Александр Олешко — о Валентине Леонтьевой, любви к дикторам и телевидении

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Александр Олешко: «Гурченко этой фразой давала мне шанс исправить ситуацию...»

Инна Фомина

Фото: из архива А. Олешко

«Когда встречал Валентину Михайловну Леонтьеву в коридорах «Останкино», всегда с ней здоровался. Она в ответ тоже. Вдруг однажды Леонтьева останавливает меня и говорит, что смотрит «Шпильку» и что ей нравится, как я работаю: «Только, пожалуйста, Саша, никогда не заискивайте перед зрителем...» Я был потрясен, что меня заметила и похвалила легенда! Та самая тетя Валя...»

— Александр, вы снимаетесь в кино, играете в театре, записываете песни, ведете концерты. Но началась ваша актерская карьера с работы на телевидении. С тех пор вы участвовали во множестве телепроектов...

— Проектов было много, какие-то живут долго, какие-то нет. Я очень благодарен Первому каналу за безграничные возможности — в течение многих лет вести, петь, танцевать, интервьюировать, быть членом жюри разных шоу. И вообще благодарен телевидению за то, что оно меня всем показало, обо мне всем рассказало...

— Есть ли у вас сегодня проекты, которые особенно радуют?

— Моя постоянная телевизионная радость — это «Две звезды. Отцы и дети» на Первом и «Морской бой» на канале «Звезда». Если в первом случае это музыка и прекрасные семьи, то во втором — серьезная интеллектуальная игра, в которой можно увидеть новое прекрасное поколение. И это не купленный телеформат, а наше отечественное изобретение на основе советской игры, в которую играли мальчишки и девчонки, и я в том числе — на уроках математики...

А если говорить о чем-то необычном, то этот телесезон подарил мне уникальную возможность произносить в эфире легендарную фразу: «Добрый вечер, мы начинаем КВН!» Неоднократно в этой программе я был членом жюри, а сейчас оказался среди тех нескольких счастливчиков, которые ведут КВН. За такую возможность очень благодарен Александру Васильевичу Маслякову, с которым познакомился давно, когда он был председателем жюри в шоу «Минута славы», а я пять сезонов вел эту программу. Кстати, в КВН дублей не бывает, все снимается в режиме реального времени. Хотя никакой телеэкран не может передать те чувства, которые испытываешь, когда смотришь КВН живьем. Это как спектакль в театре, записанный для телевидения: экран никогда не передаст особенную атмосферу постановки...

— А как вы вообще попали на ТВ?

— В детстве у меня была тетрадка, куда записывал свои мечты. Попасть «в телевизор» было одной из них... Чудо телевидения привлекало с детства. Маленьким мальчиком все заглядывал за телевизор, который стоял на четырех длинных ножках, а потом на тумбочке, чтобы разобраться: как люди там оказываются, как они там живут?! И все не мог понять...

Однажды ножка под телевизором подломилась, эта махина — огромный, тяжеленный советский «ящик» — накренилась и стала сползать на меня. Телевизор несколько раз перевернулся, прокатился по моему телу от ног до головы, а в конце концов из телика пошел дымок. В этот момент в комнату вбежала бабушка, заохала, заахала, но я остался жив и невредим. Вот такое у меня было первое близкое знакомство с телевизором: он прошелся по мне катком.

— Это не отвадило вас от «ящика»?

— Нет, что вы! Я по-прежнему продолжал играть «в диктора». Садился за стол, брал в руки газету, включал светильник, направлял его свет себе на лицо и говорил: «Добрый вечер, дорогие товарищи, в эфире Центральное телевидение». И начинал громко на разные голоса зачитывать заголовки газетных статей. Часто в этот момент в комнату заглядывала мама, чтобы позвать меня на кухню ужинать. Но я был так увлечен игрой, что она разворачивалась и уходила со словами: «Саша на ужин не придет, он сейчас диктор, новости читает...» А потом дядя продарил мне каркас от старого телевизора. И я читал новости, сидя внутри этой конструкции.

Потом я выступил на новогоднем утреннике у мамы на работе, на заводе холодильников. Должен был читать стихи в большом фойе, у елки. Чтобы меня было слышно, в руки дали настоящий микрофон. Это было нечто совершенно волшебное: у меня микрофон «как в телевизоре», я — в центре внимания, на меня все смотрят. В тот момент я понял, что телевидение обязательно должно быть в моей жизни.

Фото: из архива А. Олешко

— И когда оно появилось в вашей судьбе?

