Союз правых: что помогло Хавьеру Милею победить на президентских выборах
Радикальная программа избранного президента Аргентины вряд ли будет полностью реализована, считает профессор финансов бизнес-школы Instituto de Empresa (Мадрид) Максим Миронов. Страна не перейдет на доллар, а вот приватизация и рыночные реформы на рынке труда вполне возможны. Этому поможет союз с правоцентристской коалицией бывшего президента Маурисио Макри, сыгравший немалую роль в победе Хавьера Милея на выборах.
Шанс для реформ
Чтобы ответить на вопрос о последствиях неожиданной победы Хавьера Милея на президентских выборах, нужно сначала понять, как развивалась экономическая и политическая ситуация в Аргентине в последние 20 лет. С 2003 по 2015 год президентами в Аргентине были сначала Нестор Киршнер, а затем его жена Кристина Киршнер. Несмотря на быстрый экономический рост в начале этого периода, вызванный высокими ценами на ресурсы, в том числе на сельхозпродукцию, а также восстановительным ростом после кризиса 2001-2002 годов (очень похожая ситуация наблюдалась в России после кризиса 1998 года), экономика вошла в стагнацию и инфляция достигла 40%. На этом фоне в 2015 году народ избрал правого центриста Маурисио Макри, которому удалось собрать широкую коалицию «Вместе за перемены» (Juntos por Cambio, или JxC), состоявшую в том числе из умеренных левых сил.
Но у Макри не было мандата на радикальные реформы. Он двигался медленно, стараясь не сокращать резко расходы, поэтому из-за огромного бюджетного дефицита быстро рос государственный долг. Поначалу это не было особой проблемой — после прихода Макри рынки были воодушевлены, в начале 2017 года Morgan Stanley прогнозировал рост аргентинского фондового рынка на 133% в течение ближайших пяти лет. Аргентине с удовольствием давали в долг.
Однако в начале 2018-го случилось два негативных шока. Сильнейшая за 50 лет засуха лишила страну значительных поступлений валютной выручки от экспорта сельхозпродукции. А рост процентных ставок резко увеличил расходы на обслуживание долга. Это привело к оттоку капитала, резкой девальвации песо и обращению за помощью к МВФ. Фонд дал денег, но выкрутил руки Макри, заставил его резко сократить бюджетные расходы, что еще больше усугубило экономический кризис и в итоге привело к поражению на выборах.
В 2019 году киршнеристы триумфально вернулись во власть, но избиратели быстро поняли, что экономикой стали управлять еще хуже, чем при Макри. Инфляция росла, производство стагнировало. И уже в 2021 году на промежуточных выборах в парламент коалиция JxC одержала убедительную победу. Год спустя все опросы показывали, что кандидат от правоцентристов, будь то мэр Буэнос-Айреса Орасио Ларрета или бывший министр безопасности Патрисия Буллрич, станет фаворитом на президентских выборах 2023 года. Однако Ларрета и Буллрич, уверенные что пост президента уже у них в кармане, настолько увлеклись внутрипартийной борьбой, что оттолкнули от себя многих избирателей, и в августе на обязательных в Аргентине праймериз неожиданную победу одержал либертарианец Хавьер Милей.