Нина Чусова о своем уникальном пути и работе с самыми лучшими артистами страны

Караван историйЗнаменитости

Нина Чусова. Секундная сцена в спектакле может сделать из него хит

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: Филипп Гончаров

Нина Чусова считается одним из передовых режиссеров в мире театра. Когда она еще была студенткой, ее постановки приняли РАМТ и «Сатирикон». Позже Нина создавала театральные хиты у Галины Волчек, сразу предоставившей ей большую сцену «Современника». Спектакль Чусовой «Ричард III» с Александром Домогаровым в главной роли несколько лет собирал аншлаги в Театре Моссовета, а сейчас это делает «Маскарад» в Театре Российской армии. Режиссер рассказала «Каравану историй» о своем уникальном пути и работе с самыми лучшими артистами страны.

— Нина, хотелось бы начать с ваших корней. Город, где вы выросли, сформировались... Что такое Воронеж вашей юности, вашего детства?

— Вообще, конечно, всё из этого города — все мои профессии, моя любовь к искусству. Мои родители не имеют к театру никакого отношения. Мама — медик, папа — преподаватель в техническом институте. Я — отличница в школе. Мама, конечно, мечтала, чтобы я поступила в мединститут. Это еще были такие годы, что с золотой медалью тебе везде была открыта дорога. И конечно же, в семье говорили все время о профессии врача. Но тайно от них я все равно планировала этот бросок в сторону искусства. Всю жизнь хотела быть режиссером и никогда — артисткой, мне нравилось видеть все целиком и сразу. Это, наверное, еще с детского сада началось. Каждый год у нас готовилась елка. А я была очень высокая, и меня никогда не брали в главные героини, на Снегурочку или Лисичку. Я обычно стояла сзади какой-нибудь Березкой. Думала: «Ну что же это за елка, ну не получается, надо самой что-нибудь сочинить». Сначала дома придумывала разные перформансы, с подружками мы играли.

Фото: Филипп Гончаров

— А зрители — родители, родственники, соседи?

— Да-да. Иногда даже без зрителей, но все равно мне это так нравилось! Придумывать какие-то истории, сказки, существовать в них. А в школе уже активно делала разные вечера, песни писала, сочиняла сценки, КВН организовывала. Это называлось председатель культмассового сектора. Притом класса с шестого я им была всегда. И уже в восьмом классе для десятиклассников делала выпускные вечера. Это все мне так нравилось, казалось, что вот это мое. Даже не игра, а именно организация. Для меня Воронеж еще, конечно, — это первый поход в театр, воронежский ТЮЗ. Это я до сих пор помню. Постановка «Сын полка», не знаю, сколько мне было лет, может быть, семь, вот когда я поняла, что такое спектакль. И у меня в этот момент внутри что-то перещелкнуло: это же ненастоящая жизнь, а ты смотришь, проникаешься и переживаешь. Я думала: как же так получается, что вот в эту ненастоящую жизнь можно верить, что ее можно как-то создавать? И все эти люди для меня сразу же стали небожителями. И таким уважением я к этому прониклась!.. Потом написала во ВГИК, потому что мне хотелось быть режиссером... Мне было 16 лет, это 1988 год.

— Это еще советская система. Значит, вы писали прямо от руки, письмо по почте...

— Да, но напечатала его на машинке. Я писала и экспликацию... Узнала, что это такое. Но тогда нельзя ведь было загуглить, надо было пойти в библиотеку. Как я это нашла все! Представляете, как быстро время идет, что я не помню как. Через газеты, журналы... Ответ пришел по почте. Они написали: чтобы стать лидером, сначала надо научиться петь в общем хоре. Я это поняла как инструкцию к действию: надо на актерский поступать. Благо занималась художественным чтением, разные конкурсы в Воронеже выигрывала. Вообще вела активную творческую жизнь. У меня не было такого, что вот я случайно шла, зашла в институт...

