Бактерии-металлурги: предотвратят ли биотехнологии войны за редкоземельные металлы
Бурный рост производства электроники обостряет конкуренцию за редкоземельные металлы. Пока политики и бизнесмены лавируют в быстро меняющихся реалиях, ученые создают новые технологии, способные перевернуть этот стратегически важный рынок. Как технологии помогают в добыче редкоземельных металлов, рассказывает научный обозреватель Forbes Анатолий Глянцев.
Редкоземельные металлы, или попросту редкоземы — это скандий, иттрий и 15 лантаноидов, то есть элементов с номерами в таблице Менделеева 57–71, от лантана до лютеция. Эти 17 элементов чрезвычайно важны для промышленности. Например, эффективная переработка нефти требует цериевых и лантановых катализаторов. Производство электроники тоже немыслимо без редкоземельных металлов. Они используются в магнитах, лазерах, светодиодах, оптических кабелях и многих других устройствах.
Витаминизированное питание
Редкоземы не зря называют «витаминами промышленности». Их доля в валовом продукте металлургии невелика, хоть в натуральном, хоть в денежном выражении. Так, в 2022 году мировое производство редкоземельных металлов составило 300 000 т. При этом килограмм, скажем, диспрозия в 2020-м стоил около $260 — на порядок дороже меди, но совершенно несравнимо с золотом. Однако и витамины составляют ничтожную часть нашего рациона, но без них человек заболеет и умрет. Так и промышленность без редкоземов откатилась бы к технологиям середины прошлого века.
К тому же потребность в редкоземельных металлах постоянно растет. Еще в 2018 году их было произведено всего 190 000 т. Другим словами, за пять лет добыча увеличилась на 60%. Во многом этот рост вызван спросом на электронику.
Велики ли запасы редкоземельных металлов? Да и нет. Лантана и церия в земной коре больше, чем кобальта или свинца, не говоря уже о серебре и золоте. Однако редкоземельные металлы не зря так называются. Они никогда не встречаются в самородном виде и крайне редко образуют пригодные к разработке руды. Гигантские массы этих элементов распылены по горным породам в виде тончайшей примеси, добыча которой абсолютно нерентабельна — по крайней мере, с нынешними технологиями.