Радости жизни
Южный комфорт
Мягкий климат, архитектура модерна, сыр и вино, рыба и мясо: Ростов-на-Дону — это русская Италия, прекрасное место для отдыха души и тела.
Вашими первыми впечатлениями по приезде в Ростов-на-Дону будут гастрономические. Ведь что делает изголодавшийся за полуторачасовой перелет московский гость? Правильно, идет обедать. И что бы он ни попросил, донскую уху или гаспачо, — его не разочаруют. Говорю это с высоты пережитого опыта: оказавшись после прилета в двухэтажном ресторане-лофте с бархатными креслами, хрустальными люстрами и портретом Одри Хепберн, никак не ожидала сочных шипящих многослойных бургеров с целым набором соусов и аппетитной картошкой.
Это я потом узнала, что Ростов — традиционно мясной город, мясо здесь отличное, и его подают везде. А тогда мой визави, дизайнер Николай Петров, сделавший лучшие рестораны Краснодара, только усмехнулся в усы: «Ты это, московскую спесь-то оставь. Тут по еде Москве фору дадут. Это гастрономическая столица Юга России». И не обманул. Он сам приезжает сюда регулярно: друзей повидать, по красивому городу прогуляться и посетить новые заведения.
У Ростова-на-Дону издавна есть конкурент — Краснодар. Они примерно как Москва и Петербург. Краснодар по-своему симпатичный, задушевный, но, хотя и краевой центр, все равно больше станица, чем город. Ростов же не лишен налета столичности: крупный город с высокими домами, большими окнами, с богатой по духу, эпохам и стилям архитектурой. Старый центр, бульвар, парки и скверы располагают к вдумчивому разглядыванию, а не к веселью и кутерьме, как на морской набережной в каком-нибудь Геленджике. Ростов — это уже юг, но черноморско-побережной провинциальности в нем еще нет.
Для начала можно пройтись по центральным улицам и набережной Дона, полюбоваться на остатки ростовской старины и осознать, что это город исторический, прогулка по которому — отдельная радость погружения во что-то давно ушедшее, но здесь еще сохранившееся.
В двух шагах от центра краевед Елена Мишенина, гид и основатель экскурсионного бюро «Культпоход», свернула в проход между домами и окунула нас прямо в XIX век, с маленькими домиками, самыми старыми в Ростове, особняками первых местных купцов, старинной кирпичной кладкой, коваными крылечками и старинными, стопятидесятилетней давности, крышками канализационных люков. За один день с Еленой мы проникали в подъезды и коридоры коммуналок, где сохранились лепнина, мраморные барельефы, росписи от пола до потолка, и во дворы, полные котов всех мастей, сушащегося на веревках белья и духа еще дореволюционного Ростова. Расшифровывали символические знаки на фасадах и слушали истории про первых архитекторов и их заказчиков, строивших дома в псевдорусском, неоренессансном, псевдоготическом и прочих стилях конца позапрошлого столетия.