Третий лишний. Почему банкам придется стать человечнее или исчезнуть
На бытовом уровне мало кто отзывается хорошо о своем банке — дорого, неудобно, требует много бумажек, постоянно навязывает кредит, не дает кредит, низкие ставки по депозитам, высокая комиссия за перевод и так далее. После кризиса 2008 года банкиров называли «жирными котами» и публично осуждали аморальность банковского бизнеса.
Другими словами, банки нам не нравятся за низкую эффективность (низкое качество услуг при их высокой стоимости) и за тяжелые последствия банковских кризисов. Поскольку банки — это основной посредник между владельцами сбережений и заемщиками, а также наделены властью создавать безналичные деньги, то последствия кризисов в этой отрасли весьма чувствительны для благосостояния общества. Тем не менее обе проблемы могут быть решены с помощью технологий.
От клиента к клиенту
Проблема низкой эффективности банков смягчается благодаря появлению конкурентов — p2p-сервисов, таких как Lending club или Sofi в розничном кредитовании, Funding Circle в кредитовании малого и среднего бизнеса, TransferWise и CurrencyFair в валютных переводах. Цель устранить посредников, увеличив эффективность финансовых операций, преследует и технология блокчейн. На блокчейне уже созданы наиболее опасные для банков p2p-сервисы — децентрализованные криптовалюты.
В России из-за негибкости регулирования p2p-сервисы в финансовой отрасли не столь широко распространены, но у нас есть созданная при участии государства альтернатива. Это дополнительные сервисы от Московской биржи, которая позволяет людям и компаниям торговать на межбанковских условиях не только акциями, но и облигациями, валютой, деривативами на валюту, чего нет почти нигде в мире.
Например, торговать валютой на бирже население может напрямую, покупая ее у банков или у таких же граждан, со спредом в 1 копейку. За восемь месяцев 2017 года объем торгов валютой на Московской бирже составил 237 трлн рублей, из них 3% пришлось на розничных инвесторов. Это 7 трлн рублей. В прошлом году обороты за тот же период составили 11 трлн рублей, но тогда ситуация с рублем была гораздо более беспокойной.