Нина Чусова о своем уникальном пути и работе с самыми лучшими артистами страны

Караван историйЗнаменитости

Нина Чусова. Секундная сцена в спектакле может сделать из него хит

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: Филипп Гончаров

Нина Чусова считается одним из передовых режиссеров в мире театра. Когда она еще была студенткой, ее постановки приняли РАМТ и «Сатирикон». Позже Нина создавала театральные хиты у Галины Волчек, сразу предоставившей ей большую сцену «Современника». Спектакль Чусовой «Ричард III» с Александром Домогаровым в главной роли несколько лет собирал аншлаги в Театре Моссовета, а сейчас это делает «Маскарад» в Театре Российской армии. Режиссер рассказала «Каравану историй» о своем уникальном пути и работе с самыми лучшими артистами страны.

— Нина, хотелось бы начать с ваших корней. Город, где вы выросли, сформировались... Что такое Воронеж вашей юности, вашего детства?

— Вообще, конечно, всё из этого города — все мои профессии, моя любовь к искусству. Мои родители не имеют к театру никакого отношения. Мама — медик, папа — преподаватель в техническом институте. Я — отличница в школе. Мама, конечно, мечтала, чтобы я поступила в мединститут. Это еще были такие годы, что с золотой медалью тебе везде была открыта дорога. И конечно же, в семье говорили все время о профессии врача. Но тайно от них я все равно планировала этот бросок в сторону искусства. Всю жизнь хотела быть режиссером и никогда — артисткой, мне нравилось видеть все целиком и сразу. Это, наверное, еще с детского сада началось. Каждый год у нас готовилась елка. А я была очень высокая, и меня никогда не брали в главные героини, на Снегурочку или Лисичку. Я обычно стояла сзади какой-нибудь Березкой. Думала: «Ну что же это за елка, ну не получается, надо самой что-нибудь сочинить». Сначала дома придумывала разные перформансы, с подружками мы играли.

Фото: Филипп Гончаров

— А зрители — родители, родственники, соседи?

— Да-да. Иногда даже без зрителей, но все равно мне это так нравилось! Придумывать какие-то истории, сказки, существовать в них. А в школе уже активно делала разные вечера, песни писала, сочиняла сценки, КВН организовывала. Это называлось председатель культмассового сектора. Притом класса с шестого я им была всегда. И уже в восьмом классе для десятиклассников делала выпускные вечера. Это все мне так нравилось, казалось, что вот это мое. Даже не игра, а именно организация. Для меня Воронеж еще, конечно, — это первый поход в театр, воронежский ТЮЗ. Это я до сих пор помню. Постановка «Сын полка», не знаю, сколько мне было лет, может быть, семь, вот когда я поняла, что такое спектакль. И у меня в этот момент внутри что-то перещелкнуло: это же ненастоящая жизнь, а ты смотришь, проникаешься и переживаешь. Я думала: как же так получается, что вот в эту ненастоящую жизнь можно верить, что ее можно как-то создавать? И все эти люди для меня сразу же стали небожителями. И таким уважением я к этому прониклась!.. Потом написала во ВГИК, потому что мне хотелось быть режиссером... Мне было 16 лет, это 1988 год.

— Это еще советская система. Значит, вы писали прямо от руки, письмо по почте...

— Да, но напечатала его на машинке. Я писала и экспликацию... Узнала, что это такое. Но тогда нельзя ведь было загуглить, надо было пойти в библиотеку. Как я это нашла все! Представляете, как быстро время идет, что я не помню как. Через газеты, журналы... Ответ пришел по почте. Они написали: чтобы стать лидером, сначала надо научиться петь в общем хоре. Я это поняла как инструкцию к действию: надо на актерский поступать. Благо занималась художественным чтением, разные конкурсы в Воронеже выигрывала. Вообще вела активную творческую жизнь. У меня не было такого, что вот я случайно шла, зашла в институт...

— Ну да, знаменитая актерская сказка «увидела объявление на улице и случайно зашла»...

— Нет, это вообще не про меня. Изначально я шла по этому пути. А путь был очень сложным и тернистым и продолжает таким оставаться, но мне очень интересно. То есть меня жизнь ведет все время по спирали, и на витке выше происходит нечто другое... У меня даже не было вопроса, кем я хочу быть, как будто было указано: иди вот по этому пути.

