Седло и стремя
Одомашнив лошадь, человек получил самый удобный сухопутный транспорт до изобретения автомобиля. Разумеется, людям потребовались дополнительные приспособления, чтобы лучше управлять этим подарком судьбы

«Cтавить телегу впереди лошади», «как корове седло», «закон что дышло», «обуздать крутой нрав»… В жизни современных людей лошадь не занимает такого места, как еще полторы сотни лет назад, но мы то и дело упоминаем и ее, и разные изобретенные человечеством средства управления этим животным, когда-то столь важные для выживания и развития цивилизаций.
Домашний скот
Первые свидетельства одомашнивания лошади относятся к четвертому тысячелетию до н. э. – позже собак, овец, коров, свиней. В поселениях ботайской культуры эпохи энеолита на территории Казахстана (3700-3100 лет до н.э.) найдены не только кости лошадей, но и остатки загонов для этих животных; по составу почвы установили, что в ней было много конского навоза. На зубах ботайских коней нашли потертости, которые могли оставить удила; на останках диких сородичей этих животных таких следов не было. То есть на этих лошадях, вероятно, уже ездили. Получается, человек обзавелся первым скоростным наземным «транспортом» более пяти тысяч лет назад.
В последние годы международная группа ученых под руководством Людовика Орландо исследовала ДНК лошадей со всей Евразии, и выяснилось, что современные кони происходят вовсе не от ботайских. Их предки связали свою судьбу с человеком позже, а обитали они в западной части евразийских степей – в Волго-Донском регионе. Примерно c конца 3-го тысячелетия до н. э. и на протяжении 2-го потомки лошадей, одомашненных в этих степях, распространились по Евразии: сначала в Анатолию, на нижний Дунай, в Богемию, Среднюю Азию, затем в Западную Европу и Монголию. Авторы исследования отмечают, что с расселением во 2-м тысячелетии до н. э. коней с этим генетическим профилем по Азии совпадает распространение в тех же направлениях носителей индоиранских языков индоевропейской семьи, а также колесничного комплекса. «Лошади произвели революцию в распространении идей, народов, языков, религий, конфликтов и связей», – говорит профессор Орландо о роли самого работящего домашнего животного в развитии цивилизации.
Средство передвижения
Но что же древний человек, одомашнив коня, догадался сделать сначала – сесть на него верхом или запрячь? Единого мнения нет. Известно, что люди запрягали домашний скот в повозки как минимум уже в начале 3-го тысячелетия до н. э. Об этом можно судить по изображениям из древнего Шумера, в частности, на знаменитом штандарте из Ура, датированном примерно 2500 г. до н. э., копытные животные, вероятно, онагры и ослы, тянут повозки с цельными, без спиц, колесами. Как считается, древнейшие остатки колесниц на конной тяге обнаружены на Урале и в Зауралье в могильниках синташтинской культуры рубежа 3-2 тысячелетий до н. э. Ее представители погребали вместе со своими выдающимися мертвецами не только оружие, но и повозки на двух колесах со спицами, и лошадей в сбруе. Кстати, о сбруе: у синташтинцев обнаружены одни из самых ранних образцов псалий – жестких элементов уздечного комплекса, расположенных с двух сторон пасти лошади, соединенных удилами и упрощавших управление животным.
В последующие века легкие конные колесницы распространились по Евразии. На протяжении 2-го тысячелетия до н. э. колесницам находят применение цивилизации Ближнего Востока, Китая, Индии: в качестве транспортного средства, боевой силы, в церемониальных целях. Из Азии в Египет проникли племена гиксосов и постепенно покорили большую его часть, во многом благодаря боевым колесницам, которые были новшеством для местных жителей. Египтяне, однако, были способными учениками и после изгнания гиксосов сами успешно применяли конные колесницы в битвах.