Как Джон Полсон заработал миллиарды на неплатежах по ипотеке

ДеньгиБизнес

Cупермедведь

Как Джон Полсон заработал миллиарды на неплатежах по ипотеке

Текст Алексей Алексеев

До 2007 года имя Джона Полсона, менеджера хедж-фонда Paulson & Co., мало кто знал даже на Уолл-стрит. Он прославился благодаря «сделке века». Предвидя ипотечный кризис в США, Полсон инвестировал в кредитные дефолтные свопы. Играя на понижение, сделал ставку на обрушение рынка недвижимости и сорвал джекпот: его фонд заработал на кризисе $15 млрд, четверть этой суммы была заработком самого Полсона.

Один из многих

В ранней биографии Джона Полсона нет ничего примечательного. У него вполне обычная для США смесь кровей. Отец — уроженец Эквадора, среди предков которого были французы и норвежцы. Мать — дочь эмигрантов-евреев из Литвы и Румынии. Джон родился в 1955 году в Нью-Йорке, изучал финансы и экономику в Нью-Йоркском университете, в 1980 году получил степень MBA в Гарвардской школе бизнеса. Вместе с отцом провернул несколько удачных сделок по импорту товаров из Эквадора (детской одежды и паркета). Занимался консалтингом в Boston Consulting Group, инвестиционным менеджментом в Oppenheimer, Odyssey Partners, Bear Stearns, был генеральным партнером в компании Gruss Partners, которая специализировалась на арбитраже слияний и поглощений (то есть зарабатывала на изменении курса акций компаний в результате сделки).

Свой первый миллион Полсон заработал, можно сказать, по знакомству. Джим Кох, бывший сосед Полсона по кубиклу в Boston Consulting Group, в 1984 году основал пивоваренную компанию Boston Beer. Инвестиции в свою фирму Кох привлекал, опрашивая коллег и однокашников по Гарвардской школе бизнеса. В их числе был и Полсон. Он вложил в предприятие Коха $25 тыс., которые десятилетие спустя превратились в несколько миллионов.

Кроме этой Полсон сделал еще несколько инвестиций — в основном в недвижимость.

В 1994 году он решил начать собственное дело и основал хедж-фонд, специализирующийся на арбитраже слияний и поглощений,— Paulson & Co. Он разослал более 500 писем потенциальным инвесторам, но не смог найти ни одного желающего доверить ему свои деньги. Бывшие коллеги по Bear Sterns, знакомые выпускники Гарвардской бизнес-школы — все отвечали отказом. Те немногие, что готовы были дать деньги, требовали в обмен долю в бизнесе. Это не устраивало Полсона.

Пришлось начинать дело, имея в распоряжении $2 млн своих денег, а в подчинении одного сотрудника — ассистентку. Только год спустя Полсон нашел первого инвестора. Говард Гурвич, работавший вместе с ним в Bear Sterns, передал Paulson & Co. около $500 тыс. Это позволило нанять на работу двоих сотрудников.

Позднее место уволившейся ассистентки заняла иммигрантка из Румынии Дженни Захария, до того доставлявшая обеды в офис Paulson & Co.

Джон Полсон познакомился со своей будущей женой Дженни, когда она занималась доставкой обедов в его офис

Хедж-фонд Полсона потихоньку рос. В конце 1996 года активы под его управлением составляли $16 млн. Ситуация изменилась к лучшему после появления нового менеджера, Питера Новелло. Благодаря ему в конце 1997 года размер активов перешел планку $100 млн. Но затем случился августовский кризис 1998 года в России, коллапс хедж-фонда Long-Term Capital Management, отразившийся на всем рынке. Часть клиентов вывели свои средства из Paulson & Co., активы снизились до $50 млн.

В первые годы XXI века глава хедж-фонда Paulson & Co. придерживался следующей стратегии: вместо того чтобы распылять имеющие средства на большое количество сделок, он концентрировался на крупных сделках, в исходе которых был уверен. Он шортил акции компании (играл на понижение курса), если был уверен, что сделка по слиянию—поглощению сорвется. Еще одним направлением деятельности было инвестирование в компании, объявившие о защите от банкротства, после чего их долг обменивался на новые ценные бумаги. В условиях общего экономического подъема деятельность компании восстанавливалась, в результате чего или дорожали долговые обязательства, или вырастал курс акций компаний.

Активы под управлением Paulson & Co. снова росли: в 2001 году они составляли более $200 млн, в 2002-м — $300 млн, в 2003-м — $1,5 млрд, в 2004-м — $3 млрд.

В 2004 году Полсон (и далеко не только он) заметил бурный рост цен на недвижимость. Коллеги рассказывали ему невероятные истории. Один знакомый купил дом за $3 млн, быстро перепродал за $9 млн, а потом узнал, что покупатель сумел перепродать его за $15 млн.

Первая сделка Полсона на этом рынке не была особо оригинальной: принадлежавший ему лофт в нью-йоркском районе Сохо он продал на $1 млн дороже, чем купил.

