В моем поступлении в Театр Советской армии решающую роль сыграл Зельдин

Коллекция. Караван историйРепортаж

Ольга Богданова: «Зельдин в одночасье стал кумиром женщин, а Сазонова, которой было уже за пятьдесят, пользовалась огромным успехом у режиссеров»

Ирина Зайчик

Фото: Геворг Марксоян/архив Каравана Историй

«Пырьев искал партнера для Ладыниной. На роль пастуха пробовалось много кавказцев, все с усами, один лучше другого, все как на подбор жгучие красавцы. Владимир Зельдин тоже пробовался. Пырьев не мог выбрать. Свинарка уже была, а пастуха он искал долго. И тут его осенила идея. Он шел по коридору студии и каждой встречной женщине говорил: «Ты свободна сейчас? Зайди в просмотровый зал». Там собрались разные женщины — уборщица, буфетчица, гримерша, ассистентка режиссера. Их было много, человек двенадцать. Режиссер показал им все пробы и спросил: «Кого бы вы выбрали на эту роль?» Все выбрали Зельдина», — о звездах Театра Российской армии вспоминает актриса Ольга Богданова.

— В моем поступлении в Театр Советской армии решающую роль сыграл Зельдин. Владимир Михайлович сразу обратил на меня внимание. А все потому, что я спросила худсовет:

— На каком языке, русском или французском, показывать отрывок из «Хозяйки гостиницы»?

Все страшно удивились, а Зельдин воскликнул:

— Какая прелесть! Конечно на французском.

Он верно угадал, что этому отрывку очень идет французский язык, получается остро и женственно. У него всегда был необычный взгляд на жизнь, какое-то изящество, природный аристократизм.

В конце показа к нам вышел худсовет с объявлением итогов. Все мне улыбались, особенно актрисы, будто я их сестра родная. «Надо же! — подумала я. — Как они меня полюбили!» Позже Зельдин раскрыл мне глаза — оказывается, те, кто особенно сильно улыбался, были настроены против. «Но я им сказал: «Вы ничего в женщинах не понимаете, такую девчонку обязательно надо брать».

В этот театр я попала после неожиданного и несправедливого года простоя, когда, окончив Школу-студию МХАТ, пришла в «Современник». Но там не пригодилась. И этот первый год моей профессиональной жизни был трагическим. Очутившись в этом театре, я сразу ощутила, что это МОЕ! Монументальная архитектура, массивное здание, огромный зал — все, казалось бы, должно пугать молодую актрису. Там такая тяжелая дверь, которую даже открыть трудно. Но она показалась мне самой легкой дверью на свете!

С тех пор началась моя жизнь в этом театре, в которой всегда рядом был Зельдин. Даже не помню периода, чтобы мы расставались, я имею в виду работу. У нас постоянно были совместные спектакли, концерты, гастроли. Он всегда любил покровительствовать молодым привлекательным актрисам. И надо мной сразу взял шефство. Наша дружба с Владимиром Михайловичем длилась до самой его смерти...

В спектакле «Ужасные родители» по пьесе Жана Кокто мы с Федей Чеханковым играли молодых людей, а наши звезды Владимир Зельдин и Нина Сазонова — персонажей постарше. Но если бы они тогда услышали, что они звезды, наверное, упали бы в обморок. Таких слов не существовало. Не было ощущения, что они застыли на пьедестале, наоборот, эти актеры всегда учились, сомневались в себе и искали.

Это была великая школа! Нина Афанасьевна всегда репетировала с полной отдачей, мучилась, ее постоянно что-то не устраивало. А Владимир Михайлович был актер другого склада. На репетициях проявлял здоровый пофигизм: «Не надо мельтешить. Когда пробьет час твоего аккорда, главное — прозвучать без фальши. Все, как в оркестре». Недаром ведь его папа был дирижером оркестра.

— Владимир Михайлович рассказывал вам, откуда он родом?

