Зачем России XXI века нужны ледоколы?

Наука и техникаНаука

Атомные гиганты полярных морей. Смена поколений

Адмирал Макаров, активно выступающий за освоение и развитие северных территорий России, в одном из своих выступлений привел такое образное сравнение: «Россию можно сравнить со зданием, своим фасадом обращенным к Северному Ледовитому океану. Ни одна нация не заинтересована в ледоколах, сколь Россия».

Так, зачем же нужны ледоколы России XXI века?

Чтобы это понять, вспомним, какие несметные сокровища хранит российская Арктика – обширный регион, во многом определяющий экономическое благополучие страны. Это уголь Печоры, апатиты Хибин, нефть и газ Ямала, золото Колымы, продукция Норильского медно-никелевого района, лес, пушнина Сибири. Все эти богатства лежат в приполярных областях страны. Их надо не только добыть, но и доставить в промышленные регионы своей страны либо отправить на экспорт. Не менее важно и движение во встречном направлении: чтобы обеспечивать нормальные условия жизни населения Заполярья, необходимо доставить туда великое множество разнородных грузов. Учитывая протяженность приполярных областей, их удаленность от прочих районов России при отсутствии наземной транспортной инфраструктуры, а также суровый климат этого региона и масштабы необходимых перевозок, реально решить эту задачу под силу лишь морскому транспорту. К тому же Северный морской путь (СМП) – кратчайшая дорога из европейской части России на Дальний Восток. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет: через Суэцкий канал – 23200 км, через Панамский – 29400 км, а по СМП – 14200 км. Но поскольку из шести морей СМП лишь одно (Баренцево) остается незамерзающим, а четыре покрыты льдом в течение всего года, движение здесь судов без ледоколов невозможно. В самые последние годы традиционные проблемы, связанные с освоением Арктики, пополнились и военным аспектом.

Россия – родина ледоколов

Учитывая все эти обстоятельства, не вызывает удивления то, что первый арктический ледокол был задуман еще в конце XIX века именно в России. Правда, русской была лишь идея. В жизнь она была воплощена в Англии, на верфях которой в 1899 году родился первый в мире арктический ледокол «Ермак», прослуживший во льдах целых 64 года. Там же в 1916 году по заказу Российской империи был построен «Святогор», прототипом которого стал «Ермак», но с учетом последних достижений бурно развивающейся в Британии кораблестроительной индустрии.

Судьба этого ледокола складывалась очень непросто. В годы Гражданской войны и интервенции на Севере России он был сознательно затоплен красными в устье Северной Двины, но поднят интервентами-англичанами, доставлен в страну происхождения, отремонтирован и возвращен в строй, а по окончании Гражданской войны в 1921 году возвращен уже Советской России. В борьбе за его возвращение, проходившей на дипломатическом поле, значительная роль выпала на долю полпреда России в Англии Леонида Красина, после смерти которого в 1926 году «Святогор» получил его имя. Под этим именем он и вошел в анналы морской истории, совершив немало славных дел и на мирном, и на военном поприще. Жив он и поныне: сегодня ледокол, уже как корабль-музей, можно увидеть в Санкт-Петербурге пришвартованным у набережной Лейтенанта Шмидта.

Вплоть до середины 1930-х годов ледоколов собственной постройки СССР не имел. Доставшиеся от старой России ледоколы (в основном построенные в Англии) старели и изнашивались, а потребность в ледокольном флоте только нарастала.

В июне 1934 года под эгидой Иосифа Сталина была принята первая советская программа ледоколостроения. До начала Великой Отечественной войны на ленинградском Балтийском заводе были построены два паровых ледокола – «И. Сталин» и «В. Молотов». Война остановила дальнейшее строительство. После ее окончания еще не вышедший из разрухи СССР был не в состоянии строить собственные ледоколы. Обратились к Финляндии. Эта небольшая северная страна до середины XX века построила около 75% мирового ледокольного флота. Не был забыт и СССР. Для него была построена серия дизель-электрических ледоколов. Финские ледоколы составляли основу советского ледокольного флота до тех пор, пока им на помощь в Арктику не пришел «мирный атом».

Схема парового ледокола «И. Сталин»

Ледокол как он есть

Любой ледокол отличается от иных судов по целому ряду параметров. Прежде всего, по ареалу своего «обитания»: его можно встретить только в высоких широтах. Такая география определяет особо суровые условия, в которых работают ледоколы. Ни одно судно не сталкивается напрямую с таким силовым противостоянием стихии, как ледокол, в прямом смысле грудью пробивающий дорогу себе и идущему за ним каравану в тяжелых паковых льдах. И это самым непосредственным образом влияет на конструкцию ледоколов: определяет формы обводов и повышенную прочность корпусов, мощность силовых установок, форму и количество винтов, а также тип приводящих их в движение гребных двигателей.

