История строительства российских железных дорог: от первых путей до Транссиба

Наука и техникаИстория

Как на Руси строили железные дороги

Наталья Беспалова

Царскосельская железная дорога

Особенности развития государства Российского во многом определялись его огромными размерами. Чтобы представить себе влияние расстояний на события, можно, например, вспомнить, что известие о смерти Екатерины II и начале царствования Павла Петровича достигли Иркутска, который далеко еще не самый отдаленный уголок империи, спустя 34 дня после того, как событие имело место. И это силами экстренной курьерской службы. Передвижение рядовых жителей и товаров требовало куда больше времени. Проблема больших расстояний усугублялась сухопутностью страны. Хотя протяженность морских границ Российской империи больше сухопутных примерно в 2,5 раза, проходят они в основном по морям, малодоступным для судоходства без использования ледоколов. Чтобы попасть из русского порта Кронштадт в русский же порт Петропавловск-Камчатский в эпоху до ледоколов, нужно было совершить морское путешествие, соизмеримое по протяженности с кругосветным, и посетить множество экзотических стран. Россия имела самую удаленную от главных центров цивилизации металлургическую базу, а доставка угля в Санкт-Петербург морем из Англии в начале XIX века обходилась в несколько раз дешевле чем из внутренних районов страны. Когда наконец появились железные дороги, на свете не было государства, для которых их строительство было бы более актуальной задачей.

Первая в империи железнодорожная ветка, длинной 26,5 км, была пущена в эксплуатацию в октябре 1837 года. Она соединяла Петербург с Царским Селом. Поезд следовал по ней с огромной по тем временам скоростью, более 50 км/час, однако Царскосельская дорога была не столько транспортным средством, сколько увлекательным аттракционом.

В сороковые годы началось строительство рельсового пути, соединяющего две столицы – Москву и Петербург. Технико-экономическое обоснование было выполнено Павлом Петровичем Мельниковым (1804–1880). Выходец из небогатых дворян, выпускник Института корпуса инженеров путей сообщения, он начал свою карьеру с проектов по улучшению судоходства на Западной Двине и защиты Динабургской крепости от наводнений. В 1835 году вышел в свет академический труд П.П. Мельникова «О железных дорогах», где были доказаны экономическая целесообразность и техническая возможность подобного строительства в России. Работа привлекла высочайшее внимание.

Павел Петрович Мельников

Первая практически значимая русская железнодорожная магистраль получила название Николаевской в честь царствующего императора. Впоследствии день рождения Николая Павловича Романова отмечался в России как День путейца. Но настоящий железнодорожный бум начался в России уже после его смерти, в царствование Александра II.

Следующей после Николаевской крупной русской железнодорожной магистралью стала выстроенная в рекордные сроки (менее чем за два года) Курско-Харьковско-Азовская дорога, соединившая столицы с южными районами страны. Ставший в 1865 г. первым российским министром путей сообщения П. Мельников составил проект, согласно которому надлежало проложить железнодорожные ветки на Феодосию, Одессу, Закавказье, Вятку, Оренбург. Предполагалось также строительство отдельных железнодорожных магистралей, соединяющих крупные сибирские города: линии Пермь – Тюмень и Чита – Иркутск.

Вид Николаевской железной дороги. Станция Бабино

Значение железнодорожного строительства для экономической жизни России второй половины XIX в. весьма наглядно иллюстрирует творчество Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, довольно популярного в свое время писателя и по совместительству талантливого инженера-путейца. В одном из своих рассказов Гарин-Михайловский пишет: «На левом берегу Волги, от Самары вплоть до Белого моря, пока еще нет ни одной железной дороги. После четырехсотверстного переезда по этому левому берегу, в конце ноября на лошадях я часов в двенадцать ночи добрался наконец до Казани. Назади уже были все эти запряжки: гуськом, врастяжку, бочком и уточкой, хорошо характеризующие наши зимние дороги. Сколько лишнего времени, сколько утомления, сколько лишних денег! Столько денег, что эти четыреста верст на лошадях дали бы мне возможность по железной дороге съездить по крайней мере в Париж». А вот отрывок из его же путевых заметок в отношении юго-восточных районов империи: «Совершенно опять новую картину представляет местность от Семипалатинска к Томску... Земля здесь сказочно плодородна. Урожай в 250 пудов с десятины – только хороший. Качество пшеницы выше самых высоких сортов самарской. Там, южнее, еще выше сорта могут произрастать, но, за отсутствием железной дороги, продажная цена такой пшеницы – 8 копеек за пуд, что даже при урожае 300 пудов не оправдывает расходов производства. Не только пшеница, лен, подсолнух, здесь произрастает рис, и цена его здесь 45 коп. за пуд. В то время как у нас он 3, 4, 6 рублей пуд»

Николай Михайлович Гарин-Михайловский

Надо сказать, что именно вопрос передвижения с запада на восток и обратно стоял особенно остро. По оси север – юг имелись хотя бы удобные речные пути. Очевидно, идея создания железнодорожной магистрали до Тихого океана начала вызревать еще в 60-е годы. Запись о ее необходимости в дневниках Мельникова датируется 1866 годом, но для реализации столь грандиозного проекта понадобилось время.

