Идейный фон и повседневность ученых прошлого

Знание – силаИстория

Монстры, гедонисты и бесконечно красивые моллюски: готико-романтический взгляд британских исследователей

Альбина Бабушкина

Существует представление об ученых, действующих в рамках естественных наук, как о людях, профессионально отражающих объективную реальность. Тем не менее знания о естественной истории Земли, которым мы доверяем сегодня, являются результатом накопления не только вещественных источников и выведенных фактов на предшествующих этапах развития науки, но и философских концепций, достижений художественной культуры, определявших идейный фон и повседневность ученых прошлого.

В конце XVIII – начале XIX века на фоне революций, войн и социальных сдвигов, сотрясавших континентальную Европу, в Великобритании зародилась готическая культура, проявившаяся в литературе ужасов, массовом интересе к сверхъестественным явлениям, теме смерти и средневековой культурной традиции. Она оказала влияние на искусство романтизма, а в викторианский период получила дальнейшее развитие. Многими исследователями готической культуры подчеркивается взаимосвязь между ее возникновением и кризисом рациональности.

Российский социолог Д. Р. Хапаева в своем исследовании «Готическое общество: морфология кошмара» утверждает, что массовый интерес к пугающему не является неотъемлемой частью человеческой культуры, а возникает в отдельные исторические периоды, характеризующиеся специфическим состоянием общества, которое сама исследовательница определяет как «соскальзывание в кошмар необъяснимого». В условиях, когда окружающий мир перестает быть понятным, а обществу не предложено адекватное объяснение или исчерпывающая система идей, попытки рационального понимания отходят на второй план.

Столкнувшись на рубеже XVIII— XIX веков с такими явлениями, как промышленная урбанизация, задымление городов и тяжелые условия жизни в них, обнищание старой аристократии, распространение ностальгических настроений и тоска по «старой доброй Англии», а также с революционными открытиями в области физики и химии, британцы нашли выход в формировании особой культуры, синтезирующей, с одной стороны, готическое наследие Средневековья и традиционный британский фольклор, с другой стороны, достижения науки эпохи Просвещения. И поскольку наука – часть культуры, данные изменения не могли не повлиять на научные тексты.

Важной проблемой изучения истории развития науки в периоды социальных и мировоззренческих трансформаций является проникновение эстетических и идеологических категорий в естественнонаучное пространство. Но как именно готическое и романтическое искусство повлияло на развитие наук, объединенных общим понятием «естественная история Земли»?

Одной из особенностей готической культуры периода романтизма, которую, в частности, отмечал уже Вальтер Скотт (1771—1832), стало разочарование в человеческом обществе и, как следствие, обращение к его альтернативам: сверхъестественному миру и миру живой природы. Тем не менее подобное переключение имело свою специфику, выразившуюся в экстраполяции одушевленности и человеческих этических категорий на нечеловеческий мир.

Наиболее ярким примером «очеловечивания» природного мира могут служить произведения британского просветителя Эразма Дарвина (1731—1802). Он признавался современниками одним из наиболее успешных английских врачей. Свою медицинскую карьеру Эразм Дарвин совмещал с научными исследованиями в области зоологии, анатомии и ботаники, а также с поэтическими изысканиями. Естественные науки и романтическая поэзия в его деятельности переплетались чрезвычайно тесно. Чтобы понять, как именно, обратимся к его поэмам «Любовь растений» (1789) и «Экономия растительности » (1791), которые издавались как по отдельности, так и под одной обложкой, получив общее название «Ботанический сад».

В процессе перевода трудов «Systema Vegetabilium» и «Genera Plantarum» Карла Линнея (1707—1778) с латинского на английский язык в период с 1780 по 1787 год Эразм Дарвин решил сделать основой для художественного произведения недавнее научное открытие, а именно – наличие половых признаков у растений. История «Любви растений» продолжилась приобретением Дарвином участка земли возле Бирмингема, где он разбил собственный ботанический сад, в котором мог заниматься наблюдением. Цель поэм соответствовала взглядам Эразма Дарвина на природу и сущность человека: человеческое воображение и создаваемое с его помощью поэтическое произведение должны были, как и любые тексты, служить научному познанию, сделав его доступнее.

Помимо изображения в поэме растений путем создания женских и мужских образов в зависимости от признаков пола, Дарвин последовательно проводил мысль о едином характере биологической эволюции видов и социальных изменениях человеческого общества, в том числе развития науки и технологий. Экстравагантность содержания многократно переиздававшегося «Ботанического сада» создала ситуацию, когда шумный успех произведения сопровождался потоком критических оценок со стороны как ученых, так и деятелей искусства. В частности, Сэмюэл Кольридж (1772—1834) охарактеризовал поэму как худшее поэтическое произведение, которое ему приходилось читать. В то же время Уильям Вордсворт (1770—1850) был впечатлен произведениями Дарвина настолько, что они вдохновили его на ряд собственных лирических работ. Интересно, что появившиеся в то время понятие «дарвинизм» означало вольную поэтическую интерпретацию естественнонаучного знания, но так же, как и аналогичное понятие XIX века, связанное с Чарльзом Дарвином (1809—1882), несло в себе элемент скандальности и эпатажа.

