Бежать бояться
«Слово пацана. Кровь на асфальте»: наши «Банды Нью-Йорка»
Сразу на нескольких платформах стартует «Слово пацана. Кровь на асфальте» Жоры Крыжовникова — сериал о суровом конце 1980-х, вдохновленный книгой Роберта Гараева, важным исследованием «казанского феномена». Задолго до премьеры сериал начали упрекать в романтизации криминального мира и симпатиях к пацанской этике. Однако с этими обвинениями стоит повременить.
1987 год, неназванный советский город-миллионник. В кинотеатрах «Маленькая Вера» и «Асса», в магнитофонах «Ласковый май» и «Кино», но у местных школьников есть проблемы поважнее сексуального просвещения или перемен, которых требуют сердца неформалов,— уличное насилие и ежедневное вымогательство. Два восьмиклассника — скромник, любимчик выбившейся из сил мамы Андрей и двоечник-хулиган Марат — по воле училки английского сходятся в своего рода дружбе с элементами садомазохизма. Пока Марат (Рузиль Минекаев) унижает Андрея (Леон Кемстач), приучая ботана из музыкалки к мату, сигаретам и дракам, тот не просто выказывает поразительную толерантность к побоям, но и стремится прокачать свой жалкий социальный капитал. На дворе он ноль, «чушпан», а дружба с Маратом, чей старший брат (Иван Янковский) до срочной в Афгане был на районе четким пацаном по кличке Адидас,— шанс примкнуть к местной «конторе», молодежной группировке «УКК», и получить хоть какую-то защиту от поборов упитанного бывшего приятеля Искандера.