Он не был специалистом по недвижимости. Но именно сделка на этом рынке, «величайшая сделка всех времен», сделала его легендой (посвященный Полсону бестселлер колумниста The Wall Street Journal Грегори Цукермана назывался «Величайшая сделка всех времен. Закулисная история о том, как Джон Полсон бросил вызов Уолл-стрит и вошел в финансовую историю»).

Страховка от краха

Полсон виртуозно сыграл на новом для того времени финансовом инструменте — кредитных дефолтных свопах. Кредитный дефолтный своп (credit default swaps, CDS) — производный финансовый инструмент, действующий по принципу страховки. Страхуется риск невыполнения долговых обязательств. Покупатель СDS в течение всего срока действия долгового обязательства производит регулярные фиксированные выплаты в пользу продавца CDS (обычно крупной кредитной организации — банка, страховой компании, хедж-фонда). Реже встречаются CDS с единовременной выплатой. В случае наступления дефолта (события, в результате которого заемщик не в состоянии погасить кредит) продавец CDS должен выплатить покупателю оговоренную в контракте сумму.

Важное преимущество CDS состоит в том, что этот инструмент может продаваться отдельно от самого долгового обязательства. В результате кроме хеджирования рисков CDS могут использоваться для спекулятивной игры на понижение. Трейдер может купить кредитный дефолтный своп, предположив, что заемщик не сумеет выполнить свои обязательства. При этом сумма, которую покупатель заплатит за CDS, может быть намного ниже суммы, которую должен выплатить продавец в случае дефолта заемщика.

Создателем CDS принято считать Блайт Мастерс, менеджера инвестиционного банка J.P. Morgan & Co. (сейчас — «дочка» JPMorgan Chase). В 1994 году банк открыл кредитную линию в размере $4,7 млрд нефтяной компании Exxon (после слияния в 1999 году с Mobil — ExxonMobil Corporation), которой грозил штраф в размере $5 млрд в связи с разливом нефти у берегов Аляски после аварии нефтетанкера Exxon Valdez 23 марта 1989 года. Группа сотрудников банка под руководством Мастерс предложила Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) купить кредитный риск Exxon, получая регулярные выплаты от J.P. Morgan & Co. Сделка не имела аналогов. У нее даже не было названия. Тогда и родился термин «кредитно-дефолтный своп». Во время ипотечного кризиса 2007–2008 годов в США газеты назовут Мастерс женщиной, которая изобрела «финансовое оружие массового поражения». Она в одном из публичных выступлений заявила, что важно различать инструменты и тех, кто ими пользуется.

Новый инструмент быстро набирал популярность. По ситуации на конец 2007 года номинальная стоимость всех обращавшихся на рынке кредитных дефолтных свопов достигла, по разным оценкам, от $58 трлн до $62,2 трлн. Что было примерно сопоставимо с мировым ВВП или даже превышало его (по данным Всемирного банка, в 2007 году — $58,36 трлн).

Искусство финансовой упаковки

В 1970-е годы на рынок недвижимости США вышло поколение беби-бумеров, родившихся после Второй мировой войны. Существовавшие в то время механизмы жилищной ипотеки не могли удовлетворить возросший спрос на новые дома. На помощь пришла секьюритизация.

Секьюритизация (от английского securities — «ценные бумаги») — одна из форм привлечения финансирования путем выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, генерирующими стабильные денежные потоки. Понятие «секьюритизация активов» (англ. Asset Securitisation) подразумевает механизм, при котором финансовые активы списываются с баланса предприятия, отделяются от остального имущества и передаются специально созданному финансовому посреднику (Special Purpose Vehicle — SPV), а затем рефинансируются на денежном рынке или рынке капитала. Рефинансирование осуществляется либо посредством выпуска обеспеченных активами ценных бумаг (AssetBacked Securities, ABS), либо путем получения синдицированного займа/ кредита (Asset-Backed Loan).

Моду на секьюритизацию ввели финансируемые правительством США корпорации — Государственная национальная ипотечная ассоциация (Government National Mortgage Association), Федеральная национальная ипотечная ассоциация (Federal National Mortgage Association) и Федеральная жилищная ипотечная корпорация (Federal Home Loan Mortgage Corporation), известные соответственно как Ginnie Mae, Fannie Mae и Freddie Mac. Все они стали пакетировать ипотечные кредиты в ценные бумаги и продавать эти ценные бумаги инвесторам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Детеныши «единорогов» Детеныши «единорогов»

Forbes составил первый рейтинг самых многообещающих стартапов

Forbes
Конкурс страшных рассказов: «Квартирная магия», Анастасия Безган Конкурс страшных рассказов: «Квартирная магия», Анастасия Безган

Пощекочите себе нервы и прочитайте страшный рассказ на ночь

VOICE
Благородные, но такие разные Благородные, но такие разные

Почему цены на драгметаллы разнонаправлены

Деньги
С помощью гаджетов, с которыми играют дети, можно направлять развитие их мозга С помощью гаджетов, с которыми играют дети, можно направлять развитие их мозга

Как регулировать воздействие цифровых устройств на детский мозг?

