Колода джокеров и сорок сценариев будущего
Прогнозист Александр Чулок — о том, по какому пути может пойти развитие общества и экономики

Сценарии занимают особое место в системе методов стратегической аналитики и прогнозирования. Эти непротиворечивые, системные описания различных вариантов будущего позволяют хорошо структурировать неопределенность, ответить на вопрос «Что будет, если...», оценить потенциальные эффекты и последствия от наступления каждого сценария и объединить стейкхолдеров вокруг обсуждения желаемого будущего. Сценарии использовали еще китайские полководцы, просчитывавшие далеко наперед действия противника.
Сегодня сценарный подход востребован на корпоративном уровне, например такими гигантами, как Shell, Oracle, Volkswagen или Boeing, на национальном — при разработке прогнозов развития стран (Китай, Россия, Южная Африка) или союзов (ЕС, ЕАЭС, БРИКС), международном, например в рамках изучения будущего агропромышленного комплекса — Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО). Он используется в энергетике Международным энергетическим агентством (МЭА), в вопросах климата — ООН и экономики — МВФ, Всемирным банком.
Разработка сценариев для любой сферы деятельности связана с рядом серьезных методологических задач: как выбрать подходящую типологию (например, подход «хороший — плохой — целевой» во многом уже исчерпал себя), как остаться в научно обоснованных границах и не уйти в чистую фантастику с элементами науки, как учесть не только очевидные высоковероятные тренды, но и потенциальные джокеры — события с масштабными эффектами, которые трудно прогнозировать. Да и сама реальность, как правило, никогда полностью не совпадает ни с одним разработанным сценарием.
В мировой литературе насчитывается порядка 40 различных сценариев развития нашего будущего, охватывающих горизонт от 10 до 50 и даже 100 лет, основанных на сложных математических моделях, анализе мегатрендов или воображении ярких личностей — талантливых фантастов, футурологов, философов (таких как Жюль Верн или Джордж Оруэлл), давших основу для культовых фантастических фильмов: «Явление», «Послезавтра», «Превосходство», «Терминатор», «Матрица» и многих других.
Опираясь на данные ведущих международных организаций и авторитетных think tanks, результаты изучения глобальных трендов и джокеров, представим себе три визионерских сценария.
Сценарии — один из способов заглянуть в будущее, представить себе его различные варианты и подготовиться к ним. Сегодня, в эпоху нестабильности, такой подход особенно востребован компаниями, поскольку предоставляет широкие возможности для антикризисного планирования. Прогнозист Александр Чулок рассказал «РБК Трендам» о возможных сценариях развития общества и экономики, а также о джокерах, которые способны все изменить.

Сценарий 1. Технобудущее: все и сразу
Часто технологически инспирированные сценарии рассматривают в чрезмерно фантастическом ключе: свободные межгалактические полеты, телепортация, бессмертие или управление временем. Один из известных мировых футурологов Митио Каку даже выпустил серию книг «Физика будущего» и «Физика невозможного», где на текущем уровне понимания науки детально разбираются фантазии коллег. Однако чудеса могут быть гораздо ближе и прозаичнее.
Уровень технологического развития в мире настолько неоднороден, что в один момент времени в разных регионах можно обнаружить разницу в три-четыре технологических уклада, и для более отсталых стран достижения лидеров, перефразируя Артура Кларка, покажутся сказкой.
Даже в России, несмотря на то что она входит в топ-9 по уровню расходов на НИОКР, только в 2018 году закрыли последнюю доменную печь в городе Выксе. При этом скорость и охват интернетом в самом городе вполне сопоставимы со среднеевропейским уровнем.
Среди ключевых драйверов этого сценария — существенное снижение стоимости семейства передовых технологий, таких как цифровые двойники, «умные» материалы, 3-, 4-, 5D-печать, нейроинтерфейсы, клеточная терапия и регенеративные технологии, био- и природоподобные технологии, квантовые вычисления и коммуникации и многие другие. Однако любая передовая технология в пределе становится практически бесплатной и находит широкое распространение, причем временной отрезок от изобретения до тотального проникновения сокращается с каждым годом — достаточно, например, посмотреть на скорость распространения интернета в мире, падение цен на минуту разговора или мегабайт памяти.
Что будет, если на горизонте пяти–семи лет уровень технологического развития отстающих стран и регионов сравняется с лидерами? Для бизнеса это означает сильную трансформацию себестоимости продукции и услуг: шансы на ее снижение при одновременном усложнении самой структуры, причем что будет доминировать в ней: расходы на ресурсы или технологии, — остается вопросом.