Сэмюэл Кольридж
Эразм Дарвин

Для демонстрации принципа очеловечивания природы в поэзии романтизма в ее связи с естественной историей приведем небольшой фрагмент другого поэтического произведения Эразма Дарвина, а именно «Храма Природы, или Происхождения общества»:

Вот вдоль по Рейну пыльники живые
Прекрасной Валлиснерии плывут,
Свои стебли покинув родовые
И к пестикам подходят, там и тут
Дивящимся, толпой к ним подплывая;
Красавицы, от страсти изнывая,
Любовные мольбы Киприде шлют, –
Подобно Геро, страждут и боятся
И милых им пловцов обнять стремятся.
Вот муравей-самец, взлетев, парит;
Младой светляк, как золото, горит;

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

ЧВК «Рюрик» ЧВК «Рюрик»

Около 838 года в поле зрения Византии попали люди, называвших себя русами

Дилетант
«Бессмертная жизнь Генриетты Лакс»: как ученые пытались культивировать живые клетки «Бессмертная жизнь Генриетты Лакс»: как ученые пытались культивировать живые клетки

Глава из книги «Бессмертная жизнь Генриетты Лакс»

Forbes
Проповедники убийств Проповедники убийств

Жан-Поль Марат, Максимилиан Робеспьер и Жорж Дантон — идеологи террора

Дилетант
Как застой лимфы вынуждает нас стареть быстрее: вердикт врача Как застой лимфы вынуждает нас стареть быстрее: вердикт врача

Эксперт рассказал, как неправильная работа лимфотока крадет нашу красоту

VOICE
Охота за Эйхманом Охота за Эйхманом

Адольф Эйхман вошёл в историю как «архитектор холокоста»

Дилетант
10 сериалов, которых точно хватит на длинные новогодние каникулы (и не только) 10 сериалов, которых точно хватит на длинные новогодние каникулы (и не только)

Лучшие продолжительные телешоу, которые гарантированно скрасят 2024 год

Правила жизни
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Стеклянный небосвод вместо стеклянного потолка. Отрывок из книги о женщинах-астрономах Стеклянный небосвод вместо стеклянного потолка. Отрывок из книги о женщинах-астрономах

История первых женщин-астрономов

СНОБ
Призрак изобилия Призрак изобилия

Как на ВДНХ вернулся пафос

Weekend
История мобильных телефонов: 5 первых моделей аппаратов История мобильных телефонов: 5 первых моделей аппаратов

Первые мобильные телефоны появились еще в 1950-х годах — рассказываем о них

CHIP
Да будет свет! Да будет свет!

Познакомимся с некоторыми особенностями катамарана Sól от Sunreef Yachts

Y Magazine
Вся наша жизнь — театр Вся наша жизнь — театр

Мода, как и театр, отражает действительность

OK!
Константин Станиславский: Правда и мифы Константин Станиславский: Правда и мифы

Что в биографии Константина Станиславского правда, а что — устоявшийся вымысел?

Караван историй
«Мы учились понимать историю минерала» «Мы учились понимать историю минерала»

Александр Ферсман — великий российский минеролог и кристаллограф

Наука
Полностью многоразовая ракетаноситель от фирмы Stoke Space Полностью многоразовая ракетаноситель от фирмы Stoke Space

Как Stoke Space решает проблему повторного использования вторых ступеней ракет

Наука и Техника
Слепки эпохи: что мешает востребованности Единой биометрической системы Слепки эпохи: что мешает востребованности Единой биометрической системы

Жесткое регулирование биометрии может помешать развивать новые сервисы

Forbes
«Сделаю каре после расставания»: о чем может рассказать прическа «Сделаю каре после расставания»: о чем может рассказать прическа

То, как часто человек меняет прическу и цвет волос, способно сказать о многом

Psychologies
Обжигаемый Солнцем: экскурсия на Меркурий Обжигаемый Солнцем: экскурсия на Меркурий

Какие же тайны и интересные особенности скрывает Меркурий?

Наука и жизнь
Zooуборка Zooуборка

Полезные советы для четвероногих чистюль и их хозяев

Лиза
Канцерогенный фактор: можно ли заболеть раком, если работать по ночам Канцерогенный фактор: можно ли заболеть раком, если работать по ночам

Как нарушения сна связаны с онкогенными факторами?

Psychologies
Как рассказать ребенку о его биологическом отце: 4 рекомендации психолога Как рассказать ребенку о его биологическом отце: 4 рекомендации психолога

Стоит ли ребенку рассказывать о биологическом отце? Если да, то как это сделать?

Psychologies
Нефть можно получить даже из канализации Нефть можно получить даже из канализации

Водоросли могут стать надежным и экологически чистым источником топлива

Наука
Утопления в Нанте Утопления в Нанте

Мрачное полотно Жозефа Обера, запечатлевшее нантские утопления

Дилетант
Оксана Кириллова: «Виланд». Первая часть трилогии Оксана Кириллова: «Виланд». Первая часть трилогии

Отрывок из романа, связывающего Германию 1930-х и Россию 1990-х

СНОБ
«О поверхностях мы не знаем ничего» «О поверхностях мы не знаем ничего»

Пластиковые отходы действительно можно превратить в доходы

Наука
Улицы волшебных фонарей Улицы волшебных фонарей

«Волшебный участок»: милицейская сказка

Weekend
Основные принципы езды по снегу и льду Основные принципы езды по снегу и льду

Зимний офф-роуд — традиционная российская забава

4x4 Club
Движения людей выдали их намерение найти информацию Движения людей выдали их намерение найти информацию

Характер движений подсказал другим, что этот человек занят поиском информации

N+1
10 самых уродливых пикапов всех времён 10 самых уродливых пикапов всех времён

Увы, не все из этих грузовиков создавались для того, чтобы стать супермоделями

4x4 Club
Вопрос, волнующий всех нас каждый Новый год: почему новогодние гирлянды постоянно путаются? Вопрос, волнующий всех нас каждый Новый год: почему новогодние гирлянды постоянно путаются?

Как сделать так, чтобы гирлянды никогда больше не путались?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении