Царство янтаря: Самые удивительные находки из бирмита
Бирманский янтарь – это настоящий клад для палеонтологов. Окаменелая смола сохранила в себе массу удивительных созданий – от микроскопических бактерий до молодых динозавров и птиц. В этой публикации мы поговорим о нескольких удивительных находках, обнаруженных в бирмитах.
Как появился бирманский янтарь?
Давным-давно, когда Юго-Восточная Азия еще была отдельным островом, на его побережье росли массивные леса древних хвойных растений – араукарий (Araucaria Juss.). Эти реликтовые растения – дальние родственники наших елок и сосен – живы до сих пор. Они отличаются строением побегов и мощнейшими шишками. Когда-то араукарии и их родственники составляли основу для лесов мезозойской эры, а сейчас они встречаются в Южном полушарии да ботанических садах и парках.
Около 110–98 млн лет назад смола араукарий падала в песок, реки или просто стекала по стволу, заключая в себя самых разных животных и другие растения. Через миллионы лет она окаменела и стала идеальным хранилищем для самых разных организмов. Сейчас, благодаря развитию сканирующей микроскопии, мы можем рассмотреть их в подробностях и изучить самые мелкие детали строения.
Насекомые: необычные и загадочные
Казалось бы, насекомые – это самые типичные находки в янтаре. Мушка, жучок, комарик – таких фото в Интернете сотни. Однако и среди всей этой орды членистоногих есть несколько необычных представителей. Например, стрекоза с длинным именем ижэньплатикнемис (Yijenplatycnemis huangi Zhen et al., 2017). Это – единственный вымерший представитель семейства плосконожек (Platycnemididae Tillyard, 1917). Собственно, в названии семейства и указана главная особенность этого насекомого: стрекоза обладала расширенными плоскими голенями, покрытыми необычным полосчатым или каплевидным узором. Причем у ижэньплатикнемиса расширения были на всех трех парах ножек, в то время как у современных – только на второй и третьей.
Другим примером необычных насекомых из бирманского янтаря могут быть каллиграмматиды (Kalligrammatidae Handlirsch, 1906). Представители этого семейства входят в отряд сетчатокрылых (как и муравьиные львы или златоглазки), хотя по ним этого и не скажешь: внешне они практически неотличимы от среднестатистических бабочек. Те же четыре крыла, иногда даже с необычным узором, хоботок сосущего типа, в общем, типичная бабочка. Только мезозойская и питающаяся не нектаром, а другими сладкими жидкостями, да опыляющая не цветочки, а голосеменные растения.
Из бирманского янтаря известно 12 видов каллиграмматид, представляющих несколько семейств. Они являются одними из последних представителей своей группы: исчезновение данного семейства отмечено в середине мелового периода, примерно в то же время, когда появляются предки современных групп опылителей.
Однако кроме сосущих соки растений в бирманских янтарях находили и кровососов. Так, из бирманского янтаря известно три рода москитов, в том числе и палеомия (Paleomyia Poinar, 2004). Один из образцов этого надоедливого, но, хвала небесам, вымершего миллионы лет назад насекомого привлек внимание ученых благодаря удивительной находке. Нет, использовать его как «капсулу времени», в которой сохранилась ДНК динозавров, как в «Парке Юрского периода», не получится. Но куда любопытнее выглядит находка паразитического одноклеточного организма – палеолейшмании (Paleoleishmania proterus Poinar & Poinar, 2004). Палеолейшмания входит в состав трипаносоматид – группы паразитических одноклеточных, вызывающих ряд заболеваний, в том числе у человека (сонная болезнь, болезнь Шагаса). При этом у них нет твердых частей тела, которые могли бы сохраниться в породе, из-за чего летопись этих эукариот может опираться только на данные молекулярных часов и такие уникальные находки, как палеолейшмания. Обнаружили ее, к слову, в кишечнике палеомии, что говорит о зоонозном распространении трипаносомовых болезней еще 100 млн лет назад.
Не только болезни сохраняются в янтаре, но и орудия преступлений. Причем преступлений полового характера среди насекомых. Знакомые всем с детства водомерки – те еще развратники. Самцы этих насекомых знамениты среди энтомологов тем, что являются серийными насильниками: одна самка может стать объектом спаривания нескольких десятков самцов по очереди. Чтобы избежать достаточно энергозатратного спаривания, самки пытаются сбросить с себя самцов, а те в свою очередь развили различные зажимы и другие способы удержания на ее спинке. В 2024 году ученые обнаружили сразу три пары меловых водомерок, застигнутых в самый ответственный момент. Новый род, названный бурмогеррис (Burmogerris rarus Yanzhe et al., 2024), характеризовался видоизмененными голенями с щеточками у самцов, которые, вероятнее всего, помогали им захватывать самок для спаривания. В то же время у самок не было найдено никаких средств защиты от сексуального насилия, что говорит о достаточно позднем появлении полноценной борьбы полов.