— Но вам сказали, что перед тем, как стать режиссером, надо побыть актрисой.

— Да. И я поехала, понятно, в Москву. Я же такая прекрасная, везде первые места занимала. И дальше пошло — МХАТ, «Щука», «Щепка»... Где-то до третьего тура дошла, но везде пролетела. То есть все, не получилось.

— Большие конкурсы были тогда?

— Гигантские, вообще просто нереальные. И когда я это все поняла... А я-то не была готова к этому. Потому что мне уже играли в Воронеже медные трубы. Притом мы выступали вместе с Юлей Началовой, она же тоже воронежская. Юля, маленькая, пела песни, вообще шикарная была, а я стихи читала. Мы с ней пересекались еще на школьных мероприятиях, у нас была художественная самодеятельность школ... И Юля пела песню про жирафов, такая милая, прекрасная...

Сцена из спектакля «Великолепный рогоносец» с Павлом Деревянко в главной роли, Театр имени Моссовета, 2018 год. Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости 

— Что вам говорили в московских училищах? Не годится внешность?

— Они ничего не говорили. Они же особо не распространяются...

— Просто не видишь себя в списках на следующий тур.

— Не видишь себя в списках. Но я знаю почему. У меня был такой столбняк! Скажем так, у меня же еще гиперответственность, это из-за синдрома отличника. То есть я либо должна быть сверхсовершенной, либо вообще никак, у меня нет серединки типа «а вот здесь просто на органике». Либо вообще все выключается, либо включается все сразу. И конечно, когда я приехала в Москву из этого города, где народу мало, а тут такой конкурс, толпы людей... У меня просто кружилась голова и было ощущение, что я на какую-то голгофу иду. Ни грамма органики у меня не наблюдалось... Я читаю, а меня тошнит, плохо, отвратительно все. Как будто даже до конца не могу дочитать, так мне плохо. У нас это называется актерским зажимом. Я же сама теперь принимаю экзамены и очень понимаю состояние этих бедных студентов, которые находятся по ту сторону. Но я умею разжимать.

— А на самооценку не повлияли эти отказы?

— На самооценку это так сильно повлияло, что в последний запланированный институт я даже не пошла. Это был ГИТИС. Помню, плачу, рыдаю, стоя на Красной площади: «Мама, поехали, не хочу больше ничего». И единственный институт, куда я не пошла, это ГИТИС. И потом удивительно, проходит круг, и именно туда через несколько лет я поступаю на режиссуру. А тогда я вернулась в Воронеж... Мама советовала: «У нас еще есть время, иди в медицинский». Но я поступила в Воронежский институт искусств, на актерский факультет. И такая свободная, легкая, на пианино играю, песни пою, стихи рассказываю — все просто офигели. Без конкурса, без всего — сразу на четвертый тур. Да, потому что не было этого зажима. Мы боимся страха, а надо в него входить. Ты же никуда не денешься от этого чувства, но нужно сквозь него проходить, и там дальше — освобождение. Очень часто я потом сталкивалась с такими серьезными ситуациями, где нужно было пройти через неверие в себя, через всякие такие тяжелые штуки. И так я поступила, отучилась с удовольствием, все замечательно.

— То есть вы прошли весь путь обучения актера, все, что положено.

— Да. Но там у меня уже четко сформировалось желание быть театральным режиссером. Именно в театре я увидела эту магию. Мне нравилось, что передача энергии между зрителями и актером происходит здесь и сейчас, что ты можешь управлять залом в моменте. Не в кино, в монтаже, а вот здесь и сейчас, как будто ты творишь историю. Но после института я все равно пошла по пути артистки, была приглашена в Самарский академический театр драмы. Он тогда славился на всю Россию, попасть туда было совершенно невозможно. В Москве тоже много наших воронежских, мы так и назывались — «воронежская грядка». Это Федя Добронравов, Дима Дьяченко, режиссер «Богатырей» и «Чебурашки», мой однокурсник. С этого нашего курса много известных людей в Москве сейчас, и все занимаются искусством. Тогда нас, нескольких человек, взяли в Самару, мы решили там остаться работать артистами. Я играла Нину Заречную, вообще всех героинь.

