Как Джон Полсон заработал миллиарды на неплатежах по ипотеке

ДеньгиБизнес

Cупермедведь

Как Джон Полсон заработал миллиарды на неплатежах по ипотеке

Текст Алексей Алексеев

До 2007 года имя Джона Полсона, менеджера хедж-фонда Paulson & Co., мало кто знал даже на Уолл-стрит. Он прославился благодаря «сделке века». Предвидя ипотечный кризис в США, Полсон инвестировал в кредитные дефолтные свопы. Играя на понижение, сделал ставку на обрушение рынка недвижимости и сорвал джекпот: его фонд заработал на кризисе $15 млрд, четверть этой суммы была заработком самого Полсона.

Один из многих

В ранней биографии Джона Полсона нет ничего примечательного. У него вполне обычная для США смесь кровей. Отец — уроженец Эквадора, среди предков которого были французы и норвежцы. Мать — дочь эмигрантов-евреев из Литвы и Румынии. Джон родился в 1955 году в Нью-Йорке, изучал финансы и экономику в Нью-Йоркском университете, в 1980 году получил степень MBA в Гарвардской школе бизнеса. Вместе с отцом провернул несколько удачных сделок по импорту товаров из Эквадора (детской одежды и паркета). Занимался консалтингом в Boston Consulting Group, инвестиционным менеджментом в Oppenheimer, Odyssey Partners, Bear Stearns, был генеральным партнером в компании Gruss Partners, которая специализировалась на арбитраже слияний и поглощений (то есть зарабатывала на изменении курса акций компаний в результате сделки).

Свой первый миллион Полсон заработал, можно сказать, по знакомству. Джим Кох, бывший сосед Полсона по кубиклу в Boston Consulting Group, в 1984 году основал пивоваренную компанию Boston Beer. Инвестиции в свою фирму Кох привлекал, опрашивая коллег и однокашников по Гарвардской школе бизнеса. В их числе был и Полсон. Он вложил в предприятие Коха $25 тыс., которые десятилетие спустя превратились в несколько миллионов.

Кроме этой Полсон сделал еще несколько инвестиций — в основном в недвижимость.

В 1994 году он решил начать собственное дело и основал хедж-фонд, специализирующийся на арбитраже слияний и поглощений,— Paulson & Co. Он разослал более 500 писем потенциальным инвесторам, но не смог найти ни одного желающего доверить ему свои деньги. Бывшие коллеги по Bear Sterns, знакомые выпускники Гарвардской бизнес-школы — все отвечали отказом. Те немногие, что готовы были дать деньги, требовали в обмен долю в бизнесе. Это не устраивало Полсона.

Пришлось начинать дело, имея в распоряжении $2 млн своих денег, а в подчинении одного сотрудника — ассистентку. Только год спустя Полсон нашел первого инвестора. Говард Гурвич, работавший вместе с ним в Bear Sterns, передал Paulson & Co. около $500 тыс. Это позволило нанять на работу двоих сотрудников.

Позднее место уволившейся ассистентки заняла иммигрантка из Румынии Дженни Захария, до того доставлявшая обеды в офис Paulson & Co.

Джон Полсон познакомился со своей будущей женой Дженни, когда она занималась доставкой обедов в его офис

Хедж-фонд Полсона потихоньку рос. В конце 1996 года активы под его управлением составляли $16 млн. Ситуация изменилась к лучшему после появления нового менеджера, Питера Новелло. Благодаря ему в конце 1997 года размер активов перешел планку $100 млн. Но затем случился августовский кризис 1998 года в России, коллапс хедж-фонда Long-Term Capital Management, отразившийся на всем рынке. Часть клиентов вывели свои средства из Paulson & Co., активы снизились до $50 млн.

В первые годы XXI века глава хедж-фонда Paulson & Co. придерживался следующей стратегии: вместо того чтобы распылять имеющие средства на большое количество сделок, он концентрировался на крупных сделках, в исходе которых был уверен. Он шортил акции компании (играл на понижение курса), если был уверен, что сделка по слиянию—поглощению сорвется. Еще одним направлением деятельности было инвестирование в компании, объявившие о защите от банкротства, после чего их долг обменивался на новые ценные бумаги. В условиях общего экономического подъема деятельность компании восстанавливалась, в результате чего или дорожали долговые обязательства, или вырастал курс акций компаний.

Активы под управлением Paulson & Co. снова росли: в 2001 году они составляли более $200 млн, в 2002-м — $300 млн, в 2003-м — $1,5 млрд, в 2004-м — $3 млрд.

В 2004 году Полсон (и далеко не только он) заметил бурный рост цен на недвижимость. Коллеги рассказывали ему невероятные истории. Один знакомый купил дом за $3 млн, быстро перепродал за $9 млн, а потом узнал, что покупатель сумел перепродать его за $15 млн.

Первая сделка Полсона на этом рынке не была особо оригинальной: принадлежавший ему лофт в нью-йоркском районе Сохо он продал на $1 млн дороже, чем купил.

