Людмила Касаткина в воспоминаниях своих друзей и коллег

Караван историйЗнаменитости

"Я не знаю другую женщину, которая бы так высоко держала марку". О Людмиле Касаткиной рассказывают ее друзья

Анжелика Пахомова

Фото: Legion-media/Кадр из фильма «Укротительница тигров»

застала Людмилу Касаткину уже на закате ее звезды. Она успела меня пригласить на один из последних своих спектаклей. Но мне посчастливилось общаться с теми, кто хорошо знал эту великую актрису. Артистка цирка Энгелина Рогальская снималась вместе с Касаткиной в знаменитом фильме "Укротительница тигров". А актриса Ксения Таран работала вместе с Людмилой Ивановной в Театре Российской армии и дружила с ней много лет. Так что в этом материале перед вами предстанет Касаткина в молодости и в позднем периоде", - рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова.

«Людочку утвердили на «Укротительницу тигров» сразу, но ее знакомство с нами, цирковыми артистами, участвующими в съемках, состоялось позже, — рассказывает артистка цирка Энгелина Рогальская. — Помню, как только она зашла, мы почувствовали ее обаяние, она просто светилась! И у нас с ней сразу пошел контакт. Даже несмотря на то, что, скажу прямо, мой муж, дрессировщик Евгений Рогальский, был в нее потом влюблен. Как и многие мужчины на съемочной площадке...

В Касаткиной было столько обаяния! Кто-то про нее говорит, что она не такая уж и красавица. Да, красота ее не кукольная. Это живость, это подвижность, это надо видеть вживую! Просто Люда — как солнечный лучик. Ей очень шла улыбка, а улыбалась Людочка постоянно...

«Вы что, забыли, что тигры — не котики?»

На съемках нам всем вместе предстояло прожить два года. Фильм «Укротительница тигров» делался по госзаказу, денег никто не жалел. На киностудии была выстроена гигантская декорация цирка: и арена, и закулисье. Снимали не торопясь, не пытаясь выстроить график так, чтобы вышло подешевле. Вот мы, наездники, в фильме появляемся всего пару раз: у меня один эпизод с Пельтцер, один — с Касаткиной. Но это не пытались как-то отснять побыстрее — я все два года жила вместе с группой и снималась, когда нужно. За это время съемочная группа и артисты превратились в маленькую семью. Но только нам с Люсей удалось сохранить завязавшуюся на съемках дружбу на всю жизнь.

Душой нашей компании была Татьяна Пельтцер — вот уж кто умел всех развеселить, какой-нибудь не всегда приличный анекдот удивительно к месту рассказать. Порой Татьяне Ивановне хотелось, как она выражалась, тяпнуть. И тогда Леня Быков бежал за «горячительным». Ну а Кадочников заботился в основном о Люде — всем было заметно, что он по-настоящему в нее влюблен. Я точно знаю, что в какой-то момент он сделал ей предложение. Наверное, это было искренне, ведь Павел не был бабником. Но Касаткина не то что не поддалась — она вообще не относилась к его ухаживаниям серьезно. Люда ведь только недавно вышла замуж за режиссера Сергея Колосова. Ей казалась смешной и дикой сама мысль, что у нее могут быть какие-то другие мужчины. Вот пококетничать — это пожалуйста, это она любила.

Режиссер Сергей Колосов и Людмила Касаткина, 60-е годы. Фото: Геворг Тер-Ованесов/Global Look Press

Почему именно Касаткину пригласили на роль начинающей дрессировщицы? Знаю, что режиссеры высмотрели никому не известную девочку в Театре Советской армии, куда она не так давно поступила после ГИТИСа. Пришли к ней за кулисы... А Люда удивилась: «Так у меня же рост 159 сантиметров! И меня возьмут в кино?» Кто-то из ассистентов пошутил: «И хорошо, что маленькая! Тигр не сразу поймает». Это была шутка, никто тогда и не думал, что Люде придется иметь дело с тиграми: предполагалось, что в таких сценах ее полностью заменит дублерша Маргарита Назарова — она из наших, цирковых. Вот только по ходу съемок, за два-то года, многое в планах поменялось...

