Это был абсолютно мужской, очень недетский, пацанский вызов

Караван историйРепортаж

Алексей Чадов: «Балабанов держал меня в ежовых рукавицах, это его метод, чтобы актер нервничал»

«Это был абсолютно мужской, очень недетский, пацанский вызов, который я сам себе организовал. Почему так поступил? Да потому что мне этого не хватало. Когда был артистом, мне все время казалось, что я задействую себя процентов на тридцать, не до конца себя раскрываю, во мне больше потенциала, а жизнь проходит».

Беседовала Марина Порк

Фото: Владимир Максимов/Кинокомпания СТВ

Алексей, в кинокомедии «Водитель-олигарх» вы играете бизнесмена, который решил проучить сына-шалопая своего партнера. Партнер неожиданно умирает и оставляет бизнес наследнику, прожигающему жизнь. Чем понравилась роль, как проходили съемки?

— Мне нравятся герои неоднозначные, на которых завязан сюжетный твист, и именно таким мой герой предстанет в фильме.

Еще мне понравилась команда, работавшая над картиной. Там собралась хорошая компания, главную роль сыграл Паша Прилучный, мой товарищ и прекрасный актер, к которому я отношусь с уважением. Режиссеру Алексею Пиманову удалось меня заинтересовать, даже несмотря на то что роль небольшая. Он подробно разбирает все роли, и для него нет проходных персонажей, в этом я убедился на площадке. Получил удовольствие от работы. Съемки проходили весело, мирно, дружно, что в последнее время редкость. Как раз в мае прошлого года мы запустились, и июнь был прекрасен.

— Давно знакома с Ольгой Погодиной, которая сыграла в картине главную женскую роль. Рассказывая о съемках, она очень выделяла вас и Прилучного как талантливых артистов, говорила, что после некоторых дублей все вы начинали обниматься, настолько теплой была атмосфера, так легко и приятно вам работалось.

— Актриса Ольга Погодина и режиссер Алексей Пиманов были еще и соавторами сценария и сопродюсерами, они вообще ярчайший пример дружной творческой семьи. Не раз становился свидетелем, как даже творческие разногласия они разрешали с любовью. Ко всему подходили с этим чувством, и это передавалось группе, артистам. Мы работали весело, с душой, по-доброму. Никто ни с кем не конфликтовал, не раздражался: в конце-то концов, мы же кино снимали, а не корову в карты проигрывали.

Алексей Чадов и Павел Прилучный на съемках фильма «Водитель-олигарх», 2023 год. Фото предоставлено кинокомпанией «Пиманов и партнеры»

— Вы упомянули, что такая атмосфера на съемочных площадках царит далеко не всегда. Что для вас неприемлемо во время работы?

— Знаете, я, наверное, могу себе позволить об этом говорить, поскольку чего-то достиг в профессии. Я начинал, когда сложилось правильное понятие под названием «производственный этикет», когда со старшими разговаривали на «вы», матом при них уж точно никто не ругался, люди относились к работе с уважением, умели друг друга слушать. Сегодня многое изменилось не в лучшую сторону, это, увы, касается молодого поколения кинематографистов. Если тебя сняли в паре фильмов, если начали узнавать на улице, то этим «детям-артистам» кажется, что они взяли бога за бороду. Испытание медными трубами — самое серьезное, сам его проходил, поэтому называю своих молодых коллег по-доброму детьми и никого не осуждаю. Верю, что эту «детскую болезнь» они в конце концов перерастут.

На самом деле мне хотелось донести, что сейчас съемки все больше становятся ремеслом, кинопроизводством и все меньше остается времени на творчество. Когда раньше мы снимали кино, ездили в экспедиции, во всем этом ощущалось много романтики, не было такой конвейерно-производственной суеты. Я помню еще, как группа отмечала сотый, двухсотый, четырехсотый снятый кадр, как артисты проставлялись. И в этом заключалась важная сторона жизни. Сейчас, в производственной суете, в каком-то конвейерном ритме, как в хайтеке, все лишнее отваливается. Мы стали все реже общаться вне площадки, все меньше дружить. А мне казалось, что это необходимо, в этом было много романтики, какой-то внутренней жизни, которая отражалась на экране, обогащая фильм. Сейчас даже «шапки» (вечеринки по случаю окончания съемок. — Прим. ред.) перестали иметь какое-то значение для съемочной группы.

Но возвращаюсь к нашим пирогам. Атмосфера на съемочной площадке «Водителя-олигарха» вернула меня в прежние времена. Все уделяли друг другу внимание, все относились друг к другу с уважением. Если что-то неожиданно менялось, Алексей приходил к нам сам и все согласовывал. Современная кинопроизводственная машина работает по-другому, никто не выстраивает личные взаимоотношения, все это становится неважным. А в группе Пиманова процесс строился иначе.

— Не так давно состоялась премьера вашей дебютной режиссерской работы «Своя война. Шторм в пустыне». Как правило, актер идет в режиссуру, когда не видит для себя возможности развиваться в профессии. А как у вас возникла идея этого проекта, в котором вы к тому же сыграли главную роль?

— История длинная, растянувшаяся на два с половиной года интереснейшей жизни. Я благодарен судьбе, благодарен себе за то, что я к этому пришел. Это мой путь. Очень редко себя хвалю, но в этом случае рад, что проложил дорожку к себе, обратил на себя внимание, открыл для себя новые, интереснейшие творческие пути для дальнейшего роста и развития, без чего мне последнее время становилось как-то скучно, несмотря на то что не был обделен ролями. Я осознал, что не весь свой ресурс задействую, хотелось роста. В какой-то момент заскучал. Подумал: как жалко, что Леша Балабанов ушел так рано, какой же классный был режиссер, какие смелые решения принимал! Я же снимался у него два раза, в том числе в так и не оконченном фильме «Американец». Он придумал эту историю, вывозил всю группу в Норильск, снимал при температуре на улице минус 45 градусов, тащил нас в горы. Такие путешествия запоминаются на всю жизнь. А жизнь самого Леши, его кинематограф остаются для меня глубоким, драматическим, философским приключением. В последнее время мне так этого не хватало, так захотелось забраться куда-то на Тибет и там начать сниматься...

Это касалось не только Леши Балабанова — прорвалась ностальгия и по «Играм мотыльков». Вспоминал, как мы два месяца сидели с режиссером Андреем Прошкиным на Урале, потом два месяца жили на Байкале с французами на фильме «Серко». Крутейшие были экспедиции!

В то время я стал сочинять короткие сценарии для клипов, рекламных роликов, делал какие-то мини-зарисовки из своей жизни. В свое время меня хвалили за сочинения, когда учился в театральных классах, они занимали первые места на конкурсах. Стал задумываться: а не сочинить ли историю для себя, опираясь на свои эмоции?

В тот момент меня пригласили в Екатеринбург на Дни кино, посвященные творчеству Алексея Балабанова, моего учителя. Я представлял фильм «Война», два часа провел на сцене, отвечал на вопросы зала, где собрались разные люди — и 18-летние, и старшее поколение. Я вспоминал Лешу, рассказывал о съемках, параллельно что-то для себя анализировал. Получился такой триггерный разговор, он меня, что называется, «вставил», очень сильно взбодрил. Никогда не забуду, как сел в самолет, взлетел и подумал: удивительно, фильму почти 20 лет, а его знают, цитируют, помнят, что героя зовут Иван Ермаков. Порадовался: мне повезло сняться в нескольких картинах, которые живут до сих пор. Один вопрос задал молодой парень. Я поинтересовался:

— Сколько тебе лет?

— Восемнадцать.

— Ты осознаешь, что этот фильм старше тебя?

— Да, но я его уже три раза смотрел.

Я был впечатлен и еще в самолете задался вопросом: интересно, что с моим Иваном Ермаковым стало спустя 20 лет, как он живет? Мой герой вымышленный, но он получился народным. Добрался до дома и стал писать. История повзрослевшего Ивана и легла в основу моего дебютного фильма, точнее, ее продолжение.

Снимать картину я не собирался и вообще писал сценарий, не умея писать. У меня в компьютере не было программы, в которой работают сценаристы. Это сейчас я уже пятый свой сценарий заканчиваю в этой программе, а тогда не знал даже, что она существует. Просто открыл вордовский лист и вот так, по ролям, пробелом на середину, нестройным рядом выбивал курсор и так написал свой первый сценарный опус. Отослал его главе кинокомпании СТВ Сергею Сельянову, который в свое время был продюсером Балабанова. Когда рукопись увидел главный редактор и креативный продюсер СТВ Александр Архипов (а я периодически продолжал присылать доработки в таком же формате), попросил: «Леш, давай, ты все-таки в программе будешь писать, у нашей редактуры уходит очень много времени на то, чтобы это все переформатировать и привести в порядок».

Я был максимально увлечен писательством. Помню, снимался в горах в Абхазии, где использовал каждый перерыв, чтобы сесть к компьютеру и писать, делал это везде, даже в дороге. Писательское дело оказалось настолько захватывающим, что я был все время занят, постоянно что-то сочинял, придумывал. Но не ставил на этот сценарий все. Рассматривал его скорее как душевный, эмоциональный порыв, эксперимент. На эмоциях отправил первый драфт Сельянову. Через неделю он прислал отзыв: «Неплохой у тебя получился сценарий. Ты сам его написал?»

Алексей Чадов, Алексей Балабанов и Сергей Бодров-младший на пресс-конференции фильма «Война», 2002 год. Фото: Photoxpress.ru

— Сережа — дипломированный сценарист, хорошо помню его по ВГИКу, где оба учились.

— Да, Сергей Михайлович много понимает про сценарии, любит над ними работать. Ему понравилась моя история, и для меня это стало большой победой. Мне удалось завоевать внимание такого мощного продюсера. Вспоминаю об этом, и мурашки бегут по телу. Приехал к Сельянову в офис, думал: ну, сейчас начнется производство фильма. Но прошло, наверное, больше полугода, а мы все продолжали дорабатывать сценарий, прописывать разные уровни истории. Я получил мощнейшую школу, ни в одном вузе меня бы так не прокачали, как в кабинете у Сельянова, уверен в этом. Я проходил практику в условиях жестких реалий кинобизнеса.

Помимо того, что я написал историю, требовалось убедить кучу людей в Фонде кино, Министерстве культуры, что она имеет право на то, чтобы на нее выделили государственные деньги. Я благодарен Сергею Михайловичу. Его компания дает шанс дебютантам — режиссерам, продюсерам, — которые потом успешно работают в кино.

— Сельянов сразу доверил вам режиссуру?

— Нет, конечно. Мы долго работали над сценарием. В общей сложности, боюсь соврать, провели планерок тридцать с генеральным продюсером в его кабинете. Это помимо переписок, телефонных разговоров, отдельного общения с редактурой. И когда сценарий обрел окончательные очертания, я начал думать про режиссера, перебирал кандидатуры. Мне стало так жалко кому-то его отдавать, как будто расставался со своим ребенком! Не сомневался: вот сейчас отдам, и кто-то начнет все менять, несмотря на то что я прочувствовал там каждую букву, прошел большой путь, встречался с теми, кто знал Сирию, кто был вовлечен в военный конфликт. То есть я находился внутри истории.

И пребывая в этом эмоциональном состоянии, сказал однажды Александру Архипову: «Как же мне жалко отдавать кому-то свою историю». Саша, видимо, передал мои слова Сельянову, и во время очередной планерки тот неожиданно спросил:

— Ты что, хочешь стать режиссером?

— Да не то чтобы хочу... Я не писал историю специально для того, чтобы стать режиссером, но теперь точно хотел бы ее снять, это мой ребенок.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама» Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама»

Римас Владимирович, посмотрите меня! Наташа Ростова — это я!

Караван историй
Стоит ли придерживаться правила «пяти секунд»? У ученых есть ответ Стоит ли придерживаться правила «пяти секунд»? У ученых есть ответ

Неужели бактерии придерживаются правила «пяти секунд»?

ТехИнсайдер
Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!» Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!»

Если хоккей перестанет существовать, мир никогда не забудет Суперсерию 1972 года

Коллекция. Караван историй
«Не каждый может придумывать что-то новое» «Не каждый может придумывать что-то новое»

Испанец Дабиз Муньос – гастрономическая сенсация

Правила жизни
33 совета, которые спасут ваш отпуск 33 совета, которые спасут ваш отпуск

Потратьте немного времени и продумайте аптечку в путешествие

Новый очаг
Худеем без ошибок Худеем без ошибок

5 неожиданных мифов о диетах, из-за которых ты не можешь сбросить вес

Лиза
Дмитрий Харатьян: «Я такой, какой есть, просто живу и радуюсь» Дмитрий Харатьян: «Я такой, какой есть, просто живу и радуюсь»

«Как актер в кино и театре я всегда создаю образ другого человека, персонажа»

Караван историй
6 убеждений, которые лишь усугубят вашу травму 6 убеждений, которые лишь усугубят вашу травму

Шесть распространенных неверных убеждений о психологической травме

Psychologies
Одиночный пикет Одиночный пикет

Именно тогда, в критические дни октября 1962 года, проявилась воля людей к миру

Дилетант
«Каждый прием пищи мог стать последним»: история женщины, которая дегустировала еду для Гитлера «Каждый прием пищи мог стать последним»: история женщины, которая дегустировала еду для Гитлера

Действительно ли существовал отряд из женщин, дегустировавших еду Гитлера?

ТехИнсайдер
Голь на выдумки хитра Голь на выдумки хитра

На что шли советские женщины ради красоты

Лиза
«Повседневность дагестанской женщины: Кавказская война и социокультурные перемены XIX века» «Повседневность дагестанской женщины: Кавказская война и социокультурные перемены XIX века»

Какую помощь имамат оказывал вдовам

N+1
7 ошибок, которые совершает каждый из нас при покупке и хранении куриных яиц 7 ошибок, которые совершает каждый из нас при покупке и хранении куриных яиц

Многие не знают, как правильно выбирать яйца и в каких условиях хранить

ТехИнсайдер
Природная красота Природная красота

Советы по созданию современного ландшафтного дизайна с цветниками

Лиза
Эксперты назвали главные риски, связанные с развитием генеративного ИИ Эксперты назвали главные риски, связанные с развитием генеративного ИИ

Чем нам угрожает развитие генеративного искусственного интеллекта?

Forbes
Если у вас СДВГ: 10 способов повысить работоспособность Если у вас СДВГ: 10 способов повысить работоспособность

Как научиться работать лучше и эффективнее при СДВГ, рассказывает психолог

Psychologies
Дмитрий Леонтьев: CHANGAN UNI-Т — жертва стиля Дмитрий Леонтьев: CHANGAN UNI-Т — жертва стиля

Такие автомобили обычно называют «дамскими сумочками»

4x4 Club
Бахтиёр Эргашев: «Ташкент не прогнулся под Запад» Бахтиёр Эргашев: «Ташкент не прогнулся под Запад»

Атомная станция по российскому проекту в Узбекистане будет построена

Монокль
Усыновление взрослых мужчин, пожизненная работа и тетрафобия: 10 особенностей японской культуры, которые вас удивят Усыновление взрослых мужчин, пожизненная работа и тетрафобия: 10 особенностей японской культуры, которые вас удивят

Особенности жизни в Японии, которые могут показаться очень странными

ТехИнсайдер
Не ходите, дети, в теннис: как Андре Агасси и Штеффи Граф подарили детям право выбора Не ходите, дети, в теннис: как Андре Агасси и Штеффи Граф подарили детям право выбора

Как два легендарных теннисиста позволили детям выбрать свой путь?

Forbes
Воспоминания из детства, которые доводят до слез: почему мы ностальгируем Воспоминания из детства, которые доводят до слез: почему мы ностальгируем

Что такое ностальгия? Почему события из прошлого кажутся нам такими счастливыми?

Psychologies
Просчитано до миллиметра Просчитано до миллиметра

Элегантная, уютная и суперкомфортная квартира для одного-двух человек

Идеи Вашего Дома
«На улице Дыбенко»: дебютный роман драматурга Кристины Маиловской «На улице Дыбенко»: дебютный роман драматурга Кристины Маиловской

Глава из романа о поколении девяностых, детских травмах и зависимости

СНОБ
Липовые губернаторы и шантаж в сети: какие угрозы таит искусственный интеллект Липовые губернаторы и шантаж в сети: какие угрозы таит искусственный интеллект

Какие схемы популярны у мошенников и как не стать их жертвой

ФедералПресс
ВОЗ назвала алкоголь и психоактивные вещества причиной 3,2 миллиона смертей в год ВОЗ назвала алкоголь и психоактивные вещества причиной 3,2 миллиона смертей в год

Алкоголь и психоактивные вещества приводят к смерти 3,2 миллиона человек в год

N+1
Экономике Дальнего Востока нужны роботы Экономике Дальнего Востока нужны роботы

Новая роль Дальнего Востока в преобразовании цепей поставок

ФедералПресс
Российский гоночный болид BR03: как он устроен Российский гоночный болид BR03: как он устроен

Борис Ротенберг рассказал о преимуществах российского гоночного болида

РБК
6 интересных и милых фактов о кошках, которые вы не знали 6 интересных и милых фактов о кошках, которые вы не знали

Коты — невероятно милые существа, о которых ученые кое-что тоже знают!

ТехИнсайдер
Небоскреб в форме паруса. Отелю-символу Дубая 25 лет Небоскреб в форме паруса. Отелю-символу Дубая 25 лет

Этот отель стоит на рукотворном острове и каждый день спасает редких черепах

СНОБ
5 фраз, которых должен избегать успешный человек 5 фраз, которых должен избегать успешный человек

Какие фразы программируют нас на неудачи?

Maxim
Открыть в приложении