Он не был специалистом по недвижимости. Но именно сделка на этом рынке, «величайшая сделка всех времен», сделала его легендой (посвященный Полсону бестселлер колумниста The Wall Street Journal Грегори Цукермана назывался «Величайшая сделка всех времен. Закулисная история о том, как Джон Полсон бросил вызов Уолл-стрит и вошел в финансовую историю»).

Страховка от краха

Полсон виртуозно сыграл на новом для того времени финансовом инструменте — кредитных дефолтных свопах. Кредитный дефолтный своп (credit default swaps, CDS) — производный финансовый инструмент, действующий по принципу страховки. Страхуется риск невыполнения долговых обязательств. Покупатель СDS в течение всего срока действия долгового обязательства производит регулярные фиксированные выплаты в пользу продавца CDS (обычно крупной кредитной организации — банка, страховой компании, хедж-фонда). Реже встречаются CDS с единовременной выплатой. В случае наступления дефолта (события, в результате которого заемщик не в состоянии погасить кредит) продавец CDS должен выплатить покупателю оговоренную в контракте сумму.

Важное преимущество CDS состоит в том, что этот инструмент может продаваться отдельно от самого долгового обязательства. В результате кроме хеджирования рисков CDS могут использоваться для спекулятивной игры на понижение. Трейдер может купить кредитный дефолтный своп, предположив, что заемщик не сумеет выполнить свои обязательства. При этом сумма, которую покупатель заплатит за CDS, может быть намного ниже суммы, которую должен выплатить продавец в случае дефолта заемщика.

Создателем CDS принято считать Блайт Мастерс, менеджера инвестиционного банка J.P. Morgan & Co. (сейчас — «дочка» JPMorgan Chase). В 1994 году банк открыл кредитную линию в размере $4,7 млрд нефтяной компании Exxon (после слияния в 1999 году с Mobil — ExxonMobil Corporation), которой грозил штраф в размере $5 млрд в связи с разливом нефти у берегов Аляски после аварии нефтетанкера Exxon Valdez 23 марта 1989 года. Группа сотрудников банка под руководством Мастерс предложила Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) купить кредитный риск Exxon, получая регулярные выплаты от J.P. Morgan & Co. Сделка не имела аналогов. У нее даже не было названия. Тогда и родился термин «кредитно-дефолтный своп». Во время ипотечного кризиса 2007–2008 годов в США газеты назовут Мастерс женщиной, которая изобрела «финансовое оружие массового поражения». Она в одном из публичных выступлений заявила, что важно различать инструменты и тех, кто ими пользуется.

Новый инструмент быстро набирал популярность. По ситуации на конец 2007 года номинальная стоимость всех обращавшихся на рынке кредитных дефолтных свопов достигла, по разным оценкам, от $58 трлн до $62,2 трлн. Что было примерно сопоставимо с мировым ВВП или даже превышало его (по данным Всемирного банка, в 2007 году — $58,36 трлн).

Искусство финансовой упаковки

В 1970-е годы на рынок недвижимости США вышло поколение беби-бумеров, родившихся после Второй мировой войны. Существовавшие в то время механизмы жилищной ипотеки не могли удовлетворить возросший спрос на новые дома. На помощь пришла секьюритизация.

Секьюритизация (от английского securities — «ценные бумаги») — одна из форм привлечения финансирования путем выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, генерирующими стабильные денежные потоки. Понятие «секьюритизация активов» (англ. Asset Securitisation) подразумевает механизм, при котором финансовые активы списываются с баланса предприятия, отделяются от остального имущества и передаются специально созданному финансовому посреднику (Special Purpose Vehicle — SPV), а затем рефинансируются на денежном рынке или рынке капитала. Рефинансирование осуществляется либо посредством выпуска обеспеченных активами ценных бумаг (AssetBacked Securities, ABS), либо путем получения синдицированного займа/ кредита (Asset-Backed Loan).

Моду на секьюритизацию ввели финансируемые правительством США корпорации — Государственная национальная ипотечная ассоциация (Government National Mortgage Association), Федеральная национальная ипотечная ассоциация (Federal National Mortgage Association) и Федеральная жилищная ипотечная корпорация (Federal Home Loan Mortgage Corporation), известные соответственно как Ginnie Mae, Fannie Mae и Freddie Mac. Все они стали пакетировать ипотечные кредиты в ценные бумаги и продавать эти ценные бумаги инвесторам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тайна острова Джекилл Тайна острова Джекилл

Кто и как создал Федеральную резервную систему США

Деньги
Человек тигру не друг! Узнайте историю львов-людоедов из Цаво Человек тигру не друг! Узнайте историю львов-людоедов из Цаво

Ночью тишина над рекой Цаво прерывалась криками

ТехИнсайдер
Девушка на Кубе Девушка на Кубе

Катя Бобкова позирует в горячей, солнечной и морской фотосессии

Maxim
Эксперты Кембриджа назвали слово 2023 года: что оно значит и как влияет на нашу жизнь Эксперты Кембриджа назвали слово 2023 года: что оно значит и как влияет на нашу жизнь