— Очень скоро! В родном Кишиневе я танцевал в народном ансамбле «Сперанца», что в переводе с молдавского «надежда». Это очень сильный хореографический коллектив, откуда лучшие ребята, повзрослев, переходили в легендарный молдавский ансамбль «Жок», который гремел в Советском Союзе наряду со знаменитым ансамблем народного танца Игоря Моисеева. Чуть позже, уже с другим коллективом я попал на телесъемку программы «Молодежная волна», которая выходила в прямом эфире. Танцую, а краем глаза посматриваю на камеры. И вновь испытал эйфорию — оттого что в этот момент меня видят дома родители, в своих квартирах одноклассники — настоящее чудо...

Работой телевидение стало, когда я, окончив в Кишиневе театральный класс в лицее, поехал в Москву и поступил в эстрадно-цирковое училище. Сначала попал в «Останкино» как участник танцевальной массовки. В 1991 году после долгого перерыва было решено снять новогодний «Огонек» в прямом эфире. Из знаменитой концертной студии «Останкино» шла трансляция концерта, который вели Александр Цекало и Лолита, тогда еще кабаре-дуэт «Академия». Помню, Цекало в перерывах говорил нам, молодежи: «Будете правильно себя вести и много работать, окажетесь на нашем месте». Хотите верьте, хотите нет: когда ту концертную площадку переоборудовали в огромную студию для новостей и программы «Время», в новогоднюю ночь 2009 года я делал пародии на звезд Первого канала, стоя на том самом месте, где стоял Цекало!

А когда учился на четвертом курсе, очень популярный тогда телеканал «22» искал молодого ведущего в новую программу «Шпилька». Это была чисто развлекательная программа, в ней в прямом эфире разыгрывались деньги, шоколадки. Но я пытался вложить в нее какие-то важные смыслы, озвучивал мудрые изречения. Через месяц в «Останкино» на мое имя стали приходить мешки писем от зрителей. Тогда такие послания еще сортировали и читали. А затем их передавали мне — два-три мешка в неделю! Но я забежал вперед. А тогда редакторы шоу отправились по актерским учебным заведениям в поисках ведущего. И вот прохожу по коридору мимо художественного руководителя нашего курса Михаила Александровича Князева, а он разговаривает с каким-то человеком. Вдруг мастер, посмотрев на меня, говорит собеседнику: «Вот, пускай Саша попробуется!» Оказывается, он разговаривал с редактором из «Шпильки».

«Когда учился на четвертом курсе, очень популярный тогда телеканал «2х2» искал молодого ведущего в новую программу «Шпилька». Это была чисто развлекательная программа». Александр Олешко, 1995 год. Фото: из архива А. Олешко

— Как прошли ваши первые телепробы?

— Успешно, и до сих пор не понимаю почему! На видеокассете с этого кастинга (она у меня до сих пор хранится), по-моему, все выглядело ужасно. Но, видимо, продюсеров подкупили моя искренность и восторг от происходящего. В тот же вечер я узнал, что именно из этой телестудии номер семь еще не так давно транслировали главную информационную программу СССР «Время», что вон там стояли милиционеры, охраняющие эфирную зону. А вот этот стол был главным на советском телевидении: за ним сидели и читали новости все легендарные дикторы советского ТВ, среди которых Игорь Кириллов, Анна Шатилова. Я тут же вспомнил, как совсем маленьким после «Спокойной ночи, малыши!» с замиранием сердца смотрел программу «Время», а потом боялся засыпать. Ждал, что американцы вот-вот сбросят на нас ядерную бомбу, и из-за этого сломается моя полка с игрушками. Я вообще был настоящим советским ребенком и очень радовался, когда появилась американская школьница Саманта Смит: верил, что она сможет помирить наши страны...

На пробах думал: «Маленьким мальчиком я заглядывал за телевизор, не понимая, как в нем оказываются дикторы, а теперь стою за их столом и пробуюсь на роль ведущего в телепрограмму!» Когда начались съемки «Шпильки», легендарный стол убрали, а на его место поставили другой, за которым я и вел программу. Но каждый раз, заходя в студию, понимал, что это намоленное место, что здесь работали уникальные люди, которые по популярности в советское время были сравнимы с космонавтами, с главными звездами кино. Те, кто каждый вечер приходил в гости к советским зрителям, — их считали родными, почти членами семьи.

«Когда начались съемки «Шпильки», легендарный стол убрали, а на его место поставили другой, за которым я и вел программу. Но каждый раз, заходя в студию, понимал, что это намоленное место». Александр Олешко, 1995 год. Фото: из архива А. Олешко

— Александр, в чем был секрет такой народной любви к дикторам?

— Они не были просто говорящими головами. Практически все дикторы того периода сначала окончили театральные вузы. Они были артистами. Неслучайно получали звания заслуженных и народных. Плюс особая внутренняя культура...

