Микровселенные богатых династий: как возник итальянский Ренессанс
В издательстве «Слово» вышла книга Антонио Паолуччи «Итальянское искусство. 1000 лет истории». Автор — историк искусства, бывший директор Музеев Ватикана и министр культурного наследия Италии, специалист по искусству Ренессанса. С разрешения издательства Forbes Life публикует фрагмент книги, посвященный придворному искусству
Если в начале XV века центром итальянской культуры и искусства, безусловно, была Тоскана, в частности Флоренция, то чем ближе к середине столетия, тем шире становилась эта география, вбирая в себя и другие города. На то было множество причин, но все они, как мы увидим, могут быть сведены к установлению культурного, помимо политического и экономического, авторитета просвещенных и богатых династий, которые делали из своих больших и не очень больших городов самые настоящие отдельные микровселенные.
Деятели культуры, гуманисты, музыканты, философы, писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы, работавшие в самых разных традициях, стали с впечатляющей частотой переезжать из одного города в другой, от одного двора к другому. Это неизбежно привело к плодотворному обмену, переплетению стилей и художественных языков, которые сделали таким разнообразным и многоликим итальянский Ренессанс, а затем и маньеризм.
Прекрасным воплощением этого явления в середине XV века стал Пьеро делла Франческа, работавший в разных городах и регионах. Уроки этого великого художника дали свои плоды в Урбино, где уроженец Далмации Лучано Лаурана воздвиг для Федерико да Монтефельтро самый красивый дворец эпохи Возрождения. Урбино, столица маленького горного государства на границе с Марке и Романьей, стал экспериментальной лабораторией, где создавалось самое высокое искусство Италии и Европы. При дворе герцога работали не только Пьеро делла Франческа, но и испанец Педро Берругете, фламандец Юстус ван Гент, флорентиец Паоло Уччелло, а с ними такие архитекторы, как уже упоминавшийся Лаурана, сиенец Франческо ди Джорджо и флорентиец Мазо ди Бартоломео, который также был ювелиром, скульптором и бронзолитейщиком. Деятельность флорентийских мастерских становилась все более разносторонней, и художники все чаще могли проявлять свои таланты при помощи самых разных техник. Наконец, при урбинском дворце гостили гуманисты, например тосканцы Марсилио Фичино и Веспазиано да Бистиччи, математики, например Лука Пачоли, ученые, музыканты, поэты и эрудиты. То был кружок «превосходнейших людей»: такой кружок изобразил уроженец Мантуи Бальдассаре Кастильоне в своем знаменитом трактате «Придворный» (1513), своеобразном учебнике придворных обычаев для тех, кто входил в подобное изысканное общество.
Еще одной великолепной столицей Ренессанса был Римини, где также побывал Пьеро делла Франческа. Темпио Малатестиано (церковь Сан Франческо), спроектированный Леоном Баттистой Альберти и украшенный изящными многоцветными рельефами скульптора Агостино ди Дуччо, — самое необычное здание итальянского Кватроченто: эта католическая церковь очень напоминает языческое святилище, античный миф в белоснежных мраморных одеждах. Храм был воздвигнут, чтобы прославить Сиджизмондо Малатесту, не слишком крупного исторического деятеля, «маркировавшего» своим именем это смелое воплощение гуманистической мечты.
Примерно то же сделал папа Пий II Пикколомини, когда решил преобразить свой родной город, названный в его честь Пиенца. По поручению папы Бернардо Росселлино, ученик Альберти, осуществил одну из самых совершенных планировок городской застройки того столетия.
В тот же период в Перудже Пьетро Ваннуччи по прозвищу Перуджино на основе творчества Пьеро делла Франческа выработал собственные «возможности ритма» (Федерико Дзери) и, работая между Флоренцией и Римом, отточил свой неповторимый стиль, которому было суждено распространиться по многим городам Италии со множеством вариаций. Он являет собой первый пример удачной интерпретации ренессансной живописи, впоследствии приведшей к Рафаэлю.