Зачем России XXI века нужны ледоколы?

Наука и техникаНаука

Атомные гиганты полярных морей. Смена поколений

Адмирал Макаров, активно выступающий за освоение и развитие северных территорий России, в одном из своих выступлений привел такое образное сравнение: «Россию можно сравнить со зданием, своим фасадом обращенным к Северному Ледовитому океану. Ни одна нация не заинтересована в ледоколах, сколь Россия».

Так, зачем же нужны ледоколы России XXI века?

Чтобы это понять, вспомним, какие несметные сокровища хранит российская Арктика – обширный регион, во многом определяющий экономическое благополучие страны. Это уголь Печоры, апатиты Хибин, нефть и газ Ямала, золото Колымы, продукция Норильского медно-никелевого района, лес, пушнина Сибири. Все эти богатства лежат в приполярных областях страны. Их надо не только добыть, но и доставить в промышленные регионы своей страны либо отправить на экспорт. Не менее важно и движение во встречном направлении: чтобы обеспечивать нормальные условия жизни населения Заполярья, необходимо доставить туда великое множество разнородных грузов. Учитывая протяженность приполярных областей, их удаленность от прочих районов России при отсутствии наземной транспортной инфраструктуры, а также суровый климат этого региона и масштабы необходимых перевозок, реально решить эту задачу под силу лишь морскому транспорту. К тому же Северный морской путь (СМП) – кратчайшая дорога из европейской части России на Дальний Восток. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет: через Суэцкий канал – 23200 км, через Панамский – 29400 км, а по СМП – 14200 км. Но поскольку из шести морей СМП лишь одно (Баренцево) остается незамерзающим, а четыре покрыты льдом в течение всего года, движение здесь судов без ледоколов невозможно. В самые последние годы традиционные проблемы, связанные с освоением Арктики, пополнились и военным аспектом.

Россия – родина ледоколов

Учитывая все эти обстоятельства, не вызывает удивления то, что первый арктический ледокол был задуман еще в конце XIX века именно в России. Правда, русской была лишь идея. В жизнь она была воплощена в Англии, на верфях которой в 1899 году родился первый в мире арктический ледокол «Ермак», прослуживший во льдах целых 64 года. Там же в 1916 году по заказу Российской империи был построен «Святогор», прототипом которого стал «Ермак», но с учетом последних достижений бурно развивающейся в Британии кораблестроительной индустрии.

Судьба этого ледокола складывалась очень непросто. В годы Гражданской войны и интервенции на Севере России он был сознательно затоплен красными в устье Северной Двины, но поднят интервентами-англичанами, доставлен в страну происхождения, отремонтирован и возвращен в строй, а по окончании Гражданской войны в 1921 году возвращен уже Советской России. В борьбе за его возвращение, проходившей на дипломатическом поле, значительная роль выпала на долю полпреда России в Англии Леонида Красина, после смерти которого в 1926 году «Святогор» получил его имя. Под этим именем он и вошел в анналы морской истории, совершив немало славных дел и на мирном, и на военном поприще. Жив он и поныне: сегодня ледокол, уже как корабль-музей, можно увидеть в Санкт-Петербурге пришвартованным у набережной Лейтенанта Шмидта.

Вплоть до середины 1930-х годов ледоколов собственной постройки СССР не имел. Доставшиеся от старой России ледоколы (в основном построенные в Англии) старели и изнашивались, а потребность в ледокольном флоте только нарастала.

В июне 1934 года под эгидой Иосифа Сталина была принята первая советская программа ледоколостроения. До начала Великой Отечественной войны на ленинградском Балтийском заводе были построены два паровых ледокола – «И. Сталин» и «В. Молотов». Война остановила дальнейшее строительство. После ее окончания еще не вышедший из разрухи СССР был не в состоянии строить собственные ледоколы. Обратились к Финляндии. Эта небольшая северная страна до середины XX века построила около 75% мирового ледокольного флота. Не был забыт и СССР. Для него была построена серия дизель-электрических ледоколов. Финские ледоколы составляли основу советского ледокольного флота до тех пор, пока им на помощь в Арктику не пришел «мирный атом».

Схема парового ледокола «И. Сталин»

Ледокол как он есть

Любой ледокол отличается от иных судов по целому ряду параметров. Прежде всего, по ареалу своего «обитания»: его можно встретить только в высоких широтах. Такая география определяет особо суровые условия, в которых работают ледоколы. Ни одно судно не сталкивается напрямую с таким силовым противостоянием стихии, как ледокол, в прямом смысле грудью пробивающий дорогу себе и идущему за ним каравану в тяжелых паковых льдах. И это самым непосредственным образом влияет на конструкцию ледоколов: определяет формы обводов и повышенную прочность корпусов, мощность силовых установок, форму и количество винтов, а также тип приводящих их в движение гребных двигателей.

