Я вам спою
Примадонну Парижской оперы Стефани д’Устрак называют рок-звездой за ее внешность и энергию. Убедиться в этом можно на сольном концерте в Москве.
Накануне вечером в Парижской опере Стефани д’Устрак долго не отпускали со сцены. Чтобы послушать меццо-сопрано в «Милосердии Тита» Моцарта, мои соседи — пожилые американские меломаны — не поленились перелететь через океан. После таких оваций иная оперная дива нежилась бы весь день на перинах, потягивая шампанское и читая письма фанатов, но д’Устрак другой породы.
Ровно в одиннадцать она уже стоит на ступеньках Опера Гарнье. Тоненький силуэт, грива непослушных кудрей, дерзкая мини-юбка, платок вокруг шеи, повязанный так элегантно, как умеют только француженки, кожаный рюкзак. Одним своим видом Стефани рушит все стереотипы об оперных примадоннах. «Считается, что оперные певицы должны иметь большую грудь, пышные формы, — смешно надувая щеки и рисуя руками соответствующие окружности, говорит Стефани. — Телесная полнота действительно дает полноту звучания. Но я всегда была худой, поэтому мне приходится воображать себе эти объемы».
Воображения ей не занимать. Партии травести, как Орфей или ее коронный Секст, задумавший покушение на друга и правителя, роковая волшебница Армида, обезумевшая убийца своих детей Медея, покинутая троянским изгнанником Дидона — для д’Устрак чем масштабнее и трагичнее роль, тем лучше. «Любить до беспамятства, предавать, убивать, умирать — на сцене я могу себя не ограничивать. И слава богу, что для этого есть сцена! Это такое удовольствие, словами не передать. Эгоистичное? Бесспорно. Но если зритель плачет или хохочет вместе со мной, я счастлива. Это высшая награда, никаких отзывов критики не надо».
Критика, впрочем, в восторге. Особенно от ее роли в поставленной Дмитрием Черняковым «Кармен», премьера которой прошлым летом прогремела на Международном оперном фестивале в Экс-ан-Прованс. Это сегодня, вспоминая репетиции, певица травит анекдоты, а тогда ей было не до смеха. Шутка ли: режиссер, возмутитель мирового театрального спокойствия, перенес действие самой популярной французской оперы в элитную клинику лечения неврозов. Центральным персонажем он сделал страдальца Хозе, переживающего кризис среднего возраста. А Кармен стала сотрудницей клиники, призванная разыграть перед героем спектакль. «Как я протестовала, как билась за существование Кармен! Сколько мы спорили! — улыбается Стефани. — Но ум и страсть Чернякова победили. Я сдалась и ни разу не пожалела».
Эта «неглавная» партия в «Кармен» стала одной из главных в ее карьере. Париж, Мадрид, Даллас, Берлин, Токио, Цюрих, Барселона, Лондон — гастрольный график Стефани д’Устрак расписан на год, а то и на два вперед. Нашлось в нем место и Москве. В марте в рамках фестиваля «Опера априори» в Концертном зале им. Чайковского она выступит с сольным концертом. В программе — французское барокко: ее коронные арии из «Армиды» Жан-Батиста Люлли, «Медеи» Шарпантье, «Орфея и Эвридики» Глюка и из опер Рамо «Ипполит и Арисия», «Паладины», «Кастор и Поллукс».