Популярность дикторов была невероятной. Мужчины-зрители старались говорить, как говорил Кириллов или Кочергин, но безрезультатно. Женщины делали прически «как у дети Вали» (Леонтьевой) или «как у тети Светы» (Жильцовой). А еще пытались достать наряды как у дикторов, которые считались законодателями мод. На самом деле женская половина дикторского цеха в эпоху дефицита сама с трудом добывала себе одежду, одалживая платья у подруг. А порой ведущие новостей надевали кофточки задом наперед, чтобы получилась другая форма выреза и наряд выглядел иначе.

Эти детали узнал попозже, когда познакомился со многими легендарными дикторами. Светлана Михайловна Моргунова рассказала, что самые качественные прически получались... на пиве. Им смачивали пряди волос, а потом накручивали на бигуди. Потому что лак для волос в 70—80-е годы был в дефиците, а пиво в качестве клеящего вещества прекрасно его заменяло. Еще Светлана Михайловна признавалась, что очень часто перед утренним эфиром спала в бигуди сидя, чтобы с утра уже быть с прической...

— А где вы знакомились с легендарными дикторами? Ведь в середине 90-х годов, когда вы пришли на ТВ, дикторы как раз исчезли с экранов, их заменили телеведущие...

— Когда дикторский отдел разогнали и потрясающие люди лишились достойной работы и зарплаты, остались концерты, которые они могли вести. Часто соведущим был я — начинающий, молодой и зеленый. Однажды удостоился чести провести с Моргуновой один из последних концертов в честь Дня милиции (вскоре органы правопорядка переименовали в полицию)...

С Игорем Кирилловым встречался нечасто, но был счастлив его доброму ко мне отношению. На концертах он всегда объявлял меня почему-то так: «Самобытный артист Александр Олешко». Из разговоров женщин-дикторов я понял, что все они его очень боялись и очень уважали. Он был руководителем дикторского отдела и имел право их пожурить.

С Анной Шатиловой мы и сегодня часто работаем вместе. Очень хорошо помню яркую картинку из детства: мне пять лет, вся моя семья ждет наступления Нового года за праздничным столом. Девять часов вечера, начинается программа «Время», на экране Игорь Кириллов и Анна Шатилова. Я прилег на диванчик отдохнуть на минутку. И проснулся следующим утром. Как же переживал, что проспал новый, 1982 год! Спустя годы я поведал Анне Николаевне эту историю. А она призналась, что ее внуки любят «играть в Олешку». Я изумился. А она объяснила: «Они часто видят тебя на экране и полюбили. И теперь все свои игрушки называют Олешками: «Вот приехал Олешка домой... Олешка сегодня в телевизоре...» Это было приятно и удивительно. К слову, благодаря работе в детских программах я стал коллекционировать забавные случаи. Однажды мальчик за кулисами меня спросил: «Олешко, а как тебя зовут в принципе?»...

«Однажды удостоился чести провести с Моргуновой один из последних концертов в честь Дня милиции (вскоре органы правопорядка переименовали в полицию)...» Александр Олешко и Светлана Моргунова, 2009 год. Фото: архив фотобанка /Fotodom

— Что-то общее у дикторов старшего поколения было?

— Да, они все невероятно преданы своей профессии. Татьяна Судец рассказывала, что они были очень загружены, жили на бешеной скорости, и это было для них счастьем: «Представляешь, я говорила себе «Поскорее бы вечер, чтобы поскорее пришла ночь, чтобы поскорее наступило утро, чтобы я опять оказалась на работе...» Счастьем было приехать в студию — сначала на Шаболовку, потом в «Останкино» — и выйти в эфир.

Представить, что у всех этих теледив сейчас в паспорте возраст обозначает какая-то весомая цифра, невозможно! Они вне времени! Поэтому Татьяну Веденееву зову просто Таней. Кстати, она рассказывала, что всю жизнь была готова к съемкам: брала с собой на работу две-три блузки разных цветов для той или иной передачи. Теперь и у меня в багажнике всегда лежат «парадные» туфли, отглаженный костюм и свежая рубашка. А вдруг вызовут на съемку?! Всегда должен быть готов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй
Роза севера Роза севера

Самые могущественные во Франции «спонсоры» подарили Шартрскому собору розу

Вокруг света
Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
12 признаков того, что ваша жена — нарцисс 12 признаков того, что ваша жена — нарцисс

Токсичные признаки женского нарциссизма

Psychologies
Марина Капуро. Простые радости Марина Капуро. Простые радости

«А что, Агнета приехала?» — спросил, услышав мой голос, модельер группы ABBA

Коллекция. Караван историй
8 вещей, которые должны быть у каждой женщины старше 50 лет: советы стилистов по составлению базового гардероба 8 вещей, которые должны быть у каждой женщины старше 50 лет: советы стилистов по составлению базового гардероба

Как составить капсульный гардероб?