— Ну да, знаменитая актерская сказка «увидела объявление на улице и случайно зашла»...

— Нет, это вообще не про меня. Изначально я шла по этому пути. А путь был очень сложным и тернистым и продолжает таким оставаться, но мне очень интересно. То есть меня жизнь ведет все время по спирали, и на витке выше происходит нечто другое... У меня даже не было вопроса, кем я хочу быть, как будто было указано: иди вот по этому пути.

— Но вам сказали, что перед тем, как стать режиссером, надо побыть актрисой.

— Да. И я поехала, понятно, в Москву. Я же такая прекрасная, везде первые места занимала. И дальше пошло — МХАТ, «Щука», «Щепка»... Где-то до третьего тура дошла, но везде пролетела. То есть все, не получилось.

— Большие конкурсы были тогда?

— Гигантские, вообще просто нереальные. И когда я это все поняла... А я-то не была готова к этому. Потому что мне уже играли в Воронеже медные трубы. Притом мы выступали вместе с Юлей Началовой, она же тоже воронежская. Юля, маленькая, пела песни, вообще шикарная была, а я стихи читала. Мы с ней пересекались еще на школьных мероприятиях, у нас была художественная самодеятельность школ... И Юля пела песню про жирафов, такая милая, прекрасная...

Сцена из спектакля «Великолепный рогоносец» с Павлом Деревянко в главной роли, Театр имени Моссовета, 2018 год. Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости 

— Что вам говорили в московских училищах? Не годится внешность?

— Они ничего не говорили. Они же особо не распространяются...

— Просто не видишь себя в списках на следующий тур.

— Не видишь себя в списках. Но я знаю почему. У меня был такой столбняк! Скажем так, у меня же еще гиперответственность, это из-за синдрома отличника. То есть я либо должна быть сверхсовершенной, либо вообще никак, у меня нет серединки типа «а вот здесь просто на органике». Либо вообще все выключается, либо включается все сразу. И конечно, когда я приехала в Москву из этого города, где народу мало, а тут такой конкурс, толпы людей... У меня просто кружилась голова и было ощущение, что я на какую-то голгофу иду. Ни грамма органики у меня не наблюдалось... Я читаю, а меня тошнит, плохо, отвратительно все. Как будто даже до конца не могу дочитать, так мне плохо. У нас это называется актерским зажимом. Я же сама теперь принимаю экзамены и очень понимаю состояние этих бедных студентов, которые находятся по ту сторону. Но я умею разжимать.

— А на самооценку не повлияли эти отказы?

— На самооценку это так сильно повлияло, что в последний запланированный институт я даже не пошла. Это был ГИТИС. Помню, плачу, рыдаю, стоя на Красной площади: «Мама, поехали, не хочу больше ничего». И единственный институт, куда я не пошла, это ГИТИС. И потом удивительно, проходит круг, и именно туда через несколько лет я поступаю на режиссуру. А тогда я вернулась в Воронеж... Мама советовала: «У нас еще есть время, иди в медицинский». Но я поступила в Воронежский институт искусств, на актерский факультет. И такая свободная, легкая, на пианино играю, песни пою, стихи рассказываю — все просто офигели. Без конкурса, без всего — сразу на четвертый тур. Да, потому что не было этого зажима. Мы боимся страха, а надо в него входить. Ты же никуда не денешься от этого чувства, но нужно сквозь него проходить, и там дальше — освобождение. Очень часто я потом сталкивалась с такими серьезными ситуациями, где нужно было пройти через неверие в себя, через всякие такие тяжелые штуки. И так я поступила, отучилась с удовольствием, все замечательно.

— То есть вы прошли весь путь обучения актера, все, что положено.

