Как семейство Аньелли управляет миром

GQИстория

Мир под их сапогом

Сладкая жизнь и горькие потери, несгибаемая сила и человеческие слабости, власть над империей и утрата контроля над собственными детьми — все это история клана Аньелли.

Текст: Антон Иванов

Лапо Элканн унаследовал от деда не только коллекцию костюмов и долю империи, но также страстное желание получить от жизни все.

Считается, что монаршая власть в Италии закончилась в 1946 году. Но вскоре после того, как Умберто II освободил свой трон и Савойская династия была изгнана из страны, у Апеннин появился новый король. Его могли бы звать Джованни II, но в историю внук основателя FIAT вошел как Джанни Аньелли, или l’Avvocato, Адвокат.

Первое послевоенное Рождество человек, которому предстояло стать одной из ключевых фигур ХХ века, встречал в полуразрушенном фамильном особняке в Турине. В руинах лежали его страна, его бизнес, его семья.

Заводы некогда крупнейшего автопроизводителя Европы были уничтожены, а их наследник в тот год похоронил погибшую в автокатастрофе мать — принцессу Вирджинию Бурбон — и деда, в честь которого был назван и который с 14 лет заменял ему отца.

Заводы FIAT, Ferrari, Maserati, Lancia, Alfa Romeo, IVECO, виноградники Château Margaux, курорты Club Med, футбольный клуб «Ювентус» — Аньелли скупали все.

Джованни-старший провел свою Fabbrica Italiana Automobili Torino (FIAT) через две мировые войны (первая дала ему щедрые госзаказы, вторая разрушила производство), пережил смерть дочери и сына (при жесткой посадке семейного гидроплана Эдоардо выпал из кабины прямо под пропеллер), но не смог смириться с потерей своего детища.

Когда в 1945 году из-за подозрений в связях с фашистами Джованни отстранили от управления компанией, это окончательно сломало его. В конце жизни основателю FIAT было запрещено даже пересекать порог построенной им же штаб-квартиры с испытательным треком на крыше. Этот запрет не был снят и после смерти Джованни — семье отказали в просьбе провести там прощание с некогда всемогущим промышленником.

Казалось, FIAT навсегда потерян для клана Аньелли, но 24‑летний Джанни не только выдержал обрушившиеся на него удары судьбы, но и нашел силы нанести ответные.

Джанни с младшим братом Умберто, вторым по значимости человеком в клане Аньелли.

Наследник автомобильной империи проявил чудеса дипломатии. В переговорах с послевоенным руководством страны он напирал на то, что без его заводов о восстановлении экономики можно забыть, а без сильного частного капитала в политике нечем будет уравновесить растущую популярность коммунистов. В итоге компания была сохранена и пусть и не в полной мере, но возвращена изначальным владельцам. Как скажет Джанни, «что хорошо для FIAT — хорошо и для Италии».

В 1950‑е автогигант стал движущей силой итальянского экономического возрождения и поставил страну не только на колеса, но и на ноги. Отстроенные заново заводы дали работу десяткам тысяч итальянцев, которые получали от FIAT жилье, медицинскую страховку, школы, спортклубы и детские сады. Вновь светившийся над Турином логотип компании стал для многих символом новой жизни.

Автомобили Fiat тоже оказались больше, чем просто средствами передвижения. Итальянцы шутят, что половина детей 1950‑1960‑х была зачата в «чинквеченто» — легендарный Fiat 500 стоил в переводе на современные деньги €250 и был любимой машиной молодежи. Работала империя Аньелли и на другую итальянскую страсть — футбол.

Джон Элканн и вице-президент Ferrari Пьеро Феррари.

Еще в 1920‑е — первую золотую эпоху FIAT, когда глава компании был премьер-министром, а в Турине достраивалось то самое здание с треком на крыше, — отец Джанни начал создавать из принадлежащего семье клуба «Ювентус» команду мечты.

С его легкой руки «бело-черные» обрели новый стадион, новую базу и новую философию, в которой не было места для поражений. После смерти Эдоардо его 14‑летний сын занял место отца в совете директоров клуба. Впоследствии это назначение даст туринской команде больше, чем любой из ее самых громких трансферов.

