Робот в аренду: как можно упростить автоматизацию бизнес-процессов
С момента появления RPA (Robotic Process Automation, роботизация бизнес-процессов) в России внедрение таких проектов привлекало в основном крупные банки, которые могли инвестировать в новую технологию и просчитать эффект от экономии в перспективе нескольких лет. Активно внедряли RPA и крупные промышленные и торговые предприятия. Генеральный директор компании «Информаудитсервис» Михаил Брюханов размышляет, почему в других секторах российской экономики RPA-технологии в классическом виде не стали так же востребованы и что с этим можно сделать.
Как у них
RPA — воплощение футуристической мечты о том, как все работает без участия живого человека, а рутинные и повторяющиеся задачи передаются цифровым работникам. В основе технологии RPA лежат усовершенствованные макросы, которые работают с экранными формами, устанавливают расписания и в продвинутых решениях регулируют работу большого числа роботов.
RPA — дорогая технология, масштабное внедрение которой могут себе позволить не все российские компании. Во-первых, лицензию на использование технологии лидеры российского рынка RPA — Blue Prism, UI Path, Automation Anywhere — продавали не так уж и дешево: годовая лицензия на одного робота стоила от $12 000 (и только за счет импортозамещения внедрение RPA в России стало существенно дешеветь). Во-вторых, бизнес не хотел внедрять небюджетную технологию еще и потому, что часто она требует перестройки бизнес-процессов в компании и доведения их до полной прозрачности. В-третьих, ПО для роботизации бизнес-процессов никогда бы не вошло в реестр отечественного ПО, внедрение которого предписано по закону для операторов критической инфраструктуры. Когда для внедрения безусловно полезной технологии нужно что-то перестраивать, кажется, что это не так уж и необходимо: принцип «не трогай, если все хорошо работает» перевешивает возможные выгоды.
Тем не менее компании, решившиеся на RPA, были довольны: Сбербанк вошел в топ-3 крупнейших проектов Blue Prism в мире, Альфа-банк также активно осваивал роботизацию. Счет на лицензии там шел на сотни и тысячи долларов, но с учетом масштаба проекты окупались. Несмотря на то что у RPA-вендоров были успешные запуски в России и прямые продажи российским финансовым гигантам, общее число клиентов в России можно было пересчитать по пальцам.