No Buy 2025: что это за тренд и почему блогеры призывают отказаться от покупок на год
С января принято начинать новую жизнь и обзаводиться здоровыми привычками, а это порождает челленджи в соцсетях, которые распространяются со скоростью лесного пожара. На очереди — «2025-й без покупок». Разбираемся, кто и почему хочет ничего не покупать в течение всего года, действительно ли это возможно и к чему может привести.
Помните, что прошлый январь мы начинали с loud budgeting? «Громкое бюджетирование» сменило «тихую роскошь», маятник потребления качнулся в другую сторону. Год спустя маятник продолжает траекторию в сторону еще большей, радикальной экономии. Пользователи соцсетей массово объявляют 2025-й «годом без покупок» и публикуют в соцсетях призывы присоединяться.
У нового (а на самом деле — просто набравшего значительные обороты) тренда все те же старые причины: экономическая рецессия, инфляция, подорожание жизни во всех ее сферах. Несмотря на то что эксперты обещают замедление мировой инфляции до 3,5% с пиковых 9,4% к концу 2025 года, люди отмечают снижение уровня жизни при неизменном или даже увеличившемся доходе, и речь идет о глобальном «кризисе стоимости жизни». В эпоху соцсетей с кризисами принято справляться коллективно, в том числе при помощи челленджей: вовлекаясь в такой, пользователи ощущают индивидуальное дело как общее, получают поддержку «сокомандников».
Впрочем, называемые причины участников челленджа разнятся, хотя в основном сводятся к финансовому здоровью и усталости от переизбытка вещей. Например, 35-летняя Элисия Берман из Нью-Йорка уже второй год планирует отказываться от покупок — в 2024-м она стремилась расплатиться с долгами по кредитке, теперь втянулась: «Я думаю, разница в том, что в этом году я не отучаюсь от плохих финансовых привычек, как в прошлом, а закрепляю хорошие. Это определенно тяжело, но новые привычки действительно меняют жизнь, и через некоторое время приятно выйти из замкнутого круга постоянного приобретения новых вещей и их продажи».