Артистка цирка Энгелина Рогальская, 1976 год. Фото: Николай Шестаков/РИА Новости

Один из режиссеров — Надежда Кошеверова стала мягко заговаривать с Людой: «Понимаешь, мы отсмотрели материал... Ничего не получается — заметно, что с тиграми все время дублер. Нам нужно твое лицо... Тебе придется зайти в клетку и сделать кое-что самой, без дублера». Потом выяснилось, что зайти нужно отнюдь не один раз... И Люде даже в голову не пришло отказаться. Она же из тех актрис, которым если сказали «Надо!» — они выполняют. Мы, советские артисты, так были приучены. Но есть вещи, на которые в принципе не каждый актер способен... Вы знаете, что такое лапа тигра? Это двенадцать сантиметров когтей! Тигр может располосовать человека за считаные секунды. Всякий, кто бывал в цирке, видел специальных людей с палками, которые стоят вдоль сетки во время выступления тигров. Это чтобы, как только тигр сделает определенное движение хвостом и подожмет уши, сразу отреагировать. Иначе, если он прыгнет, шанса у дрессировщика не будет. Это — непременное условие работы с хищниками. А знаете, почему в фильме «Укротительница тигров» таких людей с палками в кадре не видно? А потому что их на съемках не было! Режиссеры решили, что они смотрятся некрасиво, и их попросту убрали.

Людмила Касаткина в фильме «Укротительница тигров», 1954 год. Фото: Ленфильм

Прежде чем выпустить Касаткину к тиграм, наш дрессировщик Борис Эдер обучал ее секретам работы. Он ведь нес за артистку уголовную ответственность. Случись с ней что — Борис сел бы в тюрьму. И вот он внушал Людочке: «Помни, в цирке все бывает только раз! Нападение хищника редко оставляет дрессировщику шанс. Звери не любят неожиданностей. Они привыкают к тому, что дрессировщик делает, — поэтому нужно всегда делать строго одно и то же». И Люда рассчитывала свои движения в номере по секундам. Следила за тем, чтобы зверей не насторожил никакой случайный запах — они ведь именно по запаху узнают человека. Она не пользовалась духами, не ела острой пищи. Но главное, чему научил ее Эдер, — быть всегда на несколько ступеней выше зверя психологически. Не бояться! А как не бояться, если страшно? Но Людочка — при всей своей хрупкости — смогла! Эдеру еще пришлось на нее и других артистов кричать: «Какого черта вы так близко лезете к тиграм?! Вы что, забыли, что это не котики?»

Жерар Филип мгновенно влюбился в Касаткину

Ну а потом был невероятный успех, шквал зрительской любви, командировки за границу... Для актрисы это — огромная удача. Это мы, цирковые, привыкли путешествовать. К тому времени, как мы с Людой снялись в этом фильме, я уже полмира объездила — и Европу, и Америку. Цирковых за границу выпускали легко: во-первых, не сбегут, потому что куда ж сбежишь от родного цирка, зверей, партнеров — кому ты нужен сам по себе, без всего этого? Во-вторых, бежать незачем — мы и в СССР зарабатывали отлично, потому что советский цирк считался одним из лучших в мире. В-третьих, цирковая дисциплина внушала доверие. Мы же по ночам не гуляем, потому что, если не выспишься, завтра не сделаешь номер. Помню, на одном приеме Фурцева так и говорила: «Только с вами, цирковыми, у меня нет никаких проблем!» С актерами же проблемы иногда случались...

И вот Людочка поехала представлять наш фильм в Каннах и там очень понравилась Жерару Филипу (французский актер, обладавший невероятной популярностью не только в Европе, но и в СССР благодаря своей роли в фильме «Фанфан-Тюльпан» 1952 года. — Прим. ред.). Он неотвязно за ней ходил, повторяя: «Чудо! Прелесть!» Люде это сильно льстило. Она ведь, как и всякая женщина, любила комплименты. И мне она потом про непродолжительное общение с Филипом рассказывала много раз, каждый раз что-то новое добавляя. Только кончилось все очень быстро. Жерар ей при всех сказал: «Хочешь сниматься вместе со мной?» А Людочка в свойственной ей манере лишь кокетливо рассмеялась. На следующий день ее вызвали куда следует и провели беседу. Ведь на подобные предложения следовало отвечать металлическим голосом: «Куда партия пошлет — туда и пойду!» Больше они с Жераром не виделись.

