. На рынке возникают семеноводческие хозяйства, за качество продукции которых никто не ручается. «Они зачастую сбивают цену, а ответственные производители несут в результате экономические потери», — отмечает он.
В условиях снижения рентабельности сельхоздеятельности аграрии вынуждены сокращать расходы и постоянно находятся в поиске более выгодных предложений на рынке, говорит исполнительный директор селекционно-семеноводческого подразделения ГК «ЭкоНива» Евгений Кучерявенко. «К сожалению, нередко низкие цены предлагают непроверенные партнеры, распространяющие контрафактную продукцию или фальсификат», — обращает внимание руководитель.
Одни экономят, другие на этом зарабатывают, высказывается гендиректор фирмы «Август» Михаил Данилов. «Недобросовестные производители пытаются навариться, экономя на регистрационных затратах, маркетинге, качественном производстве, а потребители, стремясь снизить расходы, покупают продукцию не у официальных продавцов», — поясняет он.
Экономические факторы играют существенную роль в распространении контрафакта, вторит ему Труфанова. «Предложения нелегальных продавцов могут выглядеть привлекательными для конечного потребителя, например в случаях более низкой цены, — рассуждает она. — Важно отметить, что растущий спрос на такую продукцию стимулирует дальнейшее увеличение ее предложения, создавая замкнутый круг: чем больше растениеводов обращается к нелегальным источникам, тем активнее становится рынок контрафакта, привлекая новых недобросовестных производителей и дистрибьюторов». Кроме ценового преимущества, нелегальные поставщики часто предлагают очень широкий ассортимент продукции. Они могут поставлять на рынок разнообразные разновидности семян, выдавая при этом их за любое наименование и бренд производителя, добавляет представитель «Сингенты».
Гендиректор компании «Хелианта» (российский производитель гибридов подсолнечника) Олег Гузев считает, что проблема контрафакта связана с сокращением импорта и консерватизмом аграриев, которые предпочитают пользоваться привычным иностранным семенным материалом и идут на риск, чтобы приобрести именно его. «Сельхозпроизводители ищут более дешевые альтернативы, что часто приводит к покупке поддельных семян, — говорит он. — Свою негативную роль играет и недостаточная информированность хозяйств о методах проверки качества семян, а также отсутствие эффективных инструментов для их защиты».

В интернете найдется все
Недобросовестные продавцы, предлагающие фальсификат под видом продукции известных брендов, как правило, фирмы-однодневки, не имеющие серьезной инфраструктуры. Чаще всего свои продажи они осуществляют через интернет. «Одним из ключевых драйверов роста объема фальсифицированной продукции является переход торговли в онлайн-пространство, — рассказывает Екатерина Труфанова. — Анонимность сети, возможность быстро менять цифровые идентификаторы и использовать банковские реквизиты или карты подставных лиц и иные схемы, не позволяющие установить реальную личность продавца, дают нарушителям возможность эффективно скрываться от правоохранительных органов». А отсутствие эффективных механизмов мониторинга интернет-торговли, недостаточная внимательность аграриев при выборе поставщика семян и сложность правоприменения делают борьбу с нелегальными продавцами особенно трудной, сетует она.