Идейный фон и повседневность ученых прошлого

Знание – силаИстория

Монстры, гедонисты и бесконечно красивые моллюски: готико-романтический взгляд британских исследователей

Альбина Бабушкина

Существует представление об ученых, действующих в рамках естественных наук, как о людях, профессионально отражающих объективную реальность. Тем не менее знания о естественной истории Земли, которым мы доверяем сегодня, являются результатом накопления не только вещественных источников и выведенных фактов на предшествующих этапах развития науки, но и философских концепций, достижений художественной культуры, определявших идейный фон и повседневность ученых прошлого.

В конце XVIII – начале XIX века на фоне революций, войн и социальных сдвигов, сотрясавших континентальную Европу, в Великобритании зародилась готическая культура, проявившаяся в литературе ужасов, массовом интересе к сверхъестественным явлениям, теме смерти и средневековой культурной традиции. Она оказала влияние на искусство романтизма, а в викторианский период получила дальнейшее развитие. Многими исследователями готической культуры подчеркивается взаимосвязь между ее возникновением и кризисом рациональности.

Российский социолог Д. Р. Хапаева в своем исследовании «Готическое общество: морфология кошмара» утверждает, что массовый интерес к пугающему не является неотъемлемой частью человеческой культуры, а возникает в отдельные исторические периоды, характеризующиеся специфическим состоянием общества, которое сама исследовательница определяет как «соскальзывание в кошмар необъяснимого». В условиях, когда окружающий мир перестает быть понятным, а обществу не предложено адекватное объяснение или исчерпывающая система идей, попытки рационального понимания отходят на второй план.

Столкнувшись на рубеже XVIII— XIX веков с такими явлениями, как промышленная урбанизация, задымление городов и тяжелые условия жизни в них, обнищание старой аристократии, распространение ностальгических настроений и тоска по «старой доброй Англии», а также с революционными открытиями в области физики и химии, британцы нашли выход в формировании особой культуры, синтезирующей, с одной стороны, готическое наследие Средневековья и традиционный британский фольклор, с другой стороны, достижения науки эпохи Просвещения. И поскольку наука – часть культуры, данные изменения не могли не повлиять на научные тексты.

Важной проблемой изучения истории развития науки в периоды социальных и мировоззренческих трансформаций является проникновение эстетических и идеологических категорий в естественнонаучное пространство. Но как именно готическое и романтическое искусство повлияло на развитие наук, объединенных общим понятием «естественная история Земли»?

Одной из особенностей готической культуры периода романтизма, которую, в частности, отмечал уже Вальтер Скотт (1771—1832), стало разочарование в человеческом обществе и, как следствие, обращение к его альтернативам: сверхъестественному миру и миру живой природы. Тем не менее подобное переключение имело свою специфику, выразившуюся в экстраполяции одушевленности и человеческих этических категорий на нечеловеческий мир.

Наиболее ярким примером «очеловечивания» природного мира могут служить произведения британского просветителя Эразма Дарвина (1731—1802). Он признавался современниками одним из наиболее успешных английских врачей. Свою медицинскую карьеру Эразм Дарвин совмещал с научными исследованиями в области зоологии, анатомии и ботаники, а также с поэтическими изысканиями. Естественные науки и романтическая поэзия в его деятельности переплетались чрезвычайно тесно. Чтобы понять, как именно, обратимся к его поэмам «Любовь растений» (1789) и «Экономия растительности » (1791), которые издавались как по отдельности, так и под одной обложкой, получив общее название «Ботанический сад».

В процессе перевода трудов «Systema Vegetabilium» и «Genera Plantarum» Карла Линнея (1707—1778) с латинского на английский язык в период с 1780 по 1787 год Эразм Дарвин решил сделать основой для художественного произведения недавнее научное открытие, а именно – наличие половых признаков у растений. История «Любви растений» продолжилась приобретением Дарвином участка земли возле Бирмингема, где он разбил собственный ботанический сад, в котором мог заниматься наблюдением. Цель поэм соответствовала взглядам Эразма Дарвина на природу и сущность человека: человеческое воображение и создаваемое с его помощью поэтическое произведение должны были, как и любые тексты, служить научному познанию, сделав его доступнее.

