Когда возникает «наука», или История понятия «science»
Развитие научного знания в Англии в XVII веке часто представляется в виде преодоления университетской схоластической модели путем замены ее на эпистемологическую программу научных сообществ. Однако данный взгляд не отражает всей глубины и противоречивости происходивших преобразований. Сложно назвать точную дату зарождения схоластики, формирование которой правильнее всего отнести к XII веку, когда в крупных городах возникают университеты и начинается более глубокое знакомство с работами Аристотеля. В результате этого процесса происходит разделение философии («естественной теологии») и собственно теологии («божественной теологии»), так как благодаря Аристотелю оказалось, что можно создать философскую систему бытия, не обращаясь к книге Бытия Библии. Целью естественной философии стало объяснение всех аспектов натурального мира. Как отмечал П. Деар: «Она организовывалась с опорой на соответствующие трактаты Аристотеля; и, так как Аристотель употреблял греческое слово physis по отношению ко всему естественному миру, живому и неживому, слово "физика" (physica) стало в латинском Средневековье синонимом "естественной философии"».
Учитель Аристотеля Платон выделял истинное знание (эпистему) и мнение (доксу), которое он в свою очередь делил на воображение и верование. Эпистема подразделялась им на «дианойю » и «ноэзис» – знание логическое и интуитивное. Именно в виде перевода на латынь понятия эпистема в форме «scientia» термин «science» приходит в английский язык. Благодаря придаваемому переводчиками Аристотеля значению слова «scientificus» оно приобретает коннотации точного и систематизированного знания. Для схоластов знание считалось научным (scientificus), если получено путем силлогизмов, основанных на разуме и интуиции. Благодаря регулярному использованию термин «scientificus» стал техническим термином схоластов, означающим – «относящийся к доказуемому знанию или науке». Слово вошло в романские языки (итал. scientifico, фр. scientifique) с этим значением, но в английском закрепилось только в 1600 году.
К концу XV века понятие «наука» (science) стало означать особый вид знания, более точный и соответствующий истине, основанный на наблюдении, логике и эксперименте. Хотя споры о том, какой именно вид знания можно соотносить со словом science, только разгорались. Современное определение science как совокупности методов и систематических наблюдений за определенными объектами или явлениями закрепляется только в XVIII веке. Но одновременно с понятием science в английском языке в XVIII—XIX веках в значении познания истины продолжало фигурировать понятие «философия». В некотором роде они были синонимичны, входя в такие словосочетания, как экспериментальная философия и моральная наука.
К середине XIX века «философское» все чаще относят к области теологии и метафизики, а «научное» к физическому и экспериментальному. Сидней Росс отмечает, что в современном значении слово science будет фигурировать в названии Британской научной ассоциации (British Association for the Advancement of Science), основанной в 1831 году. Равнозначное значение понятий «наука» и «философия» осложняло научную коммуникацию, к тому же ввиду растущего значения экспериментальной науки на фоне промышленного переворота и развития торговли требовалось разграничение предметов. Томас Карлейль в 1829 году в статье для журнала «Эдинбург ревью » писал: «Все признают, что метафизические и моральные науки приходят в упадок, в то время как физические с каждым днем обретают все больше уважения и внимания… Это состояние двух великих областей знания. Внешнее – культивируемое исключительно на механических принципах, и внутреннее, наконец, оставленное, потому что те же принципы не дают никакого результата <…>. Подобное представление о внутреннем знании уже давно распространилось и доходит даже до высказываний, что, кроме внешних,