Ну а потом были возвращение в Москву и довольно унылый период, который Люсе пришлось пережить. Ее следующий фильм — «Медовый месяц» — был по горячим следам задуман той же Надеждой Кошеверовой специально под нее и Кадочникова. Ведь именно в паре они оказались так хороши в «Укротительнице тигров», отчего бы и дальше не продолжать их экранный дуэт? Но на этот раз такого громкого успеха не получилось. Как объясняла мне Люда: «Пропал кураж, настроение!» Насколько я знаю, Кадочников к тому времени уже остыл, влюбленность в свою партнершу постепенно прошла — может быть, дело в этом...

Тем временем в Театре Советской армии, куда повалил народ посмотреть на «укротительницу», Касаткиной стали сильно завидовать. Старая гвардия судачила: «Ну какая-то там девчонка, ну сыграла. Но ведь такое сыграть кто угодно может! Что там такого, бичиком пощелкать?» Один раз, услышав подобные пересуды (а я стала часто бывать у Люды в театре, когда устроилась работать по соседству — в Уголок Дурова), я не выдержала и вступилась за подругу: «Во-первых, у дрессировщика не «бичик», а шамберьер для лошадей, а для тигров — специальный бич и палка, и ими нужно уметь работать. А во-вторых, все ваши народные и заслуженные актрисы наложили бы в штаны, когда увидели живого хищника хотя бы в пятнадцати метрах от себя! Вы не понимаете, что это такое — войти к тигру в клетку! И Люда — особенная, если сделала это».

Актеры могли завидовать сколько угодно. А вот цирковые Касаткину уважали страшно. И когда она приходила к нам, все бросались к ней, обнимались. А Борис Эдер явно гордился, что она его ученица, и даже один раз, на банкете в честь премьеры, предложил Люде сделать свой номер с этими пятью тиграми — уже для цирка. У нее действительно были все необходимые качества для этого — кураж, азарт и дисциплина. Но Люда после «Укротительницы...» ждала новых предложений в кино. К сожалению, так получилось, что большой занятости в следующие пять лет в кино не было. Зато потом ее стал снимать собственный муж!

С актрисой Валентиной Сперантовой в фильме «Большая перемена», 1972 год. Фото: Мосфильм

60 лет любви и верности

Когда Люде делали комплимент, что она прелестно выглядит, ей нравилось отвечать: «Я так хорошо выгляжу, потому что меня любят! А женщина, которую не любит ее муж, всегда будет выглядеть плохо». Когда они с Сережей Колосовым познакомились в ГИТИСе, это были люди словно из разных миров. Людочка молодая, задорная, как куколка, как цветочек. И Колосов — серьезный, тихий, недавно пришел с фронта... Он был на три с половиной года старше ее, а учился на режиссерском на несколько курсов младше — Сережа ведь поступил в ГИТИС еще до войны, а потом восстановился доучиваться. Люда рассказывала, что женихов у нее было много, но все хотели быстрых побед, а Касаткину родители научили, что девушка должна быть гордой. Колосов готов был ждать сколько надо. А она знай себе над ним посмеивалась. Сережа узнал, когда у нее день рождения, решился подойти и напроситься в гости. К его радости, Люда согласилась: «Хорошо, приходи», — назвала адрес. Ну, Сережа потом вспоминал, как он надраивался целый день, гимнастерку постирал, пуговицы пришил, сапоги ваксой начистил до блеска. Как купил имениннице пионы. Пришел! Звонит в дверь: «Мне Люду!» — «Какую Люду, тут нет таких». — «Да я на день рождения!» — «Какой тебе еще день рождения?» Оказалось, что Люда его разыграла, дала неправильный адрес. Но Сережа не обиделся. Он просто принес ей тот букет на следующий день в институт — и потом на каждый ее день рождения на протяжении всей жизни всегда дарил пионы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Данил Стеклов: Данил Стеклов:

Интервью со звездой сериала «Седьмая симфония» Данилом Стекловым

Караван историй
Панические атаки: что делать во время приступа и как их предотвратить Панические атаки: что делать во время приступа и как их предотвратить

Как огородить себя от приступов и что делать, если паника всё же вас охватила

ТехИнсайдер
Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму» Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму»

«Дома родители нас наставляли, что надо быть честным, трудолюбивым и скромным»

Караван историй
Тула. Cтаринная, сладкая, музыкальная и оружейная Тула. Cтаринная, сладкая, музыкальная и оружейная

Тула занимает верхние строки в рейтингах путешествий на осенние выходные

Лиза
Николь Кидман: небесная звезда Николь Кидман: небесная звезда

Даже муж никогда не знает, что она вновь выкинет, какую вытянет карту из колоды

Караван историй
Ученые доказали, что телепортация реальна Ученые доказали, что телепортация реальна

Эйнштейн, ты был не прав!