— Да. Но там у меня уже четко сформировалось желание быть театральным режиссером. Именно в театре я увидела эту магию. Мне нравилось, что передача энергии между зрителями и актером происходит здесь и сейчас, что ты можешь управлять залом в моменте. Не в кино, в монтаже, а вот здесь и сейчас, как будто ты творишь историю. Но после института я все равно пошла по пути артистки, была приглашена в Самарский академический театр драмы. Он тогда славился на всю Россию, попасть туда было совершенно невозможно. В Москве тоже много наших воронежских, мы так и назывались — «воронежская грядка». Это Федя Добронравов, Дима Дьяченко, режиссер «Богатырей» и «Чебурашки», мой однокурсник. С этого нашего курса много известных людей в Москве сейчас, и все занимаются искусством. Тогда нас, нескольких человек, взяли в Самару, мы решили там остаться работать артистами. Я играла Нину Заречную, вообще всех героинь.

— Значит, я сейчас не услышу классического рассказа, как в театре гнобили, как ролей сначала не давали?

— Нет! Все шло так прекрасно, что аж тошно. И даже по финансам, что называется, молодая артистка в шоколаде. Здорово, конечно, но я понимала, что это не то, чего мне хочется, это не та история. И все равно, будучи в Самаре, я уже ставлю спектакль по Уильяму Сарояну «Эй, кто-нибудь!», потому что не могу не ставить. И проработав там год или два, все равно решаю ехать... Куда? В ГИТИС, поступать в мастерскую Марка Анатольевича Захарова. Это у нас где-то уже 1993 или 1994 год.

Сцена из спектакля «Ричард III» с Александром Домогаровым в главной роли, 
Театр имени Моссовета, 2022 год. Фото: Сергей Петров/пресс-служба Театра им. Моссовета

Приезжаю в мастерскую... А я же героиня, такая худенькая, тоненькая была, сексуальная, в коротенькой юбочке, вся такая нафуфыренная. Захожу: «Я хочу быть режиссером». Сидят его помощники, говорят: «Слушай, а ты уверена, что хочешь быть режиссером? Может, в артистки?» — «Я уже артистка». Меня даже слушать не стали. То есть типа ты посмотри на себя в зеркало, выйти в коридор, пообщайся с людьми, которые поступают на режиссуру.

— В образ не попали.

— И поэтому на следующий год я уже целенаправленно готовилась: состригла все эти косы, поменяла внешность, окрасила волосы в какой-то невероятный красный цвет, надела брюки. Полностью сменила имидж. В театре все меньше и меньше мне нравилось играть, все больше и больше нравилось ставить спектакли, работать художником, рисовать, что-то придумывать. Я подготовилась так, что у меня и картинки, и экспликации, и разборы пьес, и, наверное, четыре спектакля на выбор, какие я хочу сделать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!» Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!»

Тяжело встретить человека, который был бы снисходителен к твоей карьере

Караван историй
Как снизить тревожность и обрести уверенность: 3 техники от спортивного психолога Как снизить тревожность и обрести уверенность: 3 техники от спортивного психолога

Проверенные техники для борьбы с тревогой и укрепления уверенности в себе

Psychologies
«На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья» «На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья»

Как же снималась картина Владимира Меньшова? Рассказывает Лада Сизоненко

Караван историй
Восток VS Запад Восток VS Запад

Сравним отношение к радостям жизни на Востоке и Западе!

Лиза
Катя Кабак. Единственное, чего можно с уверенностью ждать от жизни, — это изменений Катя Кабак. Единственное, чего можно с уверенностью ждать от жизни, — это изменений

Я давно поняла, что нет никакого смысла пытаться что-то объяснить. Зачем?

Караван историй
«Со мной может случиться только плохое»: 4 признака, что вы попали в ловушку вечного пессимизма «Со мной может случиться только плохое»: 4 признака, что вы попали в ловушку вечного пессимизма

Что такое эффект синей точки и почему он высасывает радость из нашей жизни?

