Сюжеты номера
Бесконечная история
Тимур Бекмамбетов экранизировал главную американскую книгу «Бен‑Гур» и рассказал Vogue, почему эта философская притча — то, что нужно поколению интернета.
В Лос-Анджелесе второй час дня, лето, сорокаградусная сухая жара. Пальмы и рекламные щиты на бульваре Санта-Моника в раскаленном воздухе слегка подрагивают, будто плавятся. В кинематографической столице мира на улицах рекламируют преимущественно блокбастеры — постеры нового «Звездного пути» перемежаются постерами новых «Черепашек-ниндзя». В августе их сменят плакаты нового «Бен-Гура» — фильма, который снял самый успешный из русских режиссеров в Голливуде Тимур Бекмамбетов.
Эпос про гражданина Иудеи Бен-Гура, попавшего в опалу у римлян, потерявшего семью и ставшего свидетелем распятия Христа, — ключевая для американского национального самосознания история. Одноименная книга Лью Уоллеса вышла в 1880 году и переиздается по сей день. Ее экранизация 1959 года завоевала одиннадцать «Оскаров» и считается одним из важнейших фильмов мирового кино.
Для Тимура Бекмамбетова, заканчивающего сейчас в Лос-Анджелесе монтаж нового «Бен-Гура», переснятого им по заказу Paramount Pictures и MGM, это главный вызов в карьере. В ролях заняты Морган Фриман, восходящая звезда Джек Хьюстон и Родриго Санторо (царь Ксеркс из «300 спартанцев») — последний играет ни много ни мало Иисуса. Ни один российский режиссер никогда не брался за голливудское кино такой важности и такого масштаба.
Тимура трудно было поймать в Москве, трудно поймать и в Лос-Анджелесе. Мы должны были встретиться на студии Paramount, но в последний момент планы поменялись, и я приезжаю в офис eFilm на улице Лас-Пальмас. Эта компания занимается производством трейлеров для блокбастеров, подбором локаций, монтажом и другими вещами, из которых кино состоит процентов на восемьдесят. У входа сосредоточенно курит юноша с рацией (хотя курить в Лос-Анджелесе давно не принято). Внутри портреты режиссеров золотого века, постеры мультиков Pixar и атмосфера не киностудии, а, скорее, успешного интернет-стартапа.
В этих стенах Бекмамбетов выглядит так же органично, как в офисе своей компании «Базелевс» на улице Пудовкина в Москве. Если он и испытывает стресс по поводу «Бен-Гура», догадаться об этом невозможно. Режиссер говорит медленно и спокойно — так, словно мы продолжаем давно начатую беседу. «Что‑то в этом материале заставляет каждое новое поколение к нему возвращаться, магия какая‑то. Но у фильма 1959 года есть огромный недостаток — он снят не про то, о чем написана книга. Вы же знаете, в чем там дело?»
«Светлое общество, о котором мечтали наши родители, обязательно будет построено. Но в интернете: деструктивные идеи там гаснут, а взаимопомощь процветает».
Тимур рассказывает об авторе романа — генерале северян Лью Уоллесе, после окончания Гражданской войны в США удалившемся от мира и пережившем глубокий духовный кризис: Уоллес винил себя в гибели тысяч солдат, воевавших под его началом. «На самом деле это книга не о патриотизме, а о жажде мести и прощении. Сама идея прощения для только что пережившей Гражданскую войну страны была крайне актуальна, поэтому книга и стала такой популярной».