— Значит, я сейчас не услышу классического рассказа, как в театре гнобили, как ролей сначала не давали?

— Нет! Все шло так прекрасно, что аж тошно. И даже по финансам, что называется, молодая артистка в шоколаде. Здорово, конечно, но я понимала, что это не то, чего мне хочется, это не та история. И все равно, будучи в Самаре, я уже ставлю спектакль по Уильяму Сарояну «Эй, кто-нибудь!», потому что не могу не ставить. И проработав там год или два, все равно решаю ехать... Куда? В ГИТИС, поступать в мастерскую Марка Анатольевича Захарова. Это у нас где-то уже 1993 или 1994 год.

Сцена из спектакля «Ричард III» с Александром Домогаровым в главной роли, 
Театр имени Моссовета, 2022 год. Фото: Сергей Петров/пресс-служба Театра им. Моссовета

Приезжаю в мастерскую... А я же героиня, такая худенькая, тоненькая была, сексуальная, в коротенькой юбочке, вся такая нафуфыренная. Захожу: «Я хочу быть режиссером». Сидят его помощники, говорят: «Слушай, а ты уверена, что хочешь быть режиссером? Может, в артистки?» — «Я уже артистка». Меня даже слушать не стали. То есть типа ты посмотри на себя в зеркало, выйти в коридор, пообщайся с людьми, которые поступают на режиссуру.

— В образ не попали.

— И поэтому на следующий год я уже целенаправленно готовилась: состригла все эти косы, поменяла внешность, окрасила волосы в какой-то невероятный красный цвет, надела брюки. Полностью сменила имидж. В театре все меньше и меньше мне нравилось играть, все больше и больше нравилось ставить спектакли, работать художником, рисовать, что-то придумывать. Я подготовилась так, что у меня и картинки, и экспликации, и разборы пьес, и, наверное, четыре спектакля на выбор, какие я хочу сделать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Катя Кабак. Единственное, чего можно с уверенностью ждать от жизни, — это изменений Катя Кабак. Единственное, чего можно с уверенностью ждать от жизни, — это изменений

Я давно поняла, что нет никакого смысла пытаться что-то объяснить. Зачем?

Караван историй
Как понять, что пора заменить бутылку для воды Как понять, что пора заменить бутылку для воды

О признаках того, что пришло время сменить вашу бутылку для воды

ТехИнсайдер
Зоя Бербер. Я даже не скрываю, что процесс притирки идет полным ходом Зоя Бербер. Я даже не скрываю, что процесс притирки идет полным ходом

Хочется, чтобы инициатива исходила от обоих, а не только от одного

Караван историй
Буллинг от А до Я: причины и виды травли, опасности и как ей противостоять Буллинг от А до Я: причины и виды травли, опасности и как ей противостоять

Травля: что раскручивает маховик агрессии и как его затормозить?

Psychologies
«На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья» «На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья»

Как же снималась картина Владимира Меньшова? Рассказывает Лада Сизоненко

Караван историй
Курсовая Курсовая

История одного выпуска журфака МГУ 1960 года

Afternoon Seasons of life
Виктор Раков: «Захаров мне сказал: «Принимайте волевое решение — или в кино сниматься, или в театре работать» Виктор Раков: «Захаров мне сказал: «Принимайте волевое решение — или в кино сниматься, или в театре работать»

«В нашей профессии в любом возрасте чему-то учишься»

Караван историй
Как снизить тревожность и обрести уверенность: 3 техники от спортивного психолога Как снизить тревожность и обрести уверенность: 3 техники от спортивного психолога

Проверенные техники для борьбы с тревогой и укрепления уверенности в себе

Psychologies
Время собирать камни Время собирать камни

Режиссер Тимур Бекмамбетов и его жена Наталия Фишман построили дом на Волге

Tatler
Новая модель показала, что Арктика освободится от летнего льда к середине века Новая модель показала, что Арктика освободится от летнего льда к середине века

Что повлечет за собой таяние береговых льдов в Арктике?

ТехИнсайдер
Вдова Вадима Спиридонова: «Думаю, он опередил свое время. Сейчас бы нашел применение своим задумкам» Вдова Вадима Спиридонова: «Думаю, он опередил свое время. Сейчас бы нашел применение своим задумкам»

Вдова актера Вадима Спиридонова — о том, каким он был в жизни

Коллекция. Караван историй
Вернись, денежка! Вернись, денежка!