Помимо изображения в поэме растений путем создания женских и мужских образов в зависимости от признаков пола, Дарвин последовательно проводил мысль о едином характере биологической эволюции видов и социальных изменениях человеческого общества, в том числе развития науки и технологий. Экстравагантность содержания многократно переиздававшегося «Ботанического сада» создала ситуацию, когда шумный успех произведения сопровождался потоком критических оценок со стороны как ученых, так и деятелей искусства. В частности, Сэмюэл Кольридж (1772—1834) охарактеризовал поэму как худшее поэтическое произведение, которое ему приходилось читать. В то же время Уильям Вордсворт (1770—1850) был впечатлен произведениями Дарвина настолько, что они вдохновили его на ряд собственных лирических работ. Интересно, что появившиеся в то время понятие «дарвинизм» означало вольную поэтическую интерпретацию естественнонаучного знания, но так же, как и аналогичное понятие XIX века, связанное с Чарльзом Дарвином (1809—1882), несло в себе элемент скандальности и эпатажа.

Сэмюэл Кольридж
Эразм Дарвин

Для демонстрации принципа очеловечивания природы в поэзии романтизма в ее связи с естественной историей приведем небольшой фрагмент другого поэтического произведения Эразма Дарвина, а именно «Храма Природы, или Происхождения общества»:

Вот вдоль по Рейну пыльники живые
Прекрасной Валлиснерии плывут,
Свои стебли покинув родовые
И к пестикам подходят, там и тут
Дивящимся, толпой к ним подплывая;
Красавицы, от страсти изнывая,
Любовные мольбы Киприде шлют, –
Подобно Геро, страждут и боятся
И милых им пловцов обнять стремятся.
Вот муравей-самец, взлетев, парит;
Младой светляк, как золото, горит;

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Театр между пропагандой Театр между пропагандой

На оккупированной территории России существовало несколько видов театров

Дилетант
Как практиковать медитацию в повседневной жизни: 8 правил Как практиковать медитацию в повседневной жизни: 8 правил

Пользоваться внутренними ресурсами для самоисцеления проще, чем кажется

Psychologies
«Россия, собравшаяся в Крыму» «Россия, собравшаяся в Крыму»

В 1920 году в центре внимания Европы находились события Советско-польской войны

Дилетант
Марина Кравец: «Никогда не пыталась стать частью тусовки» Марина Кравец: «Никогда не пыталась стать частью тусовки»

Марина Кравец – об учебе на филфаке, тревогах материнства и строптивых женщинах

VOICE
Исландия, Хадльгримскиркья Исландия, Хадльгримскиркья

Это не Мордор и не Ктулхоград. А уютная христианская обитель с видом на вулканы

Maxim
Мир сходит с ума от сериала «Удивительный цифровой цирк»: чем он покоряет зрителей Мир сходит с ума от сериала «Удивительный цифровой цирк»: чем он покоряет зрителей

В чем феномен моментального успеха «Удивительного цифрового цирка»

Psychologies
«Бочкарёвские дуры» в Зимнем «Бочкарёвские дуры» в Зимнем

Живучи домыслы о женском батальоне, который защищал Зимний дворец в 1917 году

Дилетант
Девки не сидели в теремах: какой была интимная жизнь на Руси Девки не сидели в теремах: какой была интимная жизнь на Руси

Как на самом деле жили женщины в допетровскую эпоху?

Forbes
Норма, я тебя знаю Норма, я тебя знаю

Михаил Лабковский о понятии «норма», гениальности, детских травмах и счастье

Psychologies
Бао Ифэн: За последние 10 лет в Китае сильно изменился круг коллекционеров — они становятся все моложе Бао Ифэн: За последние 10 лет в Китае сильно изменился круг коллекционеров — они становятся все моложе

Бао Ифэн — о коллекционировании китайского искусства и азиатском арт-рынке

СНОБ
Продакт-плейсмент: что дает модным брендам появление в кино Продакт-плейсмент: что дает модным брендам появление в кино

Как модные бренды появляются в фильмах и сериалах, сколько на этом зарабатывают?