Psychologies
Виталий Несис Виталий Несис

Виталий Несис – исполнительный директор компании «Полиметалл»

Собака.ru
Перекрестье чувств Перекрестье чувств

Разбираемся, что такое синестезия – загадочная способность к смешению чувств

Вокруг света
Глеб Калюжный и Юрий Стоянов Глеб Калюжный и Юрий Стоянов

Любимый динамический дуэт Стоянов — Калюжный снова в деле

Собака.ru
Как мотивировать зумеров к обучению и развитию: советы психолога Как мотивировать зумеров к обучению и развитию: советы психолога

Как найти общий язык с зумерами, детьми и молодыми коллегами?

Psychologies
Владимир Иванов: «Все ученики становятся для меня родными» Владимир Иванов: «Все ученики становятся для меня родными»

Педагог заявила: «Не надо вам в артисты!» И вот тут взыграла моя гордыня

Караван историй
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Гуляем! Гуляем!

За что могут оштрафовать в новогоднюю ночь

Лиза
Фантом диверсанта Фантом диверсанта

Родился Отто Скорцени 12 июня 1908 года в Австрии, в Вене

Дилетант
В городе дождей В городе дождей

Обустройство квартиры для сдачи в аренду — задача со многими неизвестными

Идеи Вашего Дома
Как общение с чат-ботом убило подростка: полная версия душераздирающей истории Как общение с чат-ботом убило подростка: полная версия душераздирающей истории

Какую неочевидную угрозу таит в себе искусственный интеллект?

Inc.
Загадка темной материи по-прежнему не раскрыта Загадка темной материи по-прежнему не раскрыта

Темная материя: проблема «последнего парсека», новые факты и рекорды в поисках

Знание – сила
Основу рациона палеоамериканки культуры Кловис составило мясо мамонтов Основу рациона палеоамериканки культуры Кловис составило мясо мамонтов

Биоархеологи проанализировали изотопный состав останков ребенка Anzick-1

N+1
Жизнь до жизни Жизнь до жизни

Отношения мамы и ребёнка начинаются задолго до появления малыша на свет

Здоровье
Аллергия на холод Аллергия на холод

Холодовая аллергия – одно из самых парадоксальных заболеваний

Здоровье
«Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе «Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе

Как собственнические матери влияют на своих дочерей?

Psychologies
«Я справлюсь быстрее сам»: какие установки лидера тормозят развитие бизнеса «Я справлюсь быстрее сам»: какие установки лидера тормозят развитие бизнеса

Порой, несмотря на все усилия, бизнес движется не туда. Почему так происходит?

Forbes
Привычка быть счастливой Привычка быть счастливой

Как Марина Александрова транслирует свою миссию «делать людей счастливыми»

OK!
Компаньоны-долгожители: 10 домашних животных, которые живут дольше всех Компаньоны-долгожители: 10 домашних животных, которые живут дольше всех

10 питомцев-долгожителей, которые будут разделять вашу любовь долгие годы

ТехИнсайдер
Проклятье малой серии Проклятье малой серии

Как российскому автопрому нарастить производство?

Монокль
Информационная безопасность: десять основных видов хакерских атак Информационная безопасность: десять основных видов хакерских атак

Отрывок из книги Антона Евгеньева «Ценность ваших решений»

Forbes
Как помочь заскучавшему сотруднику и при чем здесь теория поколений Как помочь заскучавшему сотруднику и при чем здесь теория поколений

Как разжечь в сотруднике былой интерес к работе?

Forbes
Чем могли бы болеть принцессы Disney? Вот что скрывают знаменитые мультики! Чем могли бы болеть принцессы Disney? Вот что скрывают знаменитые мультики!

Болезни принцесс Disney: от болезней легких у Золушки до травм у Покахонтас

ТехИнсайдер
Королевский детектив Королевский детектив

В 1694 году Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк вошёл во дворец Эрнста Августа

Дилетант
Озеро надежды Озеро надежды

Как все эти годы фонд пытается сохранить Байкал от влияния человека

Grazia
Открыть в приложении