Как искусственный интеллект проникает в наш словарный запас

Psychologies
Во имя красоты Во имя красоты

Елизавета Борзунова о том, как ей удается создавать уникальные украшения

Grazia
Доступность термитов для шимпанзе долины Исса связали с сезонностью и расселением Доступность термитов для шимпанзе долины Исса связали с сезонностью и расселением

Антропологи несколько лет пробовали ловить термитов в долине Исса

N+1
Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге

По прогнозам экспертов, через 10 лет в Приморье появятся аналоги аппелласьонов

СНОБ
Сервер научных статей bioRxiv поручил ИИ писать резюме. Пока не все хорошо Сервер научных статей bioRxiv поручил ИИ писать резюме. Пока не все хорошо

В bioRxiv стартовала в пилотном режиме ИИ-модель, которая может писать резюме

ТехИнсайдер
О первой в мире полярной биостанции О первой в мире полярной биостанции

Как в XIX веке ученые придумывали полярную биостанцию

Наука и техника
Почему ты не спишь? Почему ты не спишь?

Ошибки при организации пространства в спальне, из-за которых ты не высыпаешься

Лиза
Путеводитель по винному миру. Как правильно читать и понимать «географические указания» на этикетках вин Путеводитель по винному миру. Как правильно читать и понимать «географические указания» на этикетках вин

Что такое «географические указания» на этикетках вин

СНОБ
Утопления в Нанте Утопления в Нанте

Мрачное полотно Жозефа Обера, запечатлевшее нантские утопления

Дилетант
Полезное устройство для кухни и не только: 6 необычных методов использования сита в быту Полезное устройство для кухни и не только: 6 необычных методов использования сита в быту

Скорее записывайте или запоминайте эти лучшие лайфхаки с ситом!

ТехИнсайдер
Город с характером: куда сходить и что попробовать в столице Сибири Город с характером: куда сходить и что попробовать в столице Сибири

Достопримечательности, которые демонстрируют, как развивается Новосибирск

СНОБ
В ловушке гениальности В ловушке гениальности

Были бы шедевры, если бы их творцы не отличались особенностями психики?

Psychologies
Глубокий вдох Глубокий вдох

Какую пользу приносит дыхательная гимнастика?

Лиза
Лучшие роли Тимоти Шаламе в фильмах о взрослении Лучшие роли Тимоти Шаламе в фильмах о взрослении

Список самых примечательных фильмов про переходный возраст с Тимоти Шаламе

Правила жизни
Выдвинуть диверсию: как растет число инсайдерских атак от рядовых пользователей Выдвинуть диверсию: как растет число инсайдерских атак от рядовых пользователей

С начала года количество атак инсайдеров выросло в 1,5 раза

Forbes
Осознанные сновидения: за и против Осознанные сновидения: за и против

Чего только не обещают нам адепты осознанных сновидений. Что это за явление?

Psychologies
Спорт без боли Спорт без боли

Почему болят мышцы после тренировки и как быстро с этим справиться

Лиза
Людовик, или История распада Людовик, или История распада

Быть сыном и наследником одного из творцов мировой истории нелегко

Знание – сила
«Поддержка фундаментальной науки не мешает развитию прикладной» «Поддержка фундаментальной науки не мешает развитию прикладной»

Академик Александр Латышев — нужны ли вообще академические институты

Наука
Как производители подсаживают вас на электронные сигареты: 3 коварных приема Как производители подсаживают вас на электронные сигареты: 3 коварных приема

Почему электронные сигареты такие популярные?

Psychologies
«Я показываю ту страшную жизнь, которая связана с этим дряхлым телом» «Я показываю ту страшную жизнь, которая связана с этим дряхлым телом»

Резо Гигинеишвили о своем фильме «Пациент №1»

Weekend
Африканские пингвины отличают друг друга по черным точкам на белой груди Африканские пингвины отличают друг друга по черным точкам на белой груди

Уникальный набор черных точек на тельце помогает пингвинам различать друг друга

ТехИнсайдер
Вперед, к природе! Вперед, к природе!

Атмосферный интерьер в доме из вертикального бруса

SALON-Interior
Ольга Погодина: «У меня нет проблем с Вселенной, мы с ней давно договорились» Ольга Погодина: «У меня нет проблем с Вселенной, мы с ней давно договорились»

Несмотря на смутные времена, когда все плохо, все равно нельзя останавливаться

Караван историй
Суровый режиссер Майкл Манн рассказывает про свой новый «Феррари», так зовется его новый фильм Суровый режиссер Майкл Манн рассказывает про свой новый «Феррари», так зовется его новый фильм

Интервью с человеком, который снял «Схватку», «Полицию Майами» и «Соучастника»

Maxim
Звездный диагноз: как рэпер Рен с болезнью Лайма взорвал британские чарты Звездный диагноз: как рэпер Рен с болезнью Лайма взорвал британские чарты

Как болезнь Лайма изменила жизнь Рена и сказалась на его творчестве

Forbes
Как повысить либидо после 40 лет: советы врачей для женщин и мужчин Как повысить либидо после 40 лет: советы врачей для женщин и мужчин

Что делать людям старше сорока лет, чтобы вернуть интерес к интимной близости

Psychologies
Открыть в приложении