Выключи это немедленно: почему среди современных артистов нет голоса поколения

Сегодня можно наблюдать, как аудитория музыкального развлекательного инфополя разделилась на два лагеря: в первом — молодые и дерзкие фанаты рэпа и коротких видео TikTok, во втором — их старшие братья и сестры, молодые родители, скупающие билеты на реюнион любимой группы. И те и другие приносят индустрии развлечений основную прибыль, но отчаянно продолжают спорить, чем их интересы круче интересов других. «Как ЭТО можно слушать?» — воскликнет 15-летний пользователь саундклауда, когда услышит восьмиминутную Stairway To Heaven от Led Zeppelin, и будет прав. То же самое спросит миллениал в футболке Oasis, услышав новый трек Токсиса, и… тоже будет прав. Впрочем, музыкальная битва поколений началась еще в далеком XIX веке. Разбираемся, почему этот спор тянется так долго.
Эффект бабочки: От «Могучей кучки» до саундклауда
В конце 1850-х в России появилось сообщество композиторов «Могучая кучка», которое отстаивало кардинально новую идею отказа от западноевропейских правил в написании музыки. Другими словами, «Могучая кучка» в лице Модеста Мусоргского буквально презирала академическую музыкальную школу, во главе которой стояли композиторы Антон Рубинштейн и Петр Чайковский. Так начался затяжной спор о пути русской классической музыки: бунтари считали, что она должна выбрать путь народничества и быть понятной каждому русскому человеку, а классики сходились во мнении, что у русской классики есть лишь один путь — следование западным традициям. Петр Чайковский говорил о «Могучей кучке», что «все новейшие петербургские композиторы народ очень талантливый, но все они до мозга костей заражены самым ужасным самомнением и чисто дилетантскою уверенностью в своем превосходстве над всем остальным музыкальным миром».
Противостояние Чайковского и «Могучей кучки» — один из первых примеров поколенческих споров, который повторяется из десятилетия в десятилетие. Вспомним феномен The Beatles: четверо парней из Ливерпуля без преувеличения захватили мир. Об этом свидетельствуют не только кадры документальных фильмов и история музыки 60-х, но и треки, которые знают все, кому за 30. Однако когда The Beatles только начали набирать обороты, не все были в восторге от фрешменов. Например, сам король рок-н-ролла Элвис Пресли строчил жалобы президенту Никсону о том, что The Beatles воспитывают в молодых умах антиамериканский дух, а такого никак допустить было нельзя. Элвис благородно вызывался на роль шпиона, чтобы избавить страну от влияния ливерпульской четверки, но, к счастью, история эта ничем не закончилась, а синглы The Beatles до сих пор возглавляют некоторые исторические чарты США.