За Русь возьмусь
На хрупкие плечи руководителя Федерального агентства по туризму Зарины Догузовой свалилась тяжелая ноша — привить соотечественникам любовь к отдыху дома. Причем когда у них нет возможности после столь праведных трудов перевести дух в Сен-Тропе. Альберт Галеев выяснил, что и кто ей в этом помогает.
За два часа до нашего интервью начальник Зарины Догузовой, премьер Мишустин, объявил в Государственной думе: на поддержку туризма в России выделяется пятнадцать миллиардов рублей, каждый, кто поедет отдыхать по родным просторам, получит кешбэк до пятнадцати тысяч рублей, список родных просторов озвучит Ростуризм. Следующие два часа руководитель Ростуризма Догузова озвучивала список, давала комментарии и не сходила с новостных лент. Шутки кончились: туриндустрия в России впервые получит такие деньги — в полтора раза больше, чем малый аграрный бизнес, и в четыре раза больше, чем пострадавшие от коронавируса Большой театр с Эрмитажем. Это, как пишут в телеграм-канале «Незыгарь», аппаратная победа.
Глава Ростуризма до сих пор не остыла. Едва поздоровавшись, она приступает к рассказу о своей главной задаче на посту — «создать условия, чтобы люди могли доступно, качественно и комфортно отдыхать в своей стране». Этим Догузова занимается уже полтора года, сама говорит, что находится лишь в начале пути, и даже слегка смущена тем, что я так впечатлен шумом вокруг этих внезапных пятнадцати миллиардов. Незадолго до ее назначения Ростуризм передали из подчинения Минкульта в подчинение Минэкономразвития с формулировкой «деньгами нужно эффективно управлять»: в 2018‑м свою деятельность прекратили сразу несколько ведущих туроператоров страны. Тридцатичетырехлетняя Догузова на тот момент была начальником департамента по сопровождению крупных международных мероприятий Управления президента Российской Федерации по общественным связям и коммуникациям. В переводе на общечеловеческий — организовывала пиар Олимпиады в Сочи, чемпионата мира по футболу и других системообразующих мероприятий страны.
Право оценивать эффективность управления деньгами оставим «Незыгарю» — скажем лишь, что теперь Федеральное агентство по туризму вообще подчиняется напрямую премьер-министру. А вот появление официального инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) главы Ростуризма «Татлер» не заметить не мог. Он так и называется: @doguzova_zv. И созерцать там приятно красоту не только нашей родины. Вообще, впервые в истории новой России не хочется, смотря, как начальник туризма по шестой части земли говорит, переключиться на канал Discovery. А слушая, как Догузова сейчас рассказывает о Байкале, вообще хочется бросить диктофон и умчаться по Транссибу за туманом, за мечтами и за запахом тайги, в светлое будущее отечественной индустрии гостеприимства.
— Байкал — наше уникальное достояние. Он более знаком и известен с иркутской стороны. Бурятия же пока — абсолютная экзотика, неизведанный край. Это и история российского старообрядчества с красивейшими деревнями семейских, и буддистские храмы; христианство и буддизм мирно живут бок о бок и создают невероятный местный колорит. Вкуснейшая местная еда, мясо, рыба (обязательно попробуйте позы — это бурятские манты!). И все это в сочетании с красотой Байкала! Можно плавать, загорать, кататься по озеру, заниматься активными видами спорта на воде, рыбачить. Я провела в Бурятии три дня, с удовольствием купалась в Байкале. Он заряжает — мне кажется, я до конца года зарядилась энергией и позитивом. Прямо на Байкале, со стороны Бурятии, кстати, есть даже одна качественная «пятерка», называется «Байкальская резиденция», два раза становилась «Лучшим загородным отелем в мире в сегменте Luxury». Но это дорогой отдых. Приятно, что Байкал этим летом стал доступнее. Мы впервые запустили чартеры в Бурятию, благодаря этому удалось снизить стоимость недельного тура в два — два с половиной раза. Удалось договориться с отельерами, туроператорами, авиакомпаниями и регионом. Сбылась мечта многих людей увидеть Байкал. За сотни тысяч далеко не все могут себе это позволить, а за тридцать — тридцать пять Байкал становится ближе. Мы, скажу откровенно, очень переживали: качественных гостиниц на Байкале совсем мало, хочется больше и лучше. Но все отзывы очень позитивные. Потому что люди ехали не в гостиницу, люди ехали за эмоциями и впечатлениями.
Россия, как программно формулирует государственный человек Догузова, — это «целый мир, который можно открывать для себя вновь и вновь». Питер, конечно, «готовый туристический продукт, наша жемчужина, там есть все, на любой вкус и кошелек». А еще рядом есть Репино, Комарово, Сестрорецк. Сосновые леса на побережье Финского залива, целебный воздух Балтики, деревня Мандроги («прекрасная возможность разнообразить отдых с детьми во время школьных каникул»). Калининградская область. Тут я снова вспоминаю ее инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — в Калининградской области она снималась на пляже Янтарный, в шезлонге.
— Я купалась в Балтийском море, — рассказывает Догузова. — И откровенно говорю: было очень комфортно. Стояла жара, а море было очень приятным, бодрящим. Гуляешь, дышишь воздухом свежим, загораешь на прекрасных широких песчаных пляжах. Когда мне говорили, что на Балтике самый классный загар, я не верила. Но провела там всего полтора дня и так круто загорела! Видите? До сих пор держится. А еще надо обязательно посетить остров Канта и послушать орган в Кенигсбергском соборе. И да, не забудьте про Куршскую косу!
Или взять Русский Север — Карелия, Архангельская область: «деревянное зодчество, уникальная местная этника, шхеры Онежского и Ладожского озер (наши фьорды), космическая природа. Плюс поездку можно удобно совместить с путешествием в Питер».
Ну и конечно, северное сияние, «невероятный экспириенс, его можно наблюдать в России как раз с сентября». — Рекомендую глэмпинги с прозрачными куполами, такие есть на Кольcком полуострове: засыпая, видишь северное сияние.
Идем дальше по карте, солнце над Петропавловском-Камчатским еще высоко. Сибирь, «один из самых солнечных и ярких регионов нашей страны в любое время года». — Лето — пора сплавов, рафтинга, трекинга, рыбалки, походов. А осенью природа приобретает особые краски.
В этом сезоне впервые организовали круиз по Енисею, «на очень комфортном судне», со стартом из Норильска и Красноярска. — Навигация в этом году продлится дольше обычного, до конца октября. Можно увидеть красоту осенней тайги, одно из чудес России — красноярские Столбы, подняться на плато Путорана с его инопланетными пейзажами. А еще рыбалка на Енисее, колорит малых народов Севера, местных деревень, чумы, олени, костры.
Дальше Алтай, который «уже многими любим». — Я сама туда в отпуск собираюсь, — говорит Зарина. — Алтай — место силы. Красота и разнообразие природы поражают круглый год. Реки, озера, горы, луга. А еще через Алтай проходит одна из самых живописных автодорог мира — Чуйский тракт. И местный колорит: уникальное горловое пение алтайцев поражает слух и воображение. А тайны Белухи и путь в Шамбалу! Телецкое озеро с космически красивыми пейзажами. Алтай — про то, чтобы, отложив телефон, слиться с природой, забыть обо всех проблемах, перезагрузиться, растворившись в красоте.