— Он родился в замечательной семье, его дед и отец были музыкантами. Вот откуда в Зельдине великолепная музыкальность. Он и пел прекрасно. А как танцевал! На его легендарный спектакль «Учитель танцев» весь Большой театр ходил учиться мастерству.
Первые свои пять лет он прожил в маленьком городке Козлове, ныне Мичуринске. Он очень любил этот город, часто о нем рассказывал и всегда туда стремился. Зельдин доказал своим примером истину: человек воспитывается не тогда, когда лежит вдоль кровати, а когда поперек. Это была его малая родина, его место силы.

Мы туда с ним приезжали, он нас познакомил с великолепным директором местного театра, его подругой Галиной Николаевной Поповой. Она организовала международный театральный фестиваль, который называется «На родине Владимира Зельдина». Мы уже дважды его провели, я — председатель жюри этого фестиваля. Мичуринск помнит своего любимого актера. Фестиваль собирает огромное количество актеров, они показывают романтические спектакли, играют роли из его репертуара. Все это делается во славу Зельдина. И он предстает перед нами на десять дней как живой. В центре города стоит памятник ему, есть и музей Владимира Михайловича.

— Зельдин прожил в театре такую большую творческую жизнь. Он имел какое-то отношение к армии?

— Нет. Во время войны он должен был уйти на фронт. Но в 1941-м начали снимать фильм «Свинарка и пастух». Это была его первая картина, и на роль Зельдина утвердили... женщины. Режиссер Иван Пырьев искал партнера для своей жены Марины Ладыниной. На роль пастуха пробовалось много кавказцев, все с усами, один лучше другого, все как на подбор жгучие красавцы. Владимир Зельдин тоже пробовался. Он играл грузина в спектакле «Генеральный консул» в Театре транспорта, великолепно демонстрировал акцент и был очень красив. Одним словом, Пырьев запутался, не мог никак выбрать. Свинарка уже была, а пастуха он искал долго. И тут его осенила идея. Он шел по коридору студии и каждой встречной женщине говорил: «Ты свободна сейчас? Зайди в просмотровый зал».  Там собрались разные женщины — уборщица, буфетчица, гримерша, ассистентка режиссера. Их было много, человек двенадцать. Режиссер показал им все пробы и спросил: «Кого бы вы выбрали на эту роль?» Все выбрали Зельдина.

Ольга Богданова и Владимир Зельдин, 80-е годы

Только фильм запустили в производство, началась война. Зельдину пришла повестка. Он должен был пойти на фронт и погибнуть, как почти все его поколение. Вдруг кто-то наверху посмотрел кусочек фильма и сказал: «Он будет необходим для поднятия духа. Надо продолжать снимать». И Зельдину дали бронь. Так фильм «Свинарка и пастух» спас его от верной смерти. Он всегда искренне говорил, что ему необычайно повезло в жизни, не уставал благодарить свое поколение, которое воевало за него...

Когда фильм вышел на экраны, Зельдин в одночасье стал кумиром женщин. Владимир Михайлович всю жизнь говорил с благодарностью: «Как же мне не любить женщин, если они меня выбрали». Он уважал и любил всех. Всю жизнь боготворил женщин. И даже в свои преклонные года был всегда галантным и внимательным. Какая-нибудь старушка принесет ему цветы, он хоть уже плохо видел, но возьмет галантно ее под локоток и со сцены проводит. А она запомнит этот миг на всю жизнь...

— Вы бывали у него дома? Или общались только в стенах театра?

— Жил этот легендарный человек в Никоновском переулке, в маленькой двухкомнатной квартире. Я бывала у них с женой очень часто. У нас в театре юбилеев Зельдина было несметное количество, начали в 60 лет и потом отмечали каждые пять лет. В этот день к нам съезжалась вся Москва, первые лица в искусстве, в политике, театр превращался просто в какую-то Мекку.

Любимая жена Зельдина Иветта умела устраивать эти вечера. Когда они познакомились, Иветта Капралова работала в Бюро пропаганды советского киноискусства редактором. Она занималась организацией концертов «Товарищ кино» и была знакома со всеми звездами. Смоктуновский, Баталов, Тихонов часто бывали у них в доме. Все друзья были намного моложе его. Юлий Гусман, Владимир Васильев, Катя Максимова, Вера Глаголева с мужем Кириллом, я и Федя Чеханков, Сережа Шебеко, Ксения Караулова — он всегда любил молодых. Самое удивительное, что мы с ним общались, как будто были ровесниками. Я обращалась к нему на «вы», а он ко мне на «ты». Иветту все называли просто Вета и были на «ты», хотя она тоже намного старше. Вета терпеть не могла отчеств. Они были удивительно молодой парой.

