Я остаюсь
Пытливая мать Елизавета Дреер разведала обстановку в международных школах Москвы и размышляет, зачем и кому они нужны.
Моя подруга Ирина Вольская, золотясь майамским органическим загаром, недавно призналась мне, что перевела старшего сына из флоридской Cushman School в The International School of Moscow. «Я очень довольна, – понизив голос, сказала она. – Ребенок ближе к бабушке и дедушке, подтянет русский язык, походит по музеям. Но я честно не понимаю, что делать дальше?»
Что дальше? Вопрос, который закономерно волнует всех родителей нового поколения. Заметьте, всего несколько лет назад выбор был очевидным, а те, кто не отправил ребенка учиться в Великобританию, грешили против правил хорошего тона. Жонглировать в светской беседе названиями интернатов считалось обязательным, связка «Итон–Оксфорд» казалась неразрывной, и где-то на периферии сознания вибрировали мысли о тесной дружбе наследника с титулованными соседями по «дорму», завтрашними членами парламента.
Те дети подросли, и ситуация выглядит уже не так однозначно. Кто-то вернулся из boarding school, не найдя в ней тепла и дружбы, и успокоился сердцем в пятьдесят седьмой. Кто-то окончил школу в Великобритании, но поступает в МГИМО, на лояльную к иностранным аттестатам программу «Международные отношения и управление» – ее придумали, похоже, специаль но для пап, которым дали понять, что не всегда учеба детей за границей совместима с государственной службой родителей.
А кто-то, уже с дипломом престижнейшего университета, не нашел себе достойного применения и полетел к материнскому теплу родины. Оказалось, что диплом – не гарант трудоустройства. Русские студенты часто манкируют летними стажировками, в отличие от однокурсников-иностранцев. Не все у нас мечтают о стажерской позиции в скучном офисе, когда у Ибицы стоит яхта под парами, а мама и папа приветственно машут с палубы. Потом с характерным балеарским загаром они приходят на собеседование. В резюме скромно значатся школа и университет, тогда как у конкурентов за время учебы накопился довольно приличный опыт работы.
Но ценность английского образования все еще неоспорима: в холодных стенах британских пансионов формируются характер и этические установки, развиваются социальные навыки и тренируются хорошие манеры. А главное, дети там учатся учиться. На эту тему затейливо высказался специальный советник по образовательной политике генсека Организации по экономическому сотрудничеству и развитию Андреас Шлейхер: «В ближайшем будущем людям будут платить не за то, что они знают, а за то, что они знают, что делать со своими знаниями».
Прелесть в том, что выбор сейчас шире, чем между колледжами Мальборо и Рэдли, – дети разные, не каждый в тринадцать лет готов уехать в другую страну. Полина Киценко, креативный директор Podium Market Fashion Group, мама пятнадцатилетнего Егора, так сформулировала свою точку зрения на волнующий всех вопрос: «Семья – главная институция в нашей жизни, остальные идут потом. И научиться постулатам семьи более важно, чем всему остальному. Детство и отрочество – время, отведенное для этого. Я хочу, чтобы мы общались с сыном в его четырнадцать и шестнадцать так же часто и так же близко, как когда он был первоклассником. И выбрала The International School of Moscow не только из-за языка и британской программы, но и потому, что детей там учат быть толерантными. У Егора в классе полный интернационал – это модель глобального общества, в котором будут жить наши дети. Ему учиться еще три года, а дальше он хочет поступать в США, в один из университетов Лиги плюща». Как будто в ответ на вопрос «Что дальше?», в ближайшем Подмосковье один за другим вырастают проекты boarding schools. «Горки-8» скоро обзаведутся филиалом одной из английских международных школ, а к 2020 году сколковская международная гимназия переедет в новый комплекс зданий (пять тысяч мест – это серьезно). Уже объявлено, что в сентябре 2018-го распахнет двери школа Летово. Родители очень заинтересованы и надеются, что директора сдержат данные в пресс-релизах обещания. Только не надо называть это импортозамещением: программы и сертификаты в новых школах – международные.