Кроме того, с учетом климата нельзя не позаботиться и о конструкции надстроек, определяющих условия обитания экипажа. Поэтому корпус современного ледокола имеет бочкообразную безкилевую форму, рассчитанную на то, что сжимающие его льды будут выдавливать судно вверх. Правда, для этого необходимо, чтобы самая широкая часть корпуса располагалась выше ватерлинии. И форштевень, и ахтерштевень ледокола наклонены на 30 градусов к горизонтали, поскольку ледоколам нередко доводится двигаться во льдах как вперед, так и задним ходом. Важным фактором является соотношение длины и ширины корпуса, чем оно меньше, тем проще ледоколу маневрировать во льдах. А ширина корпуса еще и определяет ширину канала, прокладываемого во льдах. Самое уязвимое место ледокола – его винто-рулевая группа, поэтому и руль, и винты стараются спрятать под корму, чтобы, по возможности, защитить их от столкновений со льдом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

Сто самых красивых женщин страны заждались тебя

Maxim
Благородные, но такие разные Благородные, но такие разные

Почему цены на драгметаллы разнонаправлены

Деньги
Советские солдаты возле убитого двойника Гитлера Советские солдаты возле убитого двойника Гитлера

В мае 1945 года по Берлину распространился слух, что обнаружен труп Гитлера

Дилетант
Театр поражения Театр поражения

С чего началась первая общеевропейская война и кто в ней победил

Weekend
Перевал Перевал

С момента гибели туристов из группы Игоря Дятлова прошло больше полувека

Популярная механика
Правила игры: как и зачем внедрять геймификацию в работу сотрудников Правила игры: как и зачем внедрять геймификацию в работу сотрудников

Как грамотно встроить элементы геймификации в систему мотивации персонала

Forbes
Затерянный Хуэй Затерянный Хуэй

Как хуэй стали дунганами и оказались по другую сторону от Небесных Гор?

Вокруг света
«Я горюю о ней»: психотерапевт об умиравшей клиентке, принятии смерти и нарушении правил «Я горюю о ней»: психотерапевт об умиравшей клиентке, принятии смерти и нарушении правил

Травматерапевт — о работе с клиенткой, умиравшей от рака

Psychologies
Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника

К каким последствиям может привести чрезмерная требовательность к себе

Psychologies
Раз прошла такая пьянка Раз прошла такая пьянка

Выпивка на фоне автомобиля как жанр советской фотографии

Автопилот
Продукты «лайт» Продукты «лайт»

Что на самом деле означает «0%» на упаковке продуктов «лайт» – пользу или вред?

Здоровье
И я там был. Почему трудно забыть первую любовь И я там был. Почему трудно забыть первую любовь

Как забыть свою бывшую

СНОБ
РМЖ: в партнерстве с врачом РМЖ: в партнерстве с врачом

Ключевые этапы диагностики и лечения РМЖ

Новый очаг
«Если бы не жена, я был бы другим человеком» «Если бы не жена, я был бы другим человеком»

Александр Степанов – о метаморфозах рэпа и песнях для Бузовой

VOICE
Заводим собаку? 6 причин, по которым тебе это делать точно не надо Заводим собаку? 6 причин, по которым тебе это делать точно не надо

Решаться стать собачником на эмоциях точно нельзя. И вот почему

Лиза
Союз правых: что помогло Хавьеру Милею победить на президентских выборах Союз правых: что помогло Хавьеру Милею победить на президентских выборах

Радикальная программа президента Аргентины вряд ли будет полностью реализована

Forbes
10 популярных автомобильных мифов 10 популярных автомобильных мифов

Автомобильные мифы, в которые нельзя верить

4x4 Club
Славный город Славный город

Все годы жизни Севастополь подтверждал правильный выбор своего имени

Отдых в России
Зельеварение на Руси: почему наши предки считали цветы опасными Зельеварение на Руси: почему наши предки считали цветы опасными

Отрывок из книги Александры Барковой «Зельеварение на Руси»

Forbes
Еще не токсично, но уже напрягает: 8 «розовых» флажков в отношениях Еще не токсично, но уже напрягает: 8 «розовых» флажков в отношениях

«Розовые» флажки в отношениях — что это такое и стоит ли их замечать?

Psychologies
На «Титанике» и трэпе: почему Лолита Милявская свежее всех свежих На «Титанике» и трэпе: почему Лолита Милявская свежее всех свежих

Как Лолита Милявская дарит новую жизнь своим старым хитам

Правила жизни
Правила жизни Льва Толстого Правила жизни Льва Толстого

Правила жизни великого российского писателя Льва Толстого

Правила жизни
Королеву — под нож Королеву — под нож

Какой была жизнь и смерть Марии-Антуанетты

Дилетант
4 факта о торфяном виски, которые знают далеко не все ценители 4 факта о торфяном виски, которые знают далеко не все ценители

Многие ценители виски в конце концов приходят к сортам с с привкусом лыжной мази

Maxim
Поворот к себе Поворот к себе

Соня Аржаных — о первом гонораре, синдроме самозванца и мечте написать сценарий

Grazia
От Бэкона до Бэнкса: британская научная культура и принцип «общего блага» От Бэкона до Бэнкса: британская научная культура и принцип «общего блага»

Начиная с XVII века, Англия гордилась своими учеными и их научными достижениями

Знание – сила
Вокруг света по «голубой воде» Вокруг света по «голубой воде»

Hallberg-Rassy — одна из лучших в мире верфей для парусных яхт открытого моря

Y Magazine
Я люблю людей. О спектакле «Мизантроп и я» на сцене РАМТа Я люблю людей. О спектакле «Мизантроп и я» на сцене РАМТа

В РАМТе состоялась премьера спектакля «Мизантроп и я»

СНОБ
6 типов людей в коллективе: как наладить отношения на работе 6 типов людей в коллективе: как наладить отношения на работе

Как можно предотвращать всплески токсичности в коллективе

Psychologies
Через апокалипсис революции к тысячелетнему царству Через апокалипсис революции к тысячелетнему царству

Как возникла коммунистическая утопия

Weekend
Открыть в приложении