— И что, Владимир Михайлович принимал гостей в этой 42-метровой квартирке?

— Да, такая огромная слава и такая маленькая квартира. Столько он делал для других и ничего не просил для себя. Помню, после очередного юбилея Владимира Михайловича мы поехали к нему догуливать. В узкую прихожую гости заходили раздеваться порциями: четыре человека войдут, остальные ждут на лестничной площадке. Подошла очередь Геннадия Хазанова. Он огляделся и сказал: «Нужно быть очень хорошим человеком, чтобы жить в такой тесной квартирке».

Удивительно, но Зельдин прожил в ней всю свою жизнь. Ему много раз предлагали большие квартиры, но он отказывался. Например, как-то ему на один из юбилеев позвонил министр обороны и сказал:

— Министерство дарит вам квартиру.

А Зельдин ответил:

— Да мне не нужно, я уже никуда не буду переезжать, отдайте ее достойному офицеру.

Потом ему выделили дачу в Серебряном Бору. Очень симпатичную, городского типа, с небольшим вторым этажом. И этот дом в Серебряном Бору стал уже их окончательным пристанищем. Жили они там постоянно — и летом и зимой.

Когда мы познакомились, Зельдин водил машину и очень часто меня на этой машине катал. Он смешно ее водил: осторожно, неторопливо. Какая-то тетка дорогу на красный свет перебегает, он так спокойно говорит: «Ну, куда бежишь, за колбасой, что ли? Ну ладно, раз ты торопишься, я тебя пропущу». Зельдин водил машину, наверное, лет до восьмидесяти. А Вета вообще всю жизнь за рулем, она очень хорошим водителем была. Она его возила в театр, потом его стали возить из Серебряного Бора и обратно на служебной машине. А Зельдин никуда не торопится и везде успел. Во всем феномен!

Он никогда не срывал спектакли, удивительной дисциплины человек. До последнего вздоха никого не подводил. Но однажды (это было давно) он все-таки сорвал спектакль. Ехал из Подмосковья на мотоцикле, вдруг в дороге тот забарахлил и сломался. Мобильных телефонов тогда не было, и Зельдин не смог никого предупредить. Спектакль пришлось отменить. В театре устроили показательное собрание, коллеги стали клеймить позором Зельдина. И это актера, который кормил весь театр! Уже тогда гремел спектакль «Учитель танцев». Все так вошли в раж, что один актер сказал, будто Зельдина чуть ли не судить надо. Вдруг опомнился директор театра: «Люди добрые, остановитесь, вы что, забыли, что Зельдин настолько безупречно работает?»

— Кто же вас хотел судить? — спросила я Владимира Михайловича. И он назвал фамилии коллег, включая своего партнера, который играл его слугу. Но самое потрясающее, что он им всем в дальнейшем помогал: и квартиры выбивал, и за звания хлопотал.

— Как?! Вы просили за тех, кто хотел вас судить?

— Да, Олечка. Они же меня не засудили.

Сам факт, что они предлагали это, он пропустил мимо ушей. Только спустя время я поняла, что так ему легче жить. Владимир Михайлович решил не носить в себе злобу. Он всегда спешил делать добро людям и никогда не помнил зла, которое ему причиняли.

Ольга Богданова, 70-е годы. Фото: из архива О. Богдановой

Коллеги все ему улыбались, но на самом деле жутко завидовали. Но он этого не замечал, проходил мимо. И Сазонова, кстати, не замечала. Это была защитная реакция. В этом они были похожи. Оба верные одному театру, верные зрителям, не хапуги, не алчные, не жадные. И зрители их любили безмерно, а они в этой любви просто купались. В этом и было огромное счастье и для него, и для нее...