В 1885 году, уже при государе Александре Александровиче, началось строительство Самаро-Златоустовской железной дороги, соединяющей волжскую транспортную артерию и ее города с южно-уральской сырьевой базой. Первый поезд прибыл по ней в Челябинск 25 октября 1892 года. Несколько раньше окончательно созрела идея строительства Транссибирской железнодорожной магистрали – от Челябинска до Владивостока. Официальной датой начала строительства считается 19 мая 1891 г. В этот год молодой цесаревич Николай Александрович вместо традиционного для наследника русского престола тура по странам Западной Европы предпринял поездку на Дальний Восток. 19 мая он торжественно заложил начало Уссурийской железной дороги из Владивостока в Хабаровск. Назад в Петербург цесаревич возвращался не морским путем, а на лошадях через всю Сибирь. Вероятно, такое путешествие способно превратить в горячего сторонника железнодорожного строительства и самого отпетого ретрограда.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великий шутник Российской империи Великий шутник Российской империи

Один из примеров реформистской деятельности Петра I, а именно самый смешной

Правила жизни
Топ-6 мрачных аниме про темную магию Топ-6 мрачных аниме про темную магию

6 аниме, где волшебная сила не так однозначна и зачастую может стать проклятием

Maxim
Идея! Оставлять чаевые Идея! Оставлять чаевые

Учись правильно благодарить тех, кто оказывает тебе услуги

Maxim
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
Кибербезопасность в бизнесе — игнорировать нельзя использовать Кибербезопасность в бизнесе — игнорировать нельзя использовать

Как кибербезопасность вписывается в общую систему информационной безопасности

Inc.
Крым: вкусные маршруты Крым: вкусные маршруты

Полуостров – рай для гурманов и любителей гастрономического туризма

Лиза
Михаил Полицеймако: «Если что-то не сделано,  это приводит меня  в неистовство» Михаил Полицеймако: «Если что-то не сделано,  это приводит меня  в неистовство»

«У меня было все расписано. И я легко вошел во взрослую жизнь»

Караван историй
Люди погубили 110 эндемичных видов растений и животных Макаронезии Люди погубили 110 эндемичных видов растений и животных Макаронезии

Человек уничтожил уже 110 эндемиков в Макаронезии

N+1
Мода со смыслом Мода со смыслом

Российский дизайнер Александра Гапанович о моде и поворотных событиях в карьере

Лиза
Микробиологи разобрались в ферментации элитных какао-бобов Микробиологи разобрались в ферментации элитных какао-бобов

Исследователи описали состав микроорганизмов, участвующих в ферментации какао

N+1
Семь крапив Семь крапив

В России окультуривают ценное, полезное, но очень жгучее растение

Наука
Учебная тревога Учебная тревога

Как устроена система образования в странах Азии и почему она вызывает опасения

РБК
К концу века диких северных оленей станет на 27-58 процентов меньше К концу века диких северных оленей станет на 27-58 процентов меньше

Как антропогенное изменение климата влияет на численность северных оленей

N+1
Жизнь без гаджетов Жизнь без гаджетов

Как прекратить сидеть в телефоне: 9 шагов к цифровой свободе

Лиза
Особое мнение от народа Особое мнение от народа

Почти 40% россиян считают себя «особым народом»

Ведомости
Физика идеального порядка: 5 научных лайфхаков для безупречной уборки Физика идеального порядка: 5 научных лайфхаков для безупречной уборки

Как превратить рутинную уборку в увлекательное исследование?

ТехИнсайдер
«Американцы хорошо продают себя, но работают слабо». 5 бизнес-ошибок основателя платформы ИИ-музыки Mubert «Американцы хорошо продают себя, но работают слабо». 5 бизнес-ошибок основателя платформы ИИ-музыки Mubert

Чего не следует делать стартапам с совершенно новой технологией на рынке

Inc.
Живот одобрит Живот одобрит

Чем питаться при синдроме раздраженного кишечника

Лиза
Гений, садовник и киноман: 10 эпизодов из биографии Кодзимы Гений, садовник и киноман: 10 эпизодов из биографии Кодзимы

Что вы знаете о Хидео Кодзиме?

Правила жизни
Мир экзопланет: водяные планеты Мир экзопланет: водяные планеты

Планеты-океаны: миры, состоящие из разных форм воды

Наука и техника
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
5 книг, которые советует основатель архитектурного бюро «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов 5 книг, которые советует основатель архитектурного бюро «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов

Книги, которые помогают по-другому взглянуть на лидерство, воспитание и себя

Inc.
Не сносить, а наслаивать Не сносить, а наслаивать

Архитектор Сергей Чобан — о ценности Мавзолея и контрастной Москве

СНОБ
«Сколько стоит твоя жизнь?» «Сколько стоит твоя жизнь?»

Вышел сериал о черном рынке органов «Хирург»

Weekend
Девять правил жизни Французской Гвианы Девять правил жизни Французской Гвианы

Французская Гвиана: на чем сосредоточена её жизнь и как живут гвианцы?

Правила жизни
От пустырей к благоустроенным кварталам От пустырей к благоустроенным кварталам

В Москве уничтожают пустыри и превращают их в новые зоны комфорта

Ведомости
Монеты, отчеканенные 1500 лет назад с одного штемпеля, рассказали о древних торговых путях Монеты, отчеканенные 1500 лет назад с одного штемпеля, рассказали о древних торговых путях

Что древние монеты рассказали об экономической интеграции Юго-Восточной Азии

ТехИнсайдер
«Я понял Японию. От драконов до покемонов» «Я понял Японию. От драконов до покемонов»

Как японцы видят общество вокруг себя

N+1
Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник

Если гроза застала вас в пути, чем станет машина – спасением или смертью?

ТехИнсайдер
Как нас обманывает Disney: чем на самом деле заканчиваются популярные детские сказки Как нас обманывает Disney: чем на самом деле заканчиваются популярные детские сказки

Почти у каждой сказки, которую вы читали в детстве, есть версия 18+...

ТехИнсайдер
Открыть в приложении