ТехИнсайдер
Царевна лягушек Царевна лягушек

Pomodoro, «поедание лягушки» и другие лучшие техники для управления временем

VOICE
Пойми меня, дорогой Пойми меня, дорогой

Главные правила, как общаться с мужчиной

Лиза
Как будет выглядеть банк через 20 лет — сказать просто, через 5 лет — очень сложно: интервью СЕО Альфа-Банка Как будет выглядеть банк через 20 лет — сказать просто, через 5 лет — очень сложно: интервью СЕО Альфа-Банка

Как именно Альфа-Банк собирается вновь стать неоспоримым технологическим лидером

РБК
Каждый пятый житель России имеет опыт бездомности Каждый пятый житель России имеет опыт бездомности

20% россиян имеют опыт бездомности: они жили вне дома, у друзей или в хостелах

Forbes
Правила жизни Льва Толстого Правила жизни Льва Толстого

Правила жизни великого российского писателя Льва Толстого

Правила жизни
Массовый переход на электромобили должен был решить экологические проблемы — но создал новые Массовый переход на электромобили должен был решить экологические проблемы — но создал новые

Почему Норвегия, пионер по переходу на электрокары, пытается сократить их число

VC.RU
«Вырабатывайте привычку регулярно откладывать деньги» «Вырабатывайте привычку регулярно откладывать деньги»

Как научиться грамотно тратить и копить?

Деньги
Александр Аузан: В России «две страны в одной» Александр Аузан: В России «две страны в одной»

Что «зашито» в культурном коде россиян

СНОБ
Утопления в Нанте Утопления в Нанте

Мрачное полотно Жозефа Обера, запечатлевшее нантские утопления

Дилетант
Поворот к себе Поворот к себе

Соня Аржаных — о первом гонораре, синдроме самозванца и мечте написать сценарий

Grazia
«Готов снять за любой сомнительный спектакль»: история театральной цензуры в России «Готов снять за любой сомнительный спектакль»: история театральной цензуры в России

Как власти пытались контролировать театральное искусство

Forbes
Археологи увидели на спутниковых снимках гигантские структуры, созданные людьми бронзового века Археологи увидели на спутниковых снимках гигантские структуры, созданные людьми бронзового века

Археологи обнаружили ранее неизвестную сеть доисторических сооружений

ТехИнсайдер
Как правильно ухаживать за кожей в отопительный сезон: 8 золотых заветов Как правильно ухаживать за кожей в отопительный сезон: 8 золотых заветов

Особенности ухода за кожей в холодное время года

VOICE
Семь достоинств кофе Семь достоинств кофе

Научные исследования в корне меняют наши представления о кофе

Здоровье
Как сделать так, чтобы борода росла быстрее Как сделать так, чтобы борода росла быстрее

Главный минус бороды в том, что она не может вырасти за один день

Maxim
Вспомнить все: 5 частых ситуаций, которые станут проще с Google Lens Вспомнить все: 5 частых ситуаций, которые станут проще с Google Lens

Сервис умного поиска по фотографиям пригодится на улице, в магазинах и в лесу

ТехИнсайдер
Облигации станут лесопарком Облигации станут лесопарком

Как банки расширяют практики устойчивого развития

Деньги
Критикан высокой кухни Критикан высокой кухни

«Ничего»: гурманский кулинарный сериал

Weekend
10 примет российских водителей: а вы в них верите? 10 примет российских водителей: а вы в них верите?

Есть ли польза от водительских суеверий?

ТехИнсайдер
Наука, война, тюрьма: как сложилась карьера первой женщины-академика СССР Лины Штерн Наука, война, тюрьма: как сложилась карьера первой женщины-академика СССР Лины Штерн

История первой женщины, ставшей действительным членом Академии наук ССС

Forbes
Новый «зеркальный ящик» для доктора Хауса: виртуальная реальность создает реальные ощущения Новый «зеркальный ящик» для доктора Хауса: виртуальная реальность создает реальные ощущения

Может ли рука чувствовать виртуальный предмет?

ТехИнсайдер
«О поверхностях мы не знаем ничего» «О поверхностях мы не знаем ничего»

Пластиковые отходы действительно можно превратить в доходы

Наука
Константин Станиславский: Правда и мифы Константин Станиславский: Правда и мифы

Что в биографии Константина Станиславского правда, а что — устоявшийся вымысел?

Караван историй
Суровый режиссер Майкл Манн рассказывает про свой новый «Феррари», так зовется его новый фильм Суровый режиссер Майкл Манн рассказывает про свой новый «Феррари», так зовется его новый фильм

Интервью с человеком, который снял «Схватку», «Полицию Майами» и «Соучастника»

Maxim
Гусары, молчать: почему фильм «Наполеон» Ридли Скотта оказался неточным и однобоким Гусары, молчать: почему фильм «Наполеон» Ридли Скотта оказался неточным и однобоким

Почему в «Наполеоне» исторические процессы сводят к интимной жизни императора?

Forbes
Сергей Филин: Тяжесть легковесности Сергей Филин: Тяжесть легковесности

Монолог о мужественности в балете

Maxim
Открыть в приложении