Зельдин все время за кого-то хлопотал, ходил по высоким кабинетам.

Я спрашивала:

— Владимир Михайлович, ну зачем вам это надо?

— Что ты, Олечка, они же все будут за меня молиться!

Он стремился как можно больше сделать добра людям, как будто чувствовал, что ему это зачтется.

Зельдин был верующим человеком, с ним всегда были иконы, он крестился перед выходом на сцену. И жил по заповедям. Помню, приехав на гастроли в Париж, мы зашли в католическую церковь. Служащий показал нам место силы: в витраже видно небо, рядом висят иконы Спасителя, его Матери и Бога Отца. Если стать на это священное место и обратиться к Богу, то твои просьбы обязательно сбудутся.

Владимир Михайлович подождал, пока все отошли, и встал на это место. Я за ним начала наблюдать. Интересно, о чем же может просить Бога человек в возрасте ста лет? Мне казалось, ему нужно одно — здоровье. Но он стоял, наверное, полчаса и все говорил, говорил, что-то рассказывал Всевышнему. Я подумала: «Боже, какой же насыщенной жизнью он живет! У него, оказывается, еще целая программа расписана».

— Какие у Зельдина были звания?

— Он был народным артистом Советского Союза, лауреатом всевозможных премий, в том числе Сталинской, полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» всех четырех степеней. У него были памятные ордена и медали, премии всяких культурных мероприятий, какие-то награды Испании. Создавалось впечатление, что не было такого ордена на Земле, которого бы он не имел.

То, что делал на сцене Владимир Зельдин, можно назвать актерским подвигом. И это достойно Книги рекордов Гиннесса. В сто лет человек собирал сумасшедшие аншлаги, а у нас в Театре Армии зал на полторы тысячи мест. Каждый год театр ездил в Ленинград, и он играл подряд десять спектаклей «Учитель танцев», а это труднейшая роль. Он все время занимался танцем, поддерживая форму. Зарабатывал театру огромные деньги и при этом скромно жил. Тружеником он был невероятным.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лидия Смирнова покоряла мужские сердца и в 80 лет Лидия Смирнова покоряла мужские сердца и в 80 лет

В фильмографии Смирновой много ярких образов

Коллекция. Караван историй
Аглая Иванoвна Аглая Иванoвна

Бухгалтер переезжает в Петербург и за пару лет становится топ-моделью

Собака.ru
Планета по имени Инна Планета по имени Инна

Бывают актеры способные, бывают талантливые, а иногда случаются — великие

Караван историй
В 1986 году рядом с озером Ньос умерло 1746 человек и все животные. Это случилось за пару секунд В 1986 году рядом с озером Ньос умерло 1746 человек и все животные. Это случилось за пару секунд

21 августа 1986 года на озере Ньос был слышен странный грохочущий звук...

ТехИнсайдер
Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок» Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок»

Вокруг нашей семьи часто слагали какие-то легенды

Коллекция. Караван историй
История Дэвида Реймера, которого насильно превратили в девочку: гендерный эксперимент Джона Мани История Дэвида Реймера, которого насильно превратили в девочку: гендерный эксперимент Джона Мани

Как пустяковая операция обернулась катастрофой для семьи Реймер

ТехИнсайдер
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Всё, что нужно знать о новом Jeep Avenger Всё, что нужно знать о новом Jeep Avenger

Простите, а это точно Jeep?

4x4 Club
Как найти идеального партнера для секса? Как найти идеального партнера для секса?

Идеальный секс начинается с вашего мозга, а не с физиологических потребностей

Psychologies
«Как подстелить соломку» | Building a Safety «Как подстелить соломку» | Building a Safety

Оценка и управление рисками в социальном проектировании

Позитивные изменения
Сдачи не надо Сдачи не надо

Когда россияне готовы оставлять чаевые

Деньги
Ты и бывший: что остается после финала? Ты и бывший: что остается после финала?