РБК
Новый папа Новый папа

Как наладить отношения между ребенком и твоим новым мужчиной

Лиза
Покажите мне язык Покажите мне язык

Почему возникают трещины на языке и чем они опасны

Лиза
Стресс в детстве «ломает» больше генов в мозге, чем удар по голове Стресс в детстве «ломает» больше генов в мозге, чем удар по голове

Как стресс в детстве влияет на мозг?

ТехИнсайдер
Еще не токсично, но уже напрягает: 8 «розовых» флажков в отношениях Еще не токсично, но уже напрягает: 8 «розовых» флажков в отношениях

«Розовые» флажки в отношениях — что это такое и стоит ли их замечать?

Psychologies
Как убрать женские усики: 5 самых популярных способов — их плюсы и минусы Как убрать женские усики: 5 самых популярных способов — их плюсы и минусы

Гайд по существующим техникам удаления женских усиков

VOICE
Излишняя скромность Излишняя скромность

7 неочевидных сигналов, которые выдают неуверенного человека

Лиза
Теория большого срыва Теория большого срыва

Однажды вместо офиса можно оказаться в клинике неврозов

VOICE
«Экстраверт, холерик, грейсексуал»: вред и польза психологических ярлыков «Экстраверт, холерик, грейсексуал»: вред и польза психологических ярлыков

Что нам мешает название, которым мы пытаемся обозначить свое «Я»

Psychologies
Оксана Кириллова: «Виланд». Первая часть трилогии Оксана Кириллова: «Виланд». Первая часть трилогии

Отрывок из романа, связывающего Германию 1930-х и Россию 1990-х

СНОБ
«Поддержка фундаментальной науки не мешает развитию прикладной» «Поддержка фундаментальной науки не мешает развитию прикладной»

Академик Александр Латышев — нужны ли вообще академические институты

Наука
Поупражнялись в girl math и съели girl dinner: как «девчачий ужин» и «девчачья математика» стали мемами Поупражнялись в girl math и съели girl dinner: как «девчачий ужин» и «девчачья математика» стали мемами

Что за тренд с girl/boy появился в сети и так ли он безобиден, как кажется

Правила жизни
Вечный спор: Mercedes-Benz GLE или BMW X5? Вечный спор: Mercedes-Benz GLE или BMW X5?

Mercedes-Benz GLE или BMW X5: какая модель лучше?

4x4 Club
Смываться разрешается: как унитазы стали предметом искусства Смываться разрешается: как унитазы стали предметом искусства

Как золотые унитазы стали предметом совриска и причем тут Ленин

Правила жизни
Чем закусывали пиво в СССР? Чем закусывали пиво в СССР?

Сушки — одна из самых популярных закусок в советское время

Maxim
Ожирение при нехватке лептина полечили моноклональными антителами Ожирение при нехватке лептина полечили моноклональными антителами

Моноклональныхе антитела помогли при лечении ожирения и липодистрофии

N+1
Индийские афалины украли наживку из ловушек для крабов Индийские афалины украли наживку из ловушек для крабов

Зоологи запечатлели необычное поведение дельфинов на видео

N+1
Солнечный закат в цветке Солнечный закат в цветке

Может ли цветок передать всё великолепие африканского заката?

Наука и жизнь
«Мама проверяла, дышу ли я»: история лыжницы, которая побеждает, несмотря на булимию «Мама проверяла, дышу ли я»: история лыжницы, которая побеждает, несмотря на булимию

32-летняя Джесси Диггинс является самой титулованной американкой в лыжных гонках

Forbes
Художник Андрей Люблинский: Возможность стать соавтором произведения усиливает интерес к художнику Художник Андрей Люблинский: Возможность стать соавтором произведения усиливает интерес к художнику

Интервью с художником Андреем Люблинским о работе в открытом пространстве

СНОБ
Открыть в приложении