Он же памятник!
Настоящий петербургский девелопер должен построить дом, посадить дерево и… провести ревитализацию промышленной территории или исторического памятника (а лучше и то и другое). За последнее время в городе «ожили» доходный дом П. Е. Бурцева и Левашовский хлебозавод на Петроградской, фасад мебельной фабрики Ф. Тарасова в Адмиралтейском районе, а в ближайшие годы ожидаем «зеленую» перезагрузку территории «Красного знамени», буквально восставший из пепла Сестрорецкий курзал и (наконец-то) Мытный двор.
«Чемпион» редевелопмента исторических зданий в Петербурге (Левашовский хлебозавод, лесной корпус «Сестрорецкого курорта» и еще 11 объектов!) группа RBI воссоздала фасады доходного дома и мебельной фабрики Ф. Тарасова, ставших частью клубного проекта «Созидатели».
Эдуард Тиктинский
президент Группы RBI
Какие сложности стояли перед вами на старте реконструкции и строительства?
«Созидатели» — жилой комплекс на 12-й Красноармейской рядом со зданием Николаевского кавалерийского училища. Это второй проект RBI в Адмиралтейском районе после «Болконского», созданный с архитекторами мастерской «Проектная культура». Красноармейские улицы — тихий уголок старого Петербурга, и «Созидатели» дополняют окружающую «архитектурную эклектику» разными фасадными решениями — они и стали нашей главной сложностью в строительстве. Исторические фасады доходного дома и мебельной фабрики Ф. Тарасова 1870-х, выходящие на 12-ю Красноармейскую, воссозданы частично по сохранившимся фото и чертежам XIX века, частично — по эскизам. Например, характерная башенка на одном из домов появилась только в конце проектирования: наткнулись на чертеж, изучая архивы. Эти документы мы с историками из ДК Лурье переосмыслили как художественные артефакты, и теперь копии старинных чертежей можно увидеть в холлах.
Что должны знать петербуржцы о доходном доме и фабрике Тарасова?
Такие здания называют исторической опорной (ее еще называют фоновой!) застройкой. Они создают важный временной контекст городской среды, в том числе необходимый для восприятия культурного наследия. Напомню, исторический центр Петербурга стал первым объектом, который ЮНЕСКО взяла под охрану целиком — именно как городской ландшафт, где живут и работают люди.
Какие принципы работы с памятниками архитектуры сложились у RBI за 31 год?
Дать объекту новую жизнь, а не просто снять аварийность и придать достойный вид — вот наш ключевой принцип. Так, бывший газгольдер Общества газового освещения на Заозерной стал паркингом, автомобильный гараж фирмы Крюммеля на Большой Посадской — деловым центром, а «кольцевой» Левашовский хлебозавод-автомат — общественным пространством с «Творческой котельной», блокадным мемориалом, классами школы искусств Masters, исторической экспозицией и офисной частью.
Как вовремя избежать ошибок при реконструкции исторического здания?
Обсуждать ее прозрачно и открыто, тогда потенциального недопонимания и претензий удастся избежать. Например, перед реконструкцией Левашовского хлебозавода мы приглашали СМИ, общественность, Всемирный клуб петербуржцев, показывали удручающее состояние памятника, рассказывали о проекте в Заксобрании. В итоге убедили всех в том, что эта реконструкция нужна и полезна для Петербурга, а результат это доказал.
«Группа ЛСР» возвращает побережью Финского залива вайбы Серебряного века: скоро в восстановленном курзале «Сестрорецкого курорта», как и во времена Рахманинова и Прокофьева, будут проходить концерты.
Игорь Левит
первый заместитель генерального директора «Группы ЛСР»
Легендарное «креативное пространство» начала XX века — курзал — было уничтожено снарядом в 1942-м. Почему вы решили его восстановить?
«Группа ЛСР» приобрела «Сестрорецкий курорт» — бальнеологическую здравницу, построенную в конце XIX века на берегу Финского залива, с собственными месторождениями минеральной воды и лечебной грязи — в 2021 году. И мы сразу определились, что вернем Петербургу курзал. До революции это пространство действительно было местной достопримечательностью, с рестораном, библиотекой, бильярдными, карточными комнатами, и вмещало 1 500 зрителей. Деревянное трехэтажное здание возвели по проекту Георгия Леви: боковые стены сложили из вертикально поставленных сосновых бревен, благодаря чему акустика была идеальная.
Реконструкция любого памятника — вызов. Какие сложности вас ждали?
Изначально о том, что курзал вообще когда-либо существовал, напоминали только две сохранившиеся ступени, а из архивных чертежей — статья из журнала «Зодчий» 1900 года с парой «рендеров» того времени: планом, фасадом и разрезом, измеренными в аршинах и саженях. В итоге габариты элементов фасада и помещений курзала наши архитекторы высчитывали исходя из роста людей и размеров проемов на фото начала XX века. Для проектной группы «Риедер» во главе с Денисом Ридером, несмотря на весомый опыт реконструкции (например, комплекс столовой Эрмитажа или Императорская ферма Царского Села!), курзал — особый проект: ведь команда могла опереться в своей работе только на исторические справки и описания. Сейчас построено два этажа, закончена крыша, видны очертания будущей сцены. Параллельно работаем над дизайном библиотеки и концепцией ресторана — завершить планируем в 2026 году.