VOICE
40 диких фактов об акулах, которые знают далеко не все 40 диких фактов об акулах, которые знают далеко не все

Что мы знаем об акулах?

Maxim
Какой была жизнь в гигантских дирижаблях довоенной эпохи Какой была жизнь в гигантских дирижаблях довоенной эпохи

Путешествие на "цеппелине" напоминало круиз на морском лайнере

ТехИнсайдер
Людмила Гаврилова. Людмила Гаврилова.

История актрисы Людмилы Гавриловой

Коллекция. Караван историй
Массовый переход на электромобили должен был решить экологические проблемы — но создал новые Массовый переход на электромобили должен был решить экологические проблемы — но создал новые

Почему Норвегия, пионер по переходу на электрокары, пытается сократить их число

VC.RU
После антибиотиков: как биологи пытаются предотвратить будущие пандемии После антибиотиков: как биологи пытаются предотвратить будущие пандемии

Как наука и общество должны бороться с пандемиями

Forbes
Дорога к свету Дорога к свету

QLED: в этих плоских панелях «упакованы» сразу две Нобелевские премии

ТехИнсайдер
Идиот и злодейство Идиот и злодейство

Как саботажник Швейк оказался самым обнадеживающим супергероем литературы

Weekend
Комфортный фитнес: так бывает? Комфортный фитнес: так бывает?

Могут ли тренировки быть не только эффективными, но и комфортными?

Новый очаг
Как выбрать головной убор на зиму по форме головы: гид от стилиста Как выбрать головной убор на зиму по форме головы: гид от стилиста

Как именно искать «тот самый» головной убор на зиму

VOICE
Однажды в Ростове Однажды в Ростове

История одного особняка

Новый очаг
Как скачать видео с VK: 3 простых и проверенных способа в 2023 году Как скачать видео с VK: 3 простых и проверенных способа в 2023 году

Скачать видео с «Вконтакте» можно. В этой статье мы расскажем, как именно

CHIP
Сервер научных статей bioRxiv поручил ИИ писать резюме. Пока не все хорошо Сервер научных статей bioRxiv поручил ИИ писать резюме. Пока не все хорошо

В bioRxiv стартовала в пилотном режиме ИИ-модель, которая может писать резюме

ТехИнсайдер
Сожгите это немедленно Сожгите это немедленно

15 интересных способов сжечь калории без спорта и диет

Лиза
Остановите передачу: комплекс жертвы, полученный по наследству Остановите передачу: комплекс жертвы, полученный по наследству

Почему большинство из нас является носителем комплекса жертвы

Psychologies
Кормление собак сырым мясом может привести к устойчивым к антибиотикам бактериям Кормление собак сырым мясом может привести к устойчивым к антибиотикам бактериям

Чем опасно кормление сырым мясом для собак?

ТехИнсайдер
Всем ли полезны Омега-3 Всем ли полезны Омега-3

Врачи ссылаются на то, что Омега-3 кислоты необходимы и безопасны. Так ли это?

Лиза
Солнце Тосканы Солнце Тосканы

«Темное прошлое» солнечного напитка вин санто, тосканского вина

Вокруг света
Синдром Ребекки: 3 причины, почему нынешние партнеры следят за бывшими и наоборот Синдром Ребекки: 3 причины, почему нынешние партнеры следят за бывшими и наоборот

Синдром Ребекки: что это такое и как этот синдром влияет на жизнь человека

Psychologies
Дети Мио Дети Мио

Единственный в России фонд, помогающий мальчикам с миодистрофией Дюшенна

Robb Report
10 цитат Оливера Сакса, которые изменят ваше представление о сознании человека 10 цитат Оливера Сакса, которые изменят ваше представление о сознании человека

Как опыт общения с людьми меняет представление о сознании человека

Psychologies
Как из соседей снова превратиться в супругов: 5 шагов к семейному счастью Как из соседей снова превратиться в супругов: 5 шагов к семейному счастью

Можно ли вернуть страсть и нежность в брак?

Psychologies
Как правильно ухаживать за кожей в отопительный сезон: 8 золотых заветов Как правильно ухаживать за кожей в отопительный сезон: 8 золотых заветов

Особенности ухода за кожей в холодное время года

VOICE
«Группы смерти», жизнь в интернете и общественный диалог: каким получился фильм «Белый список» «Группы смерти», жизнь в интернете и общественный диалог: каким получился фильм «Белый список»

Режиссер Алиса Хазанова: об умении переключаться после съемок

Psychologies
С помощью гаджетов, с которыми играют дети, можно направлять развитие их мозга С помощью гаджетов, с которыми играют дети, можно направлять развитие их мозга

Как регулировать воздействие цифровых устройств на детский мозг?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении