«Манеж»
Участники команды ЦВЗ «Манеж» спродюсировали самую важную выставку 2024 года — тотальную инсталляцию о блокаде «Город-герой Ленинград» — к 80-летию освобождения от осады. Собрали 600 артефактов на 4 000 квадратных метрах, записали аудиоспектакль (его озвучили Нина Усатова и Тихон Жизневский!), привлекли более 50 музеев, частных коллекционеров, библиотек и архивов, приняли 150 000 посетителей — и, главное, не только почтили подвиг блокадников, но и рассказали настоящие истории осажденных ленинградцев, которые смогли сохранить наш город.
Команда Центрального выставочного зала «Манеж» сфотографирована в пространстве тотальной инсталляции «Город-герой Ленинград» о блокаде: в зале «Улица» с Медным всадником в защитном укрытии, в зале «Рынок» с грудой мебели.
Как появилась концепция выставки? Почему ее важно было сделать сейчас?
Анна Ялова, директор ЦВЗ «Манеж»
В 2023 году приняла руководство «Манежем», и дебютная на этом посту выставка «Первая позиция. Русский балет» сразу стала одной из самых посещаемых в истории площадки. Блокада Ленинграда была чудовищной трагедией, настоящей гуманитарной катастрофой, которая унесла больше миллиона жизней. Но город выстоял, победив голод, холод и даже смерть.
Помимо очевидных просветительских и образовательных целей нам важно было дать людям возможность почувствовать историю, пропустить ее через себя. Наша выставка рассказывала о том, что происходило в Ленинграде в это страшное время. Как жили обычные люди, во что они верили и на что надеялись. Что помогло не пасть духом, ходить на работу, ухаживать за близкими.
Один из моих самых любимых экспонатов — свадебное платье, в котором в 1943 году венчалась Варвара Мясоедова, жительница Ленинграда. Платье для невесты было перешито из ночной сорочки Марии Бенуа, бабушки жениха. И это свадебное платье олицетворяет жизнь и любовь — все то, что сохраняло силу духа ленинградцев.
Нашей главной задачей было дать возможность зрителю прочувствовать эти события — и страшные, и такие трогательные, как эта история двух влюбленных. Это совершенно новый тип музейной коммуникации со зрителем. Поэтому выставка решена театрально. Здесь много декораций, драматических приемов, света, цвета. Проект получился очень сложным, эмоционально тяжелым, но наш зритель выходил с осознанием того, в каком великом городе мы живем.
Выставка собрана из тематических залов: про маскировку Ленинграда, эвакуацию, работу заводов. Зритель проходит по ним, слушая аудиоспектакль: голоса пяти ленинградцев как срез жителей осажденного города. Почему выбрали такой метод «полифонии»?
Антон Оконешников, режиссер выставки
Режиссер Александрийского театра, ученик Валерия Фокина и Марата Гацалова, на большой сцене ставит киберпанк-сказки и смело экспериментирует с саунд-дизайном.
Я изучил, как работают аудиогиды в других музеях, и мне не понравилось. Решил сделать полностью свою систему. Осталось огромное количество дневников ленинградцев, на их основе был написан аудиоспектакль, сопровождающей зрителей по выставке. В нем пятеро героев: молодого ученого Григория озвучил Тихон Жизневский, скрипача Бориса — Сергей Мардарь, воспитательницу детского сада Анну Александровну — Нина Усатова, мальчика Никиту — Ярослав Грабельский, Лену, студентку Академии художеств и члена отряда противовоздушной обороны, — Евгения Фадеева. Выставка создавалась как тотальная инсталляция, мы сделали разные пространства — некомфортные и уютные, темные и светлые, контрастные и нейтральные. Поработали со звуковой средой: где-то она статична, где-то перемещается. Каждый участник команды придумывал систему взаимодействия зрителя с предметами, чтобы человек физически ощутил себя в том историческом пространстве, о котором рассказывают экспонаты.
Мы выстроили выставку как лабиринт, потому что я задумывал все повествование как путешествие не только по блокадному городу, но и как путь во времени и пространстве. Систему узких коридоров, кстати, предложил архитектор Петр Толпин, потому что, изучая блокаду, мы поняли, что жители города в дневниках всегда описывали конкретные места — вот они на работе, на улице. Из этих фрагментов и сложилась полифония.
Экспонаты для зала о промышленности предоставили 15 заводов, что работали во время блокады и действуют сейчас. Как выстроили этот раздел?
Александра Флоренская, куратор
Центральный (и самый крупный) экспонат зала «Завод» — станок-линотип завода «Ленполиграфмаш» 1967 года выпуска. Аналогичные использовались в блокадном городе и на фронте для печати листовок и документов. Привыкнув к шуму машин — звукам завода, стоит рассмотреть плакаты из фондов Российской национальной библиотеки — агитационные и сатирические. Например, про тетю Дашу, что бесстрашно тушит зажигательные бомбы и сдает украшения в оборонный фонд.
В витринах собрали документы, фотографии, письма, заводские газеты и личные вещи рабочих предприятий. Получился некий слепок времени через призму историй конкретных людей, что трудились на заводах в блокадном Ленинграде.