Венское суперэго
Столица Австрии, помимо насыщенной музейной программы, предлагает выдающийся гастрономический и сарториальный опыт. Мы выбрали несколько мест, обязательных к посещению
Джентльмен и его бессознательное
Если бы Фрейд интересовался мужской одеждой, вполне вероятно, что он смог бы проникнуть в подсознание венских джентльменов и объяснить причину их патологической элегантности. Можно представить, насколько далеко идущие выводы сделал бы отец психоанализа, — но причина, скорее всего, не во властном отце и привязанности к матери, а в том факте, что дело происходит в столице Австро-Венгерской империи. И хотя самой империи не существует ровно сто лет, некоторые венские джентльмены словно не заметили этого и сохраняют удивительную ригидность в вопросах стиля. Чтобы убедиться в этом, стоит зайти в легендарное ателье и магазин Knize, чья селекция и ценовая политика, мягко говоря, не соответствуют времени. И даже не пытайтесь достать телефон, о соцсетях тут тоже не слыхали. По сути, лучший психоанализ венской моды провел Адольф Лоос, один из первых теоретиков и практиков модернистской архитектуры и дизайна (хотя самого этого понятия еще не существовало). Лоос написал несколько сборников эссе, два из которых — «Почему мужчина должен быть хорошо одет» и «Орнамент и преступление» — переведены на русский язык (Strelka Press). Конечно, сегодня его воззрения вызывают улыбку. Вполне в духе Фрейда он видел признак упадка культуры (сейчас-то мы считаем, что это был расцвет) не только в национальной любви к излишней орнаментации, но и в том числе — в ношении холщовых подштанников вместо практичных трикотажных, которые надевают продвинутые англичане. «Если одеваться у лучшего венского портного, можно сойти за цивилизованного европейца Но если сбросить верхнюю одежду и, не дай бог, остаться в нижнем белье, тут же выяснится, что европейское платье мы надеваем всего лишь как маскарадный костюм, а под ним все еще носим национальный наряд». Сегодня традиционность австрийцев, которая так раздражала Лооса, скорее их достоинство — по части стиля так точно. Мужчина в альпийском лоденовом пальто, хорошей обуви и широкополой федоре на улицах Вены, к счастью, не редкость — как и многообразные швейные и обувные ателье. Просто, заходя в них, не удивляйтесь портретам императора Франца Иосифа.
Looshaus. Проект Адольфа Лооса
Один из главных памятников венского модернизма вызвал критику современников, а император Франц Иосиф избегал проезжать мимо него до конца своей жизни. Сегодня в нем располагается отделение Райффайзенбанка. На первый этаж пускают всех любопытствующих, но не пытайтесь сделать фото — охранники тут не самые любезные. Попасть на второй этаж с эффектным стеклянным потолком не помогает даже карта премиального клиента.