Леонид Юзефович — почему история нас как будто бы ничему не учит?

ForbesРепортаж

Писатель Леонид Юзефович — Forbes: «В истории нас утешает повторение»

Наталья Ломыкина

Леонид Юзефович (Фото Svklimkin / Wikimedia)

Леонид Юзефович, писатель и историк по образованию, написал художественную книгу, которая читается как документальное свидетельство из начала XX века. Вокруг осады крепости Бар-Хото выстраивается сюжет, где есть место и любви, и национализму, и осмыслению войны. Forbes Life поговорил с Леонидом Юзефовичем о том, как Монголия заняла такое важное место в его сердце и почему история нас как будто бы ничему не учит.

Историк и писатель, лауреат премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер» Леонид Юзефович умеет из подлинных документов и фактов создавать совершенно художественные тексты. Его новая повесть «Поход на Бар-Хото» — это книга о Монголии, где Леонид Юзефович и сам когда-то служил, текст-размышление о природе национализма, об исторической судьбе народов, но одновременно и произведение о любви. Литературный обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина узнала у писателя, как он придумывает свои книги и почему почти не читает художественную литературу.

DR

— Вы помните, как начинался «Поход на Бар-Хото»? Какую сцену написали первой?

— Cо всеми своими книгами я живу много лет, только в ненаписанном виде. Конечно, меня волновала сама картина города посреди степей, рядом со священной горой Богдо-Ула. Теперь этот город называется Улан-Батор, а раньше назывался Богдо-Хурэ, что значит «священный монастырь», и Нийслэл-Хурэ, что значит «монастырь-столица», а его старое русское название — Урга (от монгольского Өргөө — «ставка», то есть ставка верховной власти). Здесь жил Богдо-гэгэн, теократический владыка Монголии. И вот этот город в том виде, в каком он существовал в начале XX века, меня всегда волновал.

Вообще все мои книги рождаются из любви к какому-то месту. Писатель Алексей Иванов говорит, что для него очень важен пейзаж, и для меня он тоже важен, прежде всего городской. Скажем, роман «Казароза» родился из образа моей родной Перми, какой она была сто лет назад.

«Поход на Бар-Хото» связан с моим интересом к старой Урге, от которой мало что осталось. В современном Улан-Баторе сохранилось несколько бывших китайских кварталов, резиденция Чойджин-ламы (это был главный государственный оракул), там теперь музей, дворец Богдо-гэгэна, там тоже музей, и монастырь Гандантэгченлин с храмом Мэгжид Жанрайсэг — это храм в честь Авалокитешвары Великомилосердного.

Монголия, монастырь Амарбаясгалант, 2007 год (Фото Наталии Виноградовой)

— Когда Монголия заняла важное место в вашем сердце?

— Давно. Еще в молодости, когда я жил в Бурятии.

— «Поход на Бар-Хото» — история достаточно жестокая, в ней поднимаются в том числе вопросы национализма. На какие события вы опирались, есть ли у главных героев прототипы? Самые кровавые сцены связаны с монголом по имени Зундуй-гелун, расскажите о нем.

— Биография Зундуй-гелуна, как я ее излагаю, в значительной степени повторяет биографию очень известного в Монголии персонажа. Его звали Дамбиджамцан-лама, или просто Джа-лама. Он учился в Тибете, откуда сбежал после убийства одного из монахов — будто бы он убил его в пылу богословского диспута. В Тибете во время таких диспутов позволялось наносить оппоненту ритуальные удары, и Джа-лама не рассчитал силы.

Его биография, конечно, сильно мифологизирована. В Монголии он появился в 1912 году, когда она объявила о независимости от Китая, во главе собственного отряда участвовал в походе монгольских войск на китайскую крепость Кобдо. Крепость была взята, и после победы Джа-лама совершил обряд освящения знамен кровью убитого врага, который у меня в повести совершает Зундуй-гелун. Об этом свидетельствовали современники тех событий.

История с освящением знамен кровью еще отражена на картине бурятского художника Осора Будаева, написанной через двадцать лет после событий в Кобдо. Она хранится в петербургском Музее истории религии на Почтамтской улице.

Вообще о Джа-ламе существует книга «Голова Джа-ламы». Ее написала прекрасная петербургская монголистка Инесса Ломакина, ныне покойная. Там рассказана и дальнейшая история Джа-ламы. Также о нем существовало множество мистических легенд — вплоть до того, что его считали бессмертным, поэтому после того, как он был убит красными монголами, его отрубленную голову возили по кочевьям, чтобы убедить народ в его смерти. Это было сделано, чтобы не появились самозванцы.

Потом голова Джа-ламы хранилась в банке с формалином в одном из министерств в Улан-Баторе, а после таинственным образом пропала. И вот Инесса Ломакина нашла ее в Ленинграде, в Кунсткамере, в Музее антропологии и этнографии. Оказалось, что советский монголист Казакевич с непонятной целью тайно вывез голову Джа-ламы из Улан-Батора в Ленинград. Мне кажется, это связано с тем, что в то время возникла мода на изучение мозга выдающихся людей. А Джа-лама, конечно, был личностью совершенно неординарной.

