Елена Грачева
Член правления фонда AdVita Елена Грачева и команда 20 лет помогают детям и взрослым с онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями. И вы тоже можете — волонтерство и фандрайзинг спасают жизни: например, в сентябре 2021 года литературный юбилейный онлайн-забег «Айда, Пушкин» с участниками из 9 стран собрал 815 625 рублей на развитие российского регистра потенциальных доноров костного мозга.
20 лет AdVita — это время появления целого поколения. Как растить детей, чтобы для них процесс помощи был естественным?
Ребенок будет помогать незнакомым людям, если привык помогать знакомым. Именно с близкими ребенок учится и помогать, и просить о помощи, и понимать, что любой человек может оказаться и в той, и в другой ситуации. То есть учится понимать, что чувствует он сам, что чувствует другой человек и почему из этого следует, что мы можем помочь друг другу. Так что словами эмпатию не воспитаешь, только действиями. Сейчас родители больше стараются вложиться в интеллектуальное развитие детей, а эмоциональный интеллект кажется неважным. Но без него вся полученная информация будет лежать мертвым грузом. Почему важно читать ребенку книжку, а не включать ему запись и уходить? Потому что ребенок всегда может вас остановить, чтобы спросить о чем-то непонятном, или прижаться сильнее, чтобы вместе пережить страшное, или вместе с вами засмеяться и понять: «Да, вот это вот смешно, я не ошибся, маме тоже смешно». С пластинкой так не пообщаешься.
Осознание, что люди, которым нужна помощь и которым ты можешь помочь, есть за пределами семьи, — это следующий этап, и ребенок должен этот путь пройти сам. С вашей помощью, но сам. Не подгоняйте его. Не отнимайте любимую машинку, чтобы отдать бедному ребеночку в детдом. Не стыдите, если он отказался поделиться формочками в песочнице. Разговаривайте с ним о его чувствах и решениях, но не осуждайте. Кстати, и со взрослыми так же: бессмысленно принуждать к благотворительности. Это путь, который каждый человек проходит сам. Но мы можем рассказывать о том, что делаем, и кому-то захочется что-то делать вместе с нами.
Многие издательства выпускают книги для детей и подростков, посвященные теме милосердия. Есть ли шанс, что они появятся и в государственных программах образования?