Как жертве мошенников добиться возврата украденного

Лиза
Возвращение Возвращение

Как пятиминутный разговор вырос за год в выставку «Обретенный сад»

Afternoon Seasons of life
Как взаимная поддержка помогает сохранить отношения. Отрывок из книги психотерапевта Как взаимная поддержка помогает сохранить отношения. Отрывок из книги психотерапевта

Как сострадание к партнеру и самому себе помогает качественно улучшить отношения

СНОБ
Что получится, если скрестить автомобиль с коптером: концепт первой отечественной летающей машины Что получится, если скрестить автомобиль с коптером: концепт первой отечественной летающей машины

Футуристические идеи о летающем транспорте могут обрести материальную форму

ТехИнсайдер
Посчитаны риски 175 возможных последствий для здоровья при приеме агонистов ГПП-1 Посчитаны риски 175 возможных последствий для здоровья при приеме агонистов ГПП-1

175 последствий для здоровья при терапии агонистами ГПП-1

N+1
Нейронаука в фотографии! Как психология внимания формирует ваше мнение о снимках: факты и лайфхаки Нейронаука в фотографии! Как психология внимания формирует ваше мнение о снимках: факты и лайфхаки

Почему одни фотографии мгновенно привлекают внимание, а другие не замечаются?

ТехИнсайдер
«Родился без кожи на ножках»: мотивирующая история о том, как мать особенного ребенка научилась жить полной жизнью «Родился без кожи на ножках»: мотивирующая история о том, как мать особенного ребенка научилась жить полной жизнью

Последние 10 лет жизнь Виктории Ключниковой была наполнена тяжелыми вызовами

Psychologies
25 дней под землей 25 дней под землей

«Ведомости. Спорт» вспоминает подробности похищения звезды «Барселоны» — Кини

Ведомости
«История России языком дворянских гербов» «История России языком дворянских гербов»

Какое изображение можно считать гербом?

N+1
Скажите «сыр»: почему люди практически всегда улыбаются на фотографиях Скажите «сыр»: почему люди практически всегда улыбаются на фотографиях

Почему мы автоматически улыбаемся перед камерой, как зародился этот феномен?

ТехИнсайдер
Психологический портрет: что такое панические атаки Психологический портрет: что такое панические атаки

Что испытывает человек при приступах паники?

Forbes
Гений места Гений места

Кто придумал создать музей-квартиру барабанщика группы «Кино» Георгия Гурьянова

Собака.ru
Вопрос длины: как правильно подшить брюки Вопрос длины: как правильно подшить брюки

Рассказываем, как самостоятельно подшить вещь в домашних условиях

VOICE
Мама-вертолет и папа-тигр: как стиль воспитания влияет на развитие ребенка Мама-вертолет и папа-тигр: как стиль воспитания влияет на развитие ребенка

Что лучше: ставить ребенку высокие планки или пустить все на самотек?

ТехИнсайдер
«Не романтик никогда не захочет в плавание» «Не романтик никогда не захочет в плавание»

Михаил Кожухов полюбил море и не представляет теперь без него своей жизни

Y Magazine
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос

Илон Маск против Джеффа Безоса: кто успешнее осваивает космос?

Forbes
Как в соборе Святого Маврикия впервые сфотографировали скрытые фрески Средневековья Как в соборе Святого Маврикия впервые сфотографировали скрытые фрески Средневековья

Скрытые от глаз на протяжении столетий средневековые фрески собора в городе Анже

ТехИнсайдер
Слишком причудливая внешность: 6 животных, при виде которых, бегут мурашки Слишком причудливая внешность: 6 животных, при виде которых, бегут мурашки

Виды животных, которые природа точно не наградила красотой

ТехИнсайдер
«Секс за еду»: биолог объяснила, почему женщинам важно, чтобы на первом свидании платил мужчина «Секс за еду»: биолог объяснила, почему женщинам важно, чтобы на первом свидании платил мужчина

Почему людям так важно, кто платит за еду на свидание? Отвечает биолог

Psychologies
Открыть в приложении