— Вы так давно занимаетесь Монголией и столько о ней знаете, что кажется, будто эта повесть создавалась быстро и легко. Действительно ли вы писали ее на одном дыхании, без архивов и бумаг?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц

Чему учились «смолянки» и как жили в стенах института

Forbes
Головкины Головкины

Дворянский род, сделавший себе имя благодаря семейным связям

Дилетант
Жуткая история Крис Кремерс и Лизанны Фрун, которые исчезли во время похода в Панаме Жуткая история Крис Кремерс и Лизанны Фрун, которые исчезли во время похода в Панаме

Жуткая история туристок, от которых остались только кости

ТехИнсайдер
«Полезное прошлое: История в сталинском СССР» «Полезное прошлое: История в сталинском СССР»

Почему историки перестали называть Ивана Грозного тираном

N+1
Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера? Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера?

Альцгеймер: как распознать на ранних этапах и встречается ли он у молодых?

Правила жизни
Новогодняя революция Новогодняя революция

Кубинская революция произошла в очень удобное время для последующих торжеств

Дилетант
Между бегством и свободой Между бегством и свободой

Как Саша Соколов соединил многие противоположности — и отменил их

Weekend
«Это я, внучка твоя»: история о том, как угасает пожилой человек «Это я, внучка твоя»: история о том, как угасает пожилой человек

Трогательный, глубокий рассказ «Лес памяти» — о том, как угасает человек

Psychologies
Диета «Стол №10»: при каких заболеваниях рекомендуется, рецепты Диета «Стол №10»: при каких заболеваниях рекомендуется, рецепты

Может ли «Стол №10» помочь в лечении сердечно-сосудистых заболеваний

РБК
Как отучить ребенка ныть: 5 простых шагов Как отучить ребенка ныть: 5 простых шагов

Как помочь ребенку научиться управлять своими эмоциями?

Psychologies
Расплата за ошибки: что будет с Binance и криптоиндустрией после рекордного штрафа Расплата за ошибки: что будет с Binance и криптоиндустрией после рекордного штрафа

Подход криптобирж к клиентам может стать более жестким

Forbes
Стройными рядами Стройными рядами

Как девушки в СССР следили за фигурой

Лиза
Красная курица, или Парижские жители Красная курица, или Парижские жители

«Цыпленок для Линды»: нарисованная история про память

Weekend
Девочка на шаре Девочка на шаре

Самые эффективные упражнения на фитболе: топ-6 для прокачки всего тела

Лиза
Что скрывают панические атаки Что скрывают панические атаки

Вас замучили панические атаки, ипохондрия и другие страхи?

Psychologies
Марина Кравец: «Никогда не пыталась стать частью тусовки» Марина Кравец: «Никогда не пыталась стать частью тусовки»

Марина Кравец – об учебе на филфаке, тревогах материнства и строптивых женщинах

VOICE
Путешествие в науку Путешествие в науку

В самом сердце Сибири расположен всемирно известный Академгородок

Отдых в России
Дымит разлом Дымит разлом

Как устроена физика Quantum Break

N+1
«До сих пор не могу привыкнуть к тому, что меня называют певцом» «До сих пор не могу привыкнуть к тому, что меня называют певцом»

Торнике Квитатиани — о съемках, спортивной дисциплине и грузинских традициях

OK!
Вопрос, волнующий всех нас каждый Новый год: почему новогодние гирлянды постоянно путаются? Вопрос, волнующий всех нас каждый Новый год: почему новогодние гирлянды постоянно путаются?

Как сделать так, чтобы гирлянды никогда больше не путались?

ТехИнсайдер
Вспомнить все: 5 частых ситуаций, которые станут проще с Google Lens Вспомнить все: 5 частых ситуаций, которые станут проще с Google Lens

Сервис умного поиска по фотографиям пригодится на улице, в магазинах и в лесу

ТехИнсайдер
У американки с двумя матками выявили беременность в обеих У американки с двумя матками выявили беременность в обеих

32-летняя жительница Алабамы с двумя матками вынашивает ребенка в каждой из них

N+1
«Требуйте в лучших магазинах и аптеках»: история советского шампанского «Требуйте в лучших магазинах и аптеках»: история советского шампанского

Советское шампанское: как оно появилось и стало массовым

ТехИнсайдер
Александр Сысоев — Forbes: «У меня не было мысли называть себя лидером индустрии» Александр Сысоев — Forbes: «У меня не было мысли называть себя лидером индустрии»

Александр Сысоев создал одну из самых успешных экосистем в ресторанной индустрии

Forbes
«Экстраверт, холерик, грейсексуал»: вред и польза психологических ярлыков «Экстраверт, холерик, грейсексуал»: вред и польза психологических ярлыков

Что нам мешает название, которым мы пытаемся обозначить свое «Я»

Psychologies
Викинг в мохнатых штанах Викинг в мохнатых штанах

Рагнар Лодброк — легендарный датский конунг

Дилетант
Очки, блокирующие синий свет: как за ними ухаживать и чистить, чтобы не стереть защитное покрытие Очки, блокирующие синий свет: как за ними ухаживать и чистить, чтобы не стереть защитное покрытие

Как правильно чистить очки с защитой от синего света

ТехИнсайдер
Не устал, но ухожу Не устал, но ухожу

«Дворец»: Роман Полански встречает конец света и прощается

Weekend
Удар, ломающий судьбы Удар, ломающий судьбы

Почему инсульт настолько опасен и как защитить себя от этой страшной болезни

N+1
Смотрибельные и классные российские фильмы 90-х Смотрибельные и классные российские фильмы 90-х

Какие российские фильмы 90-х стоит посмотреть?

Maxim
Открыть в приложении