Maxim
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Месть умершей ведьмы: история проклятого дома в Харрисвилле Месть умершей ведьмы: история проклятого дома в Харрисвилле

Фильм ужасов «Заклятие» считается одним из самых страшных в истории жанра

VOICE
Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
От ракушки на макушке до брейдов: 5 стильных и простых причесок для кудрявых волос От ракушки на макушке до брейдов: 5 стильных и простых причесок для кудрявых волос

Красивые и простые варианты причесок для обладательниц кудрявых волос

VOICE
Запоры: почему и что делать? Запоры: почему и что делать?

Проблемы с кишечником: как с ними справиться?

Здоровье
Мы с тобой одной крови: отношения сиблингов как источник травмы Мы с тобой одной крови: отношения сиблингов как источник травмы

Какими могут быть отношения братьев и сестер и как они влияют на взросление?

Psychologies
Нам – 20! Нам – 20!

Что изменилось в жизни людей за два последних десятилетия

Добрые советы
Таинственная находка в древних канализациях индейцев раскрыла тайну массового вымирания Таинственная находка в древних канализациях индейцев раскрыла тайну массового вымирания

Как город Кахокия стал мегаполисом и как вымер

ТехИнсайдер
Яна Сексте: Яна Сексте:

Бомба замедленного действия — Яна Сексте

Караван историй
Со страшной женской силой Со страшной женской силой

Чем Безумная Грета Брейгеля напугала ад

Weekend
«Странноватый диснеевский аттракцион»: как работает бизнес по компостированию человеческого тела после смерти «Странноватый диснеевский аттракцион»: как работает бизнес по компостированию человеческого тела после смерти

Новый способ проститься с умершими — платное «органическое разложение»

VC.RU
Основательница шоурума русских дизайнеров — о свободных нишах Основательница шоурума русских дизайнеров — о свободных нишах

Татьяна Гуревич поделилась взглядом изнутри на в отечественную индустрию моды

РБК
Мышечная выносливость: что это такое и зачем её нужно развивать Мышечная выносливость: что это такое и зачем её нужно развивать

Как в повседневной жизни вам может пригодиться мышечная выносливость

ТехИнсайдер
Как сохранить любовь и не потерять себя: 3 главных принципа отношений Как сохранить любовь и не потерять себя: 3 главных принципа отношений

Что нужно делать нам, чтобы уберечь и свои отношения, и себя настоящего?

Psychologies

Что значит "стареть с достоинством"?

VOICE
Тартар по-африкански, или Что нужно знать об эфиопской кухне Тартар по-африкански, или Что нужно знать об эфиопской кухне

Что такое инджера и где ее готовят?

СНОБ
Торг у прилавка: кто и зачем реконструирует советские рынки в Санкт-Петербурге Торг у прилавка: кто и зачем реконструирует советские рынки в Санкт-Петербурге

Александр Шавлиашвили — как и зачем начал восстанавливать рыночные пространства

Forbes
Азиатские сообщества в Москве Азиатские сообщества в Москве

Азиатские коммьюнити: быт, страх и надежды их представителей

Правила жизни
Елизавета Чаленко: «Каждый проект – это возможность использовать машину времени и окунуться в другую эпоху» Елизавета Чаленко: «Каждый проект – это возможность использовать машину времени и окунуться в другую эпоху»

О встрече с Брэдом Питтом и фильмах, которые помогают обрести равновесие

Grazia
Без промаха Без промаха

Как избежать досадных ошибок при ремонте

Добрые советы
Ольга Бодрова Ольга Бодрова

Актриса Ольга Бодрова — тотальный импрессионизм и затопляющая нежность

Собака.ru
Разреши себе зарабатывать больше Разреши себе зарабатывать больше

Двигаем вверх планку возможностей

Лиза
Люди утопили микрофоны в воде, чтобы два года записывать ледники. Но зачем? Люди утопили микрофоны в воде, чтобы два года записывать ледники. Но зачем?

Что нам могут рассказать ледники?

ТехИнсайдер
«Вы же девочки»: как детские игры и школьные дискотеки создают гендерные стереотипы «Вы же девочки»: как детские игры и школьные дискотеки создают гендерные стереотипы

Зачем ученые изучают девичество?

Forbes
Открыть в приложении