Эксперименты и смекалка. Как инженеры создают суперстекла для гражданской авиации и транспорта
В сфере гражданской авиации и наземного транспорта от инженеров зачастую требуется подход не менее изобретательный и креативный, чем в рекламе и маркетинге. «Сноб» отправился на предприятие ОНПП «Технология» им. А. Г. Ромашина, которое входит в состав госкорпорации «Ростех», чтобы посмотреть на создание сверхпрочных стекол для самолетов и вертолетов. Специалист Дмитрий Чечин рассказал, как овладеть секретами производства уникального материала и получить профессию инженера-технолога.
Совмещать несовместимое — так в двух словах описывает свои рабочие обязанности инженер-технолог обнинского ОНПП «Технология» имени Ромашина Дмитрий Чечин. На предприятии он возглавляет сектор научно-исследовательской лаборатории направления «Стекло», под его руководством разрабатывают сверхпрочное авиационное остекление, подходящее не только для самолетов, но и для электропоездов.
Завод, на котором работает Дмитрий Чечин, входит в состав госкорпорации «Ростех». Сегодня это одно из ведущих российских государственных научно-производственных предприятий по созданию неметаллических полимерных, композитных и керамических материалов. Его продукцию используют в ракетно-космической, авиационной промышленности, для водного транспорта, энергетики и в других отраслях.
«В России мало кто занимается высокопрочным транспортным остеклением, — делится Дмитрий Чечин. — Создавать новое всегда интереснее. Делать что-то обычное, что делают во всем мире, не так увлекательно, как решать сложные технические задачи, ставить перед собой высокие цели, а потом их достигать. Цель нашего производства, в первую очередь, — создать безопасное остекление для пилота самолета и сохранить жизнь человека».
Легкое, прочное и с обогревом
Во время полета от минус 30–50 градусов за бортом и ледяного ветра пилота отделяет в среднем 10–12 мм стекла. Этот же барьер защищает экипаж от еще одной угрозы — птиц. В пик активности пернатых (июнь–июль) число столкновений самолетов с птицами может достигать 150 случаев и выше. Специалисты добились того, что лобовое остекление, например, вертолета справляется с ударом птицы массой 1 кг при скорости удара в 290 км/ч. А толерантность материала к перепаду температур и вовсе впечатляет: авиационное остекление выдерживает диапазон от +75 до –60 градусов по Цельсию. Также оно должно защищать пилота от теплового воздействия и при этом быть электрообогреваемым. Обладать сложной формой и в то же время не страдать оптическими искажениями. Получается, в одном изделии объединяются противоположные по своему качеству свойства.