Кроме того, с учетом климата нельзя не позаботиться и о конструкции надстроек, определяющих условия обитания экипажа. Поэтому корпус современного ледокола имеет бочкообразную безкилевую форму, рассчитанную на то, что сжимающие его льды будут выдавливать судно вверх. Правда, для этого необходимо, чтобы самая широкая часть корпуса располагалась выше ватерлинии. И форштевень, и ахтерштевень ледокола наклонены на 30 градусов к горизонтали, поскольку ледоколам нередко доводится двигаться во льдах как вперед, так и задним ходом. Важным фактором является соотношение длины и ширины корпуса, чем оно меньше, тем проще ледоколу маневрировать во льдах. А ширина корпуса еще и определяет ширину канала, прокладываемого во льдах. Самое уязвимое место ледокола – его винто-рулевая группа, поэтому и руль, и винты стараются спрятать под корму, чтобы, по возможности, защитить их от столкновений со льдом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Качество жизни Качество жизни

В чем секрет успеха новой модели Arcadia A96?

Y Magazine
«Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки» «Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки»

Павел Зюзин о том, почему электромобили в России не приживутся

Монокль
Анастасия Талызина: «В этих трамваях я нашла себя» Анастасия Талызина: «В этих трамваях я нашла себя»

Анастасия Талызина – о любви к Sex Pistols и накладном животе

Grazia
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
Китайская грамота Китайская грамота

Бизнес с Поднебесной на личном опыте

Robb Report
Форсаж-92 Форсаж-92

Выставка, с которой снова начался российский автомобильный рынок

Автопилот
Девки не сидели в теремах: какой была интимная жизнь на Руси Девки не сидели в теремах: какой была интимная жизнь на Руси

Как на самом деле жили женщины в допетровскую эпоху?

Forbes
«Останавливаться я не собираюсь» «Останавливаться я не собираюсь»

Екатерина Молоховская на сцене — артистка, а в жизни — психолог

OK!
Хрононный радар Хрононный радар

Разрешаем последние нестыковки физики Quantum Break со сценаристом игры

N+1
Как отсутствие личных границ мешает полноценной жизни: две привычки, вызывающие стресс Как отсутствие личных границ мешает полноценной жизни: две привычки, вызывающие стресс

Почему люди сами себе придумывают стрессовые ситуации?

Psychologies
Полезное устройство для кухни и не только: 6 необычных методов использования сита в быту Полезное устройство для кухни и не только: 6 необычных методов использования сита в быту

Скорее записывайте или запоминайте эти лучшие лайфхаки с ситом!

ТехИнсайдер
Поднять тонус в теле Поднять тонус в теле

Каких ошибок избегать, чтобы с сексом не возникало проблем?

Psychologies
Бремя «Белого альбома»: как «Битлз» записали пластинку, которая похоронила шестидесятые Бремя «Белого альбома»: как «Битлз» записали пластинку, которая похоронила шестидесятые

Почему White Album «Битлз» разделил историю музыки на до и после

Правила жизни
Jeep Grand Wagoneer. Cамый роскошный внедорожник бренда Jeep Grand Wagoneer. Cамый роскошный внедорожник бренда

Jeep Grand Wagoneer напоминает выскочивший из-под земли вагон метро

4x4 Club
Пять самых захватываюющих книг о проблемах первого контакта с инопланетянами Пять самых захватываюющих книг о проблемах первого контакта с инопланетянами

Книги, в которых описан первый контакт с инопланетянами в различных декорациях

Maxim
Нечерноземная треть страны Нечерноземная треть страны

30 регионов производят четвертую часть российской сельхозпродукции

Агроинвестор
Излишняя скромность Излишняя скромность

7 неочевидных сигналов, которые выдают неуверенного человека

Лиза
Однажды в Ростове Однажды в Ростове

История одного особняка

Новый очаг
Как отмыть руки после чистки грибов: 5 проверенных методов Как отмыть руки после чистки грибов: 5 проверенных методов

Что тогда делать с образовавшими темными и жирными пятнами на руках от грибов?

ТехИнсайдер
Благородные, но такие разные Благородные, но такие разные

Почему цены на драгметаллы разнонаправлены

Деньги
Нейросеть vs тревога: 3 простых упражнения, которые помогут справиться со стрессом Нейросеть vs тревога: 3 простых упражнения, которые помогут справиться со стрессом

Как нейросети усовершенствовали арт-терапию

Psychologies
Новый папа Новый папа

Как наладить отношения между ребенком и твоим новым мужчиной

Лиза
Алина Кохно Алина Кохно

Об опасности дефицита железа из первых уст

Здоровье
Что и как ломают снегоходчики? Что и как ломают снегоходчики?

Какие травмоопасные ситуации поджидают новичков при езде на снегоходе?

4x4 Club
10 самых лучших и горячих азиатских порноактрис в 2023 году 10 самых лучших и горячих азиатских порноактрис в 2023 году

Самые зажигательные девушки Азии

Maxim
Лунный путь Китая: большая гонка-2 Лунный путь Китая: большая гонка-2

Американцы получили неукротимого и финансово мощного научного противника

Наука
Китайская робособака Unitree B2 удержала равновесие на лестнице и разогналась до шести метров в секунду Китайская робособака Unitree B2 удержала равновесие на лестнице и разогналась до шести метров в секунду

Робот выдерживает 120 килограмм и может ходить более пяти часов

N+1
Поддастся даже самый упрямый питомец: как приучить кота к лотку Поддастся даже самый упрямый питомец: как приучить кота к лотку

Как приучить к лотку и котенка, и взрослого кота

ТехИнсайдер
Оптимистический взгляд на расчеловечивание Оптимистический взгляд на расчеловечивание

«Королевство зверей» и французский боди-‍хоррор

Weekend
Открыть в приложении