Не будь в руководстве «Юве» Джанни, знакомые каждому полосатые футболки не примерили бы ни Мишель Платини, ни Роберто Баджо, ни Зинедин Зидан, ни Алессандро Дель Пьеро, а музей клуба не ломился бы от бесчисленных кубков и медалей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цой жив Цой жив

Виктор Цой погиб в автокатастрофе в Юрмале 15 августа 1990 года

Esquire
Литературный критик Анна Наринская — об «Анне Карениной», «Джейн Эйр» и книгах, которые она перечитывает Литературный критик Анна Наринская — об «Анне Карениной», «Джейн Эйр» и книгах, которые она перечитывает

Анна Наринская о книгах, которые манипулируют нашим сознанием

Esquire
В городской тиши В городской тиши

Как можно улучшить город, пока он на карантине

Forbes
Учебник английского языка: самые распространенные ошибки в английском языке Учебник английского языка: самые распространенные ошибки в английском языке

25 ошибок, которые чаще всего допускают в английском языке

Esquire
Ронан Варвар Ронан Варвар

Откровения Ронана Фэрроу, чья статья разрушила карьеру Харви Вайнштейна

Esquire
Фильмы, которые должны были получить «Оскары» в последние 10 лет и не получили Фильмы, которые должны были получить «Оскары» в последние 10 лет и не получили

«Оскар» в категории «Лучший фильм» всё время уходит не по адресу

Maxim
Замечания по адресу Замечания по адресу

Какую роль играет адрес в жизни человека, здания или учреждения

Forbes
Как выпускница Физтеха за два года создала компанию с оценкой в $10 млн Как выпускница Физтеха за два года создала компанию с оценкой в $10 млн

Валерия Коган за 2 года сумела заинтересовать технологией крупные агрокомпании

Forbes
Больше не лезет Больше не лезет

Как вновь ощутить вкус к жизни?

GQ
«Важно проводить время с пользой» «Важно проводить время с пользой»

Интервью с Елизаветой Боярской и фотосессия, снятая на телефон

OK!
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Розамунд Пайк. Блондинка с секретом Розамунд Пайк. Блондинка с секретом

Розамунд Пайк к сорока годам получила роли, которых долго ждала

Караван историй
Переменная величина Переменная величина

Насколько важен для нас секс

Psychologies
Ваш домашний сад: 5 простых шагов, чтобы начать озеленение интерьера Ваш домашний сад: 5 простых шагов, чтобы начать озеленение интерьера

Рассказываем, как создать дома зеленый уголок

Esquire
Джордж Оруэлл Джордж Оруэлл

Правила жизни Джорджа Оруэлла

Esquire
Нательный датчик научили определять уровень витамина C через пот Нательный датчик научили определять уровень витамина C через пот

Это позволяет отслеживать уровень витамина после приема лекарств или еды

N+1
Маск, я вас знаю Маск, я вас знаю

Что связывает Илона Маска с Россией, кроме космической гонки

GQ
Сенсоры холода помогли дрозофилам с полезной ленью Сенсоры холода помогли дрозофилам с полезной ленью

Благодаря ним мухи отреагировали на длительные изменения условий

N+1
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Дыра в ВВП: чем грозит экономике гибель малого бизнеса в России Дыра в ВВП: чем грозит экономике гибель малого бизнеса в России

Уже сейчас можно оценить последствия кризиса для малого бизнеса и экономики

Forbes
От большого тела вдалеке От большого тела вдалеке

Александр Добровинский объясняет, как строить отношения с проституткой

Tatler
«Полнейшее отчаяние. Неужели так в каждой квартире?» «Полнейшее отчаяние. Неужели так в каждой квартире?»

Кафка, Буковски, Гоголь и другие о том, как достали соседи

Weekend
VIP деятельности VIP деятельности

Дмитрий Брейтенбихер о том, как банки перестраиваются в цифровом мире

Esquire
Почему вы переживаете из-за его бывшей и как это остановить Почему вы переживаете из-за его бывшей и как это остановить

Желание побольше узнать о бывшей девушке партнера вполне естественно

Psychologies
Подъем по тревоге Подъем по тревоге

Как перестать волноваться о глобальных проблемах и надвигающемся конце света

GQ
От Уолта Диснея до Стива Джобса. Почему главные проекты ХХI века зародились в обычных гаражах От Уолта Диснея до Стива Джобса. Почему главные проекты ХХI века зародились в обычных гаражах

Отрывок из книги Луис Ортега Говела «Гараж» о культовых героях XX-XXI века

Forbes
Голодный и добрый Голодный и добрый

Почему Джордж Маккей ни за что не выберет скучную роль

Esquire
Голодные шмели покусали растения и заставили их цвести раньше срока Голодные шмели покусали растения и заставили их цвести раньше срока

Шмелиные проколы оказались полезными для растений

N+1
Энергетическая формула собаки Энергетическая формула собаки

Эффект от семейных дел можно попробовать просчитать с помощью формулы

СНОБ
На что берут кредиты россияне с не очень высокой зарплатой: 8 реальных историй На что берут кредиты россияне с не очень высокой зарплатой: 8 реальных историй

Вещи, опрометчиво приобретенные в кредит гражданами с не очень высокой зарплатой

Esquire
Открыть в приложении