Любовь однажды заканчивается, но след от нее растягивается на годы

VOICE
9 неочевидных опасностей, которые подстерегают кошку дома или в квартире 9 неочевидных опасностей, которые подстерегают кошку дома или в квартире

Вещи, которых нужно избегать, чтобы питомец оставался здоровым и невредимым

Maxim
Новостройки держатся Новостройки держатся

Цены стагнируют на фоне роста предложения и нестабильности спроса

Деньги
«Не цельтесь в уязвимые места»: 8 негласных правил ссоры — применяйте с партнером «Не цельтесь в уязвимые места»: 8 негласных правил ссоры — применяйте с партнером

Как выяснять отношения уважительно и каких ошибок стоит избегать?

Psychologies
Жена зарабатывает больше: как обойти стереотипы и сохранить гармонию в отношениях Жена зарабатывает больше: как обойти стереотипы и сохранить гармонию в отношениях

Существуют многие успешные пары, где жена зарабатывает больше, и они счастливы

Psychologies
Twisted собрал свой первый Suzuki Jimny, с модным кожаным салоном и турбонаддувом Twisted собрал свой первый Suzuki Jimny, с модным кожаным салоном и турбонаддувом

Крошечный спартанский внедорожник, получивший премиальное обновление

4x4 Club
7 причин, почему нас так бесят самокатчики? 7 причин, почему нас так бесят самокатчики?

Эти хипстеры на самокатах всех достали! И мы можем объяснить, почему

Maxim
«Мы решили рискнуть»: как живут и строят бизнес переехавшие в Сербию россияне «Мы решили рискнуть»: как живут и строят бизнес переехавшие в Сербию россияне

В каких сферах русскоязычные релоканты открывают собственный бизнес в Сербии

Forbes
5 мифов об энергетических напитках 5 мифов об энергетических напитках

Почему некоторые боятся энергетических напитков?

Maxim
Дресс-код против жары: как модно одеваться на работу летом - советы стилиста Дресс-код против жары: как модно одеваться на работу летом - советы стилиста

Как составить рабочий гардероб так, чтобы никогда не отвлекаться на погоду

VOICE
«Парни не плачут»: как помочь мужчине в депрессии «Парни не плачут»: как помочь мужчине в депрессии

Депрессия у мужчин: её признаки и особенности

Psychologies
Как избавиться от вредителей в саду без химии: 7 спреев, которые можно приготовить в домашних условиях Как избавиться от вредителей в саду без химии: 7 спреев, которые можно приготовить в домашних условиях

Больше никаких химикатов!

ТехИнсайдер
Эдгар Шабанов Эдгар Шабанов

Эдгар Шабанов за последние полтора года привез в Россию 300 новых брендов

Собака.ru
Уравнение с квадратом: откуда у авангарда ноги растут и как понимать «Черный квадрат» Малевича? Уравнение с квадратом: откуда у авангарда ноги растут и как понимать «Черный квадрат» Малевича?

Как понять, не висит ли «Черный квадрат» вверх ногами?

Правила жизни
Культовые кроссовки, выпуск 13: история adidas Micropacer — тренировочной модели, опередившей свое время Культовые кроссовки, выпуск 13: история adidas Micropacer — тренировочной модели, опередившей свое время

Рассказываем о самой футуристической модели кроссовок adidas

Правила жизни
В чем выражается ваша (не)любовь к себе: 5 примеров из повседневной жизни В чем выражается ваша (не)любовь к себе: 5 примеров из повседневной жизни

Что означает любовь к себе? На чем она основывается и как формируется?

Psychologies
Как 22-летняя певица из России Alizade покорила Турцию и продолжает покорять мир Как 22-летняя певица из России Alizade покорила Турцию и продолжает покорять мир

Почему Alizade пророчат мировую славу?

Forbes
Что пишут о фильме «Человек-паук: Паутина вселенных»? Что пишут о фильме «Человек-паук: Паутина вселенных»?

Получилось ли у фильма «Человек-паук: Паутина вселенных» задрать планку?

Правила жизни
Миграцию летучих мышей удалось описать благодаря радарам и машинному обучению Миграцию летучих мышей удалось описать благодаря радарам и машинному обучению

Алгоритм помог отделить летучих мышей от